Файл: Управление конфликтными ситуациями в государственных организациях (Понятие и содержание конфликтов).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и содержание конфликтов
1.2 Конфликт в государственной сфере: понятие, содержание, проблемы
Глава 2. Особенности возникновения и виды конфликтов в государственных структурах
2.1 Анализ конфликтного потенциала государственной службы
Глава 3. Социальные аспекты управления конфликтами в государственной службе
3.1 Механизмы управления конфликтами в государственной службе
3.2 Оптимизация управленческих решений по разрешению конфликтов в государственной службе
Согласно Федеральному закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», личный интерес государственного служащего означает возможность получения государственными служащими дохода (неосновательного обогащения) в денежной или натуральной форме при исполнении ими своих обязанностей.
Личный интерес государственного гражданского служащего также означает доход в виде материальных пособий для членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми государственный служащий имеет финансовые или другие обязательства. Толкование, предлагаемое федеральным законом, характеризует только одну из форм проявления конфликта интересов на государственной службе, а именно возможность получения неосновательного обогащения (взятки).
В то же время важно отметить, что конфликт интересов не должен быть связан только с выполнением или невыполнением государственными служащими своих служебных обязанностей, поскольку значимость его действий или бездействия лежит вне его служебных обязанностей, но что также может быть следствием конфликта интересов и привести к негативным последствиям для организации, граждан, государства.Это также должно быть связано с личными интересами государственных служащих, а не только с целью получения материальной выгоды, поскольку конфликт интересов в государственной гражданской службе может быть связан как с приемом на работу, так и с карьерным ростом и прекращением отношений на государственной службе[17,82].
Конфликт интересов на государственной службе не может рассматриваться как односторонний, так как является простым противоречием личным интересам чиновника и государства, общества, граждан и их объединений, социальных групп.Это сложное социальное явление, основанное на многих факторах объективного и субъективного характера, определенных условиях выполнения функций государственными служащими и институциональных ошибках в организации государственной службы.
Успешное предотвращение и разрешение конфликтов интересов на государственной службе будет возможно только после принятия антикоррупционного законодательства, тщательно разработанного административного и процедурного механизма разрешения конфликтов интересов на государственной службе.
Глава 2. Особенности возникновения и виды конфликтов в государственных структурах
2.1 Анализ конфликтного потенциала государственной службы
В системе государственной гражданской службы следующие отношения имеют конфликтный потенциал: административные и служебные отношения, то есть отношения между должностными лицами и работодателем как лицом, представляющим интересы государства; трудовые отношения, т. е. отношения между государственными служащими как работниками и работодателем; гендерные отношения, то есть отношения между мужчинами и женщинами, занятыми на государственной гражданской службе; отношения власти с администрацией, то есть отношения, возникающие, с одной стороны, между должностными лицами, обладающими полномочиями принимать управленческие решения или распоряжаться материальными ресурсами, а с другой - с клиентами (субъектами), которые действуют как лица, заинтересованные в удовлетворении их требований[23,67-77].
Отношения, размещенные в первых трех местах, могут привести к конфликтам внутри организации. Эти конфликты, которые динамично развиваются непосредственно внутри административной организации, естественно, не проходят без последствий при определенных условиях и влияющих факторах. Что касается вероятности конфликта административной власти административной организации, конфликты, возникающие по этой «причине», не относятся к категории внутриорганизационных конфликтов.
Это объясняется тем, что одна из конфликтующих сторон находится вне административной организации. Фактически конфликт между лицом, запрашивающим и отказывающим, и административной организацией может возникнуть, когда гражданин или юридическое лицо предъявляет претензии, касающиеся деятельности (бездействия) должностных лиц.Включение в конфликтующий потенциал административной организации такого элемента, как трудовые отношения, требует некоторого объяснения того, почему они подразумевают отношения между государственными служащими и представителем работодателя.
На данном этапе развития современного права среди юристов нет единой точки зрения на характер отношений между этими образованиями. Одна группа ученых считает, что эти отношения являются административными, а федеральный закон, регулирующий их, является административным. Другая группа - считает, что эти отношения трудовые. Есть третья точка зрения, которая, на наш взгляд, более оправдана. В административных организациях взаимодействие между сотрудниками, которые управляют подчиненными, и сотрудниками, которые действуют как подчиненные, являются сложными отношениями[6,463].
В связи с тем, что работа государственных служащих на государственной службе не имеет такого всеобъемлющего нормативного регулирования в административном и служебном секторах, законодатель распространил действие Трудового кодекса Российской Федерации на всех государственных служащих. Рассмотрение и разрешение конфликтов как элементов процесса «урегулирования» конфликта для достижения его цели (результата) объединяет более всеобъемлющую концепцию, присущую теории социальных конфликтов. Это категория «управление конфликтами».
Поскольку остальные из четырех перечисленных основных типов отношений не регулируются законом, отсутствует правовой механизм для разрешения конфликтов между гендерными вопросами и властными отношениями. Следует подчеркнуть, что гендерные вопросы мало изучены, хотя гендерное равенство становится все более важным для современной России в последнее время.Распространение института конфликта интересов в сфере государственного управления связано с необходимостью предотвращения влияния на государственного служащего каких-либо частных интересов, которые могут нанести ущерб выполнению его обязанностей.
Однако анализ рассмотренных норм приводит к выводу, что между ними существуют определенные несоответствия. Некоторые из них дополняют друг друга, поэтому они не мешают реализации. Но есть и такие, которые вызывают несоответствия, что, по нашему мнению, недопустимо и требует разрешения законодательного органа[25,19].
Одним из существенных факторов конфликтного потенциала государственной службы является проблема коррупции.При поступлении на государственную службу заявитель добровольно соглашается с тем, что его или ее личные интересы должны быть подчинены интересам государства и, в связи с этим, должен существовать механизм ограничения конкретной деятельности этого лица. Федеральный закон «О государственной службе Российской Федерации» определил конфликт интересов. В то же время под личным интересом государственного служащего понимается возможность получения государственными служащими дохода в денежной или натуральной форме, в виде материальных выгод при исполнении своих обязанностей. В российском законодательстве можно найти примеры увязки конфликта интересов не только с материальными, но и с другими выгодами.
Например, Положение об установлении мер по предотвращению конфликта интересов в системе накопительного ипотечного кредитования военнослужащих (утверждено Правительством Российской Федерации № 656 от 7 Ноябрь 2005 г.) содержит понятия «материальная выгода» и «личная выгода» - есть преимущество в том, что человек достигает своих очевидных личных целей, даже если эта выгода не привела к материальной выгоде.
В то же время продвижение по службе и объявление благодарности не являются личной выгодой. Мы приветствуем намерение усилить правовые гарантии для предотвращения возможности использования своего служебного положения в личных целях государственных служащих и муниципалитетов. В то же время термин «личная выгода» может включать в себя необоснованный перечень последствий, возникающих при исполнении служебных обязанностей государственного служащего и муниципального служащего.
Практика комиссий по конфликту интересов показывает, что в некоторых случаях право на свободное участие в деятельности руководящего органа экономической организации может нанести ущерб общественным интересам государства, общества и правам граждан. Недостаточная эффективность связана, в частности, с особенностями органа по урегулированию конфликта интересов. Это административная процедура до суда. Однако необходимым условием привлечения работника к ответственности является определение его вины.Это довольно сложно из-за оценочного характера концепции конфликта интересов. Если работник находится в ситуации, когда он понимает, что существует конфликт интересов, он на практике должен отказаться от действий, которые могут вызвать этот конфликт. Это может произойти как в рамках его официальных полномочий, так и за его пределами. В этом случае письменное уведомление представителя работодателя требуется по закону. Невыполнение этого обязательства может служить основанием для его привлечения к ответственности. Применение этого правила на практике, конечно, связано с определенными трудностями, поскольку работник всегда осознает не только опасность возникновения, но и сам конфликт[10,84].
Это особенно важно в ситуациях, когда сама позиция может объективно вызвать конфликт интересов.С другой стороны, менеджер, получив информацию о реальном или потенциальном конфликте интересов, который возник или может возникнуть у его подчиненного, должен принять меры для предотвращения такого конфликта, пока не будет удален сотрудник, который является частью конфликта.
То есть, по своему субъективному усмотрению, он может считать конфликт несущественным и позволить государственному должностному лицу выполнять официальные задачи в состоянии конфликта интересов или, наоборот, несправедливо увольнять. Конфликт интересов является категорией оценки, и это подразумевает возможность разных подходов и разных оценок ситуации с ее возникновением со стороны государственного служащего и представителя работодателя.То есть для этого требуется третье лицо, которое имеет право разрешать такую ситуацию. Эти полномочия должны принадлежать Комиссии по разрешению конфликтов интересов (указ утвержден указом Президента Российской Федерации от 03.03.2007 № 267).
До настоящего времени большинство законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации создали комиссии в соответствии с действующим законодательством с целью удовлетворения требований к служебному поведению должностных лиц и разрешения конфликтов интересов. Однако, далеко не все эти комитеты, комиссии делают свою работу. Недостаточная эффективность этих комиссий, помимо особенностей самого органа по урегулированию конфликта интересов и проблем из-за правовых конфликтов, влияющих на его эффективное функционирование, обусловлена рядом причин.Прежде всего, это вспомогательный характер их задач, который сводится только к тому, чтобы помочь государственным органам обеспечить соблюдение должностными лицами официальных стандартов и разрешение конфликтов интересов. Другой причиной являются функциональные ограничения, которые не предусматривают систематическую долгосрочную работу по систематическому мониторингу соблюдения официальных требований поведения[22,46-53].
2.2 Методологические подходы к разработке управленческих решений в государственном учреждении в ходе практики урегулирования конфликтов
С методологической точки зрения социальный конфликт может быть представлен как уникальная трихотомическая система «субъекты - интересы - действия». Однако не все противоречия напрямую затрагивают интересы отдельных лиц, групп или других объединений лиц. Конфликт формируется только тогда, когда нарушаются интересы одних, что позволяет удовлетворить интересы других и становится достоянием их общественного сознания. Это интересы, которые должны быть взяты за отправную точку в анализе конфликтов, потому что по своей природе они воплощают единство объективного и субъективного, предполагают определенное осознание потребностей, на основе которых формируется мотивация субъекта, а также направленность и цели деятельности[7,61].
Проблема конфликта интересов широко обсуждается не только в рамках административного, государственного, конституционного права в отношении, в частности, деятельности государственных служащих, но и в рамках гражданского и корпоративного права в отношении негосударственных.