Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Одной из существенных черт цивилизованного государства является его способность противодействовать негативным явлениям и, в первую очередь, преступности Стабильность государственного влияния на криминальные события в советский период существования России в первые годы постсоветского этапа развития общества сменилась безудержным ростом преступности, в том числе ее групповых и организованных форм', остановить который не удается до настоящего времени

Криминальные проявления пронизали все сферы жизнедеятельности государства и общества в России политику, экономику, идеологию, общественное сознание, включая правосознание и нравственность В таком виде преступность представляет угрозу существованию самого государства Для ею выживания и развития сегодня необходим ряд серьезных и последовательных мер, в первую очередь, антикриминального (в том числе, оперативно-розыскного) свойства В ряду этих мер наиболее значимое место, по мнению соискателя, занимает законотворческая деятельность, ибо демократическое государство невозможно представить без наличия и соблюдения законов

Центральным звеном правовой основы оперативно-розыскной деятельности выступает ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) Присутствие в нем системных проблем, и необходимость существенного изменения норм действующего оперативно-розыскного законодательства весьма наглядно продемонстрирована в трудах многих ученых в области оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД)

Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах по проблемам совершенствования правового регулирования ОРД таких авторов, как В Г Бобров, Е А Доля, А М Ефремов, В Ф Луговик, К В Сурков, А Е Чечетин, А Ю Шумилов и др

Основной целью курсовой работы является исследование вопроса

- обобщения и систематизации законодательных предписаний в области ОРД,

- Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

- Границы правового регулирования общественных отношений ОРД.

-Определение оперативно-розыскного закона и его структура

- проанализировать проблемы нормативно-правового регулирования оперативно-розыскной деятельности и научно значимые варианты их разрешения

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с законодательной регламентацией ОРД и практическим использованием законодательных норм в указанной сфере


Предметом исследования выступают закономерности создания законодательных норм и их использования в правоприменительной деятельности субъектов ОРД

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, а также системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-теоретический методы изучения социально правовых явлений. Для достижения объективности результатов исследования данные методы применялись комплексно

Глава 1 Общие положения правового регулирования оперативно розыскной деятельности

1.1 Эволюция законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная дея­тельность (далее - ОРД) в России имеет глубокие ис­торические корни. Однако первые упоминания о применении розыскных приемов от­носятся еще к первобытно-общинному строю [16, с. 89]. В.П. Илларионов утверждает: «Сколько помнит себя че­ловечество, инстинкт самозащиты ро­да, племени, государственной общно­сти выделил тех, кого в Библии назы­вают “соглядатай”». Из истории развития форм этой деятель­ности известно, что она, неизменно сохраняя свою сущность, получала различные альтернативные наимено­вания, например, рассматривалась как сыскная, уголовно-сыскная дея­тельность, уголовно-розыскная дея­тельность, иногда в качестве опера­тивно-розыскного процесса и т.д. Специфика самой ОРД и ее правового регулирования изначально обусловлена главным образом двумя основополагающими факторами.

С одной стороны, достижение ее целей производится путем совершения, в основном, негласных действий (а при возможности и необходимости и глас­ных). Кроме того, обычно планирова­ние и реализация оперативно-­розыскных мер и мероприятий носит преимущественно конспиративный характер. Конспирация при осу­ществлении ОРД означает использо­вание методов, применяемых «для со­хранения в тайне своей деятельности и членов», а также «соблюдение тай­ны».


С другой стороны, получение значительного объема имеющей зна­чение оперативной информации про­изводится посредством использования возможностей негласного оперативно­го аппарата, т.е. ОРД предполагает привлечение лиц, оказывающих со­действие на конфиденциальной осно­ве. В юридической литературе и в практической правовой фразеологии таких лиц именуют различными тер­минологическими обозначениями: «не­гласными сотрудниками», «агентами», «конфидентами», «информаторами», «источниками», «помощниками», «до­веренными лицами», «осведомителя­ми» и т.п. [28, с. 235]

В этих условиях правовое регулирование ОРД имеет важное практическое значение для обеспече­ния ее законности, а в современных условиях - и гарантий реализации конституционных прав граждан. За­конность мер и мероприятий, приме­няемых в рамках ОРД для обеспече­ния охраны жизни, здоровья, прав и свобод граждан, обеспечения без­опасности общества и государства, во многом определяется уровнем право­вого регулирования механизма работы оперативных подразделений и их со­трудников.

В процессе достижения задач ОРД в наши дни, а в историче­ской ретроспективе - сыскной дея­тельности на различных исторических этапах ее осуществления, неизбежно и объективно оперативно-розыскными органами и их сотрудниками могут затрагиваться (законно ограничивать­ся либо нарушаться) важнейшие пра­ва человека (гражданина) (установ­ленные законами или конституцион­ные - в зависимости от исторического этапа).

Начальный период развития сыска в России характеризуется ста­новлением элементов и форм сыскной деятельности, зарождением первых правовых источников, регламентиру­ющих основы сыска.

На протяжении многих столетий для России был ха­рактерен частный исковой судебный процесс. Доказательства вины в со­вершении преступления в суд пред­ставляли частные лица. Они же добы­вали необходимые доказательства. Не было и системы органов, обеспечива­ющих безопасность государства. В те времена власти обычно добывали ин­формацию, необходимую для обеспе­чения безопасности, при помощи агентов, «путных людей», купцов, тай­ных лазутчиков и др. [24, с. 16].

Вместе с тем уже первая редакция Русской Правды («Суд Ярослава», 1019 г.) закрепляет начальные формы про­ведения сыска - «свод» и «гонение сле­да». Потребность в создании специ­альных органов, занимающихся ро­зыском и расследованием, и правового регулирования этой дея­тельности была реализована позднее.

