Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На наш взгляд, последнее определение сформулировано нечетко, оно не отражает содержания разведывательной деятельности (сил, средств, методов) и не оставляет возможности для научного анализа с точки зрения оперативно-как в названии ФЗ «Об ОРД» и в тексте ряда иных законодательных актов применяется термин «оперативно-розыскной». А. Ю. Шумилов в своих работах использует первый вариант написания розыскной науки. Основные отличия ОРД от КРД согласно законодательным определениям касаются круга субъектов и целей данных видов деятельности. Вместе с тем субъект КРД одновременно является одним из субъектов ОРД, а цель КРД можно представить как борьбу с преступлениями, предусмотренными гл. 29 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» (государственная измена, шпионаж и др.). [22,С. 134]

Анализируя мнения других ученых относительно содержания понятия КРД, считаем целесообразным привести наиболее полярные из них. Так, П. С. Дмитриев полагает, что «понятие контрразведывательной деятельности по своему содержанию значительно шире понятия оперативно-розыскной деятельности». Отсюда следует, что понятие ОРД является частью понятия КРД. И. А. Климов занимает диаметрально противоположную позицию, считая, что «оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел - это обусловленная разведывательно-подрывными действиями преступников контрразведывательная деятельность сотрудников специализированных и иных служб органов внутренних дел, осуществляемая на основе законов и подзаконных актов в целях предупреждения и раскрытия преступлений, а также розыска лиц, уклоняющихся от следствия, суда и отбывания наказания», т. е. понятие ОРД полностью «поглощает» понятие КРД.

Обращаясь к опыту законодательного регулирования ОРД стран-участников СНГ, представляется необходимым отметить следующее. Понятие ОРД Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 г. № 154-XIII «Об оперативнорозыскной деятельности» определяет как научно обоснованную систему гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим законом, другими законами и нормативными актами Республики Казахстан специально уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций.


Кроме того, в ст. 2 «Задачи ОРД» вышеназванного закона в числе прочих, связанных с борьбой с уголовной преступностью, приведены:

-содействие в обеспечении безопасности общества, государства и укреплении его экономического потенциала и обороноспособности;

-выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций;

-обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц;

-обеспечение охраны государственной границы;

-обеспечение защиты сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; содействие организациям в защите коммерческой тайны. [7, C. 31]

Закон Украины от 18 февраля 1992 г. № 2135-XII «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет, что ОРД - это система гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мероприятий, осуществляемых с применением оперативных и оперативно-технических средств.

В качестве задач ОРД указанным законом предусматриваются поиск и фиксация фактических данных о противоправных деяниях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины, разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций с целью прекращения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получения информации в интересах безопасности граждан, общества и государства.

Таким образом, исходя из вышеизложенного и опираясь на международный опыт законодательного регулирования ОРД, мы предлагаем объединить законодательное регулирование разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и осуществлять его единым нормативным правовым актом, основываясь на схожести их целей, задач, используемых сил, средств и методов. Подробная разработка объединенного закона, по нашему мнению, позволит снять ряд пробелов и недостатков действующего законодательства, в частности, определит, какими мерами осуществляется разведывательная и контрразведывательная деятельность, придаст легитимность оперативно-розыскным мерам (засада, задержание с поличным и др.) и т. д.

Соглашаясь с точкой зрения А. Ю. Шумилова, мы поддерживаем идею о создании открытого оперативнорозыскного закона и (впоследствии) секретного, единого для всех ведомств-субъектов ОРД нормативного правового акта, регламентирующего организацию и тактику «обновленной» ОРД.


Остается открытым вопрос о том, как называть эту «обновленную» ОРД. Мы предлагаем сохранить существующее название «оперативнорозыскная деятельность», так как термин «государственная профессиональная сыскная деятельность», на наш взгляд, несколько неудобен в силу своей «громоздкости».

Если мы делаем вывод о необходимости единства законодательной базы разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, то очевидна необходимость объединения и научных изысканий в указанных областях. Теория разведки имеет весьма глубокие исторические корни. Так, достаточно вспомнить «Трактат о военном искусстве», автором которого является древнекитайский стратег и мыслитель Сунь Цзы. Этот трактат был написан около 2500 лет назад и, кроме всего прочего, в гл. XIII «Использование шпионов» содержал классификацию шпионов. Представляется, что объединение научных школ органов госбезопасности и органов внутренних дел позволит взаимно обогатить как научные изыскания, так и практические рекомендации для оперативных подразделений различных ведомств.

2.2 Особенности правового регулирования оперативно-розыскной мероприятия в рамках оперативно розыскной деятельности «обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств »

Деятