Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Менеджмент как организационно целевое управление
I.1. Менеджмент: организация управления
I.2.Виды и принципы менеджмента, их классификация
ГЛАВА II. Менеджмент - целевое управление
II.1. Управленческие решения, этапы менеджмента
II.2.Место и роль менеджмента в экономики государства
ГЛАВА I I I. Взаимосвязь менеджмента с другими структурами и сферами государства
-Централизация. В любой организации должен быть управленческий центр.
-Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке вниз до низового звена (цепь подчинения).
-Порядок. Означает, что должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем месте.
-Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.
-Стабильность рабочего места для персонала.
Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.
Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации
Менеджеры в системе управления организацией
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.[3]
Таким образом, планирование, организация, мотивация и контроль представляют собой четыре основные функции менеджера.
Принцип единства подчинения заключается в том, что работник должен получать распоряжение, относящееся к выполняемой работе, только от одного начальника. Исходя из этого система «елочка» построена так, что права и ответственность вышестоящего руководителя поглощают только часть прав и ответственности нижестоящего руководителя.
Целевое управление еще называют управлением по целям или управлением целевым образом. Термин Management by Objectives (МВО) ввел почти 50 лет назад классик менеджмента американец Питер Друкер. Целевое управление связано с Performance Management (PM, оценка эффективности работы сотрудников с точки зрения поставленных перед ними целей), Key Performance Indicators (KPI, ключевые показатели исполнения или количественные производственные показатели) и Balansed Score Card (BSC, система сбалансированных показателей).
Целевое управление связано с Performance Management (измерением эффективности работы сотрудников с точки зрения поставленных перед ними целей), Key Performance Indicators (определением ключевых показателей исполнения или количественных производственных показателей) и Balanced Scorecard (правильной балансировкой тех же целей). В целом же управление по целям - это единый для всей компании стандарт управления подразделениями и отдельными сотрудниками, где деятельность оценивается не по процессу, а по результату, достижению поставленной цели. Чем больше в компании людей, тем больше хаос, поэтому GOAL-технология удобна для больших компаний (хотя она показала свою эффективность и при численности персонала 10-20 человек).
Планирование набора шагов, которые необходимо выполнить для достижения цели, - это и есть SMART- управление. Сначала для всей компании прописываются глобальные шаги - на год, на квартал, на месяц. Потом они разбиваются на маленькие шаги для каждого сотрудника в отдельности. Но есть еще стандартные, повторяющиеся операции, невыполнение которых может сильно повлиять на конечный результат. Выполнение стандартов, часто непрописанных, тоже оценивается руководителем (это своего рода “оценка за поведение”).
Кроме этого, сотрудники составляют карты реализации своих рабочих целей (карты SMART-задач или поручений, конкретных шагов), в которые включен контроль их исполнения. И еще есть карты контроля стандартов (повторяющихся операций), тоже с оценкой выполнения руководителем. Таким образом, при помощи трех карт (KPI, SMART, STANDART) можно описать работу любой компании, любого ее подразделения. Эти карты позволяют (как руководству, так и сотрудникам) максимально точно понять, что нужно сделать и оценить, что и как сделано.
Например, есть цель - увеличить объем продаж. Для каждого сотрудника, которому ставится такая цель, в карте прописываются конкретные шаги или согласованные поручения, ведущие к результату (провести три встречи с клиентом, утвердить новый прайс-лист, и т. д.). Из выше изложенного можно сделать вывод, что выполняя эти шаги, работник тем самым достигает запланированных бизнес-показателей. Менеджер оценивает, что из намеченных конкретных дел реализовано, а если не сделано, то почему. В результате руководство имеет конкретные доказательства того, что сотрудник способствует росту объема продаж.
В целевом управлении средними или крупными организациями важно суметь сохранить целостность бизнеса, обеспечив при этом эффективность достижения целей. Сделать это по ряду причин труднее, чем в малых фирмах.[4]
I.2.Виды и принципы менеджмента, их классификация
По объектам управления выделяют организационный, стратегический, тактический и оперативный менеджмент. Организационный менеджмент стоит у истоков создания структуры, механизма управления, выработки комплекса управленческих функций, правил и стандартов. Стратегический менеджмент реализует долгосрочные цели в управленческой деятельности после их предварительной установки. Тактический менеджмент в чём-то схож со стратегическим, он разрабатывается в развитие стратегии. Оперативный менеджмент решает задачи, возникающие в процессе производства. Он основан на распределении работ и ресурсов, отслеживание хода выполнения заданий в текущий момент времени.