Зашита личности, осуществляе­мая ранее общиной, в последующем (более четко это наблюдается в конце XV - начале XVI вв.) переходит к спе­циально уполномоченным государ­ством органам и лицам. Дальнейшее развитие сыскной деятельности в Рос­сии отражено Судебником 1497 г., Соборным Уложением 1649 г., указа­ми царя и Боярской думы, а также указными книгами приказов (Земско­го, Разбойного, Холопьего и др.). На смену частного искового процесса по­степенно приходил розыскной про­цесс.


Для участия в расследовании преступлений стали назначать специ­альных должностных лиц государства. Помимо иных способов для получения показаний стала применяться пытка. Широкое распространение получили такие методы, как «повальный обыск» и «поличное». При необходимости по населенным пунктам рассылалось письменное указание о розыске с опи­санием примет разыскиваемого лица.

В дальнейшем сыскная деятель­ность в царской России в первую оче­редь подчинялась обеспечению поли­тической и экономической безопасно­сти государства. С начала XVII в. осо­бое значение придавалось политиче­скому сыску. В 1655 г. был создан Приказ Тайных дел, что считается началом зарождения тайной полиции в России. Создание Приказа Тайных дел способствовало развитию тайных методов розыска и расследования. В целом этот период характеризуется действиями государственных прави­телей по созданию специализирован­ных подразделений политического и уголовного сыска, формированием правовой основы деятельности поли­цейских учреждений. Появились должности сыщиков, которые занима­лись выполнением специальных зада­ний, например, осуществляли розыск и поимку беглых крестьян.

С XVIII в. начинает осуществ­ляться более подробная регламента­ция тайной сыскной деятельности. В 1711 г. появляется Фискальная служ­ба, созданная для борьбы с казно­крадством, взяточничеством и лихо­имством тайными, в том числе и аген­турными методами. Борьбу с преступностью стали осуществлять полицейские органы, имеющие спе­циализацию по частным сферам. Ими также начала использоваться практи­ка негласного привлечения осведоми­телей из преступной среды. [31, с. 145]

Следует констатировать, что по­сле возникновения 12 января 1722 г. в России института прокуратуры ее деятельность стала служить установ­лению законности в различной сфере общественных отношений, включая сферу негласной оперативной (сыск­ной) деятельности. Исторический ана­лиз показывает, что развитие проку­рорского надзора за исполнением за­конов в оперативно-розыскной деятельности прямо обусловлено раз­витием оперативно-розыскного зако­нодательства. Вместе с тем до XIX в. прокурорский надзор за исполнением законов в сфере оперативно-­розыскной (сыскной) деятельности не носил всеобъемлющего характера ввиду отсутствия полноценной систе­мы правового (законодательного) ре­гулирования этого вида деятельности.

В начале XIX в. создается Мини­стерство внутренних дел, в котором выделяется структура политического сыска. Указанные реформы повлекли дальнейшее развитие правовой ре­гламентации, в том числе и оператив­но-розыскной (сыскной) работы. В се­редине XIX в. в результате судебной реформы 1864 г. на полицию возло­жили обязанности по производству дознания.


К концу XIX в. был принят целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, связанные с организаци­ей оперативно-розыскной (сыскной) деятельности (например, Устав Уго­ловного судопроизводства Российской империи 1864 г.; Инструкция около­точным надзирателям 1867 г.; Поло­жение об отдельном Корпусе жандар­мов от 9 сентября 1867 г.; Положение о негласном полицейском надзоре от 1 марта 1882 г.; Положение «Об устрой­стве секретной полиции в Империи» от 1883 г. и др.).

В рамках возложен­ных обязанностей полиция должна была сохранять следы преступления, обеспечивать задержание подозрева­емого. При совершении неочевидного преступления полиция получила право осуществления негласного розыска, в том числе путем проведения расспро­сов и негласного наблюдения. Созда­ние специальной сыскной полиции произошло 31 декабря 1886 г. При по­лицейском управлении Санкт- Петербурга была создана специальная сыскная часть, задачей которой стало предупреждение и раскрытие обще­уголовных преступлений с использо­ванием специальных методов и средств. В частности, использовались такие методы и средства, как личный сыск, опросы на основе разрабатыва­емых легенд, скрытое наблюдение, оперативное внедрение, привлечение к сотрудничеству лиц из уголовно­преступной среды.

В конце XIX - начале XX вв. бы­ли созданы специальные подразделе­ния наружного наблюдения. Впослед­ствии сотрудники этих подразделений стали именоваться «филерами». Сыск­ную деятельность в начале XX в. осу­ществляли жандармы, сыскная поли­ция и военная контрразведка. Важ­нейшим этапом развития оперативно­розыскного (сыскного) законодатель­ства являлось принятие Закона от 6 июля 1908 г. «Об организации сыск­ной части». При этом развивалась и подзаконная нормативная база.

В частности, были изданы: Положение о начальниках розыскных отделений от 12 августа 1902 г.; Положение об охранных отделениях от 9 февраля 1907 г.; Положение об Особом отделе 1907 г.; Инструкция чинам сыскных отделений от 9 августа 1910 г. и др. Основными источниками получения оперативной информации являлись агентурные сведения, перлюстрация корреспонденции и данные наружно­го наблюдения.

В это время органы сыска также имели полномочия про­изводить розыск. Розыск рассматри­вался как составная часть дознания. При этом розыск был направлен на обнаружение неустановленного ви­новника преступления. Следует также отметить, что при расследовании и судебном рассмотрении дел о государ­ственных преступлениях в царской России законодательством допуска­лось прямое использование агентур­ной информации как имеющей дока­зательственное значение.