В зависимости от функциональной принадлежности выделяют такие виды менеджмента, как:
1.Маркетинг-менеджмент. Изучает финансовые рынки, создаёт новые каналы сбыта, формирует ценовую политику.
2.Производственный менеджмент позволяет контролировать производственные процессы организации.
3. Менеджмент персонала – это качественное планирование использования трудовых ресурсов, их подбор, расстановка, обучение.
4. Финансовый менеджмент – это выработка целей и задач управления финансами организации, планирование финансовой деятельности организации.
5. Инновационный менеджмент – организует работу с нововведениями, координирует использование научных открытий. 6.Инвестиционный менеджмент – это работа по управлению инвестициями.
7. Адаптивный менеджмент ставит своей целью адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
8. Антикризисный менеджмент – это управление процессами, сопутствующими процедуре банкротства организации.[5]
Принципы современного менеджмента:
1. Принцип системности и комплексности. Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению.
2. Принцип демократического централизма. Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. (Централизация означает концентрацию властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией. Децентрализация управления - это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления организацией.)
3. Принцип оптимизации управления. Оптимизация управления позволяет совершенствовать структуру управляемого объекта и повышает его функциональные возможности, что в итоге ведет к ослаблению или полному устранению внутрисистемных негативных процессов.
4. Принцип соответствия (определение соответствия: ту ли должность занимает работник на предприятии)
5. Принцип автоматического замещения отсутствующего. Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.
6. Принцип первого руководителя. Этот принцип гласит - при организации выполнения важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия.
7. Принцип цели. В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия.
8. Принцип ориентации на потребителя. Руководство предприятия должно донести свою стратегию и связанные с ее реализацией рабочие планы до всех сотрудников компании, ее партнеров и других людей вне предприятия, имеющих отношение к решению этих задач.
9. Принцип повышения квалификации.
10. Принцип постоянного улучшения.
План-программа - это комплекс мер, направленный на реализации выбранной стратегии или стратегической задачи, сбалансированный по срокам, исполнителям и ресурсам.[6]
Цель - желаемый результат функционирования системы.
Требования: реальная, возможная при данных условиях функционирования предприятия, достижимая, реализуемая. У любой организации должны существовать: стратегическая цель (долговременная), текущие цели - на 1 год и оперативные - до месяца. Цель деятельности - это желаемое состояние объекта управления через определенное время, т.е. от правильного формулирования зависит слаженность работы персонала.
Цели устанавливаются на основе следующих принципов: конкретности и измеримости, достижимости и реальности.
Недостижимые цели не поддаются мотивации, но и реализация легких целей плохо мотивируется, следовательно, цели должны соответствовать способностям работников, наличия сроков исполнения, эластичности целей, возможности их корректировки. Этот принцип особо актуален в наших постоянно меняющихся условиях.
Классификация целей
Цели предприятия могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.
Краткосрочные цели определяются не больше, чем на квартал или год. Это может быть и увеличение ассортимента на торговом предприятии, и продажа залежавшегося товара в определенные сроки, и т. д.
Среднесрочные цели устанавливаются на срок от года до трех лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества.
Долгосрочные цели определяются на срок от трех до десяти лет. Они могут включать освоение новых рынков, универсализацию производства и др.
Менеджер - наемный управляющий компанией, фирмой, банком, структурным подразделением, направлением, обладающий в пределах своей компетенции, исполнительной властью, занимается планированием, организацией, управлением и контролированием в компании или подразделении.[7]
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Таким образом, планирование, организация, мотивация и контроль представляют собой четыре основные функции менеджера.
ПЛАНИРОВАНИЕ. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей
ОРГАНИЗАЦИЯ. Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации.
МОТИВАЦИЯ. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.
КОНТРОЛЬ. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально.[8]
Коммуникационный процесс в управлении организацией:
Понятия «коммуникация» и «коммуникационный процесс». Коммуникация (лат. communicatio), буквально означающее «общее» или«разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Цели коммуникаций:
1.Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
2.Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
3.Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
4.Регулирование и рационализация информационных потоков.
Коммуникационный процесс — это взаимодействие совокупности элементов. Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:
1. Отправитель — лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;
2. Сообщение - непосредственно информация;
3. Канал - средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети);
4. Получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её. Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:
1. Зарождение идеи или отбор информации;
2. Выбор канала передачи информации;
3. Передача сообщения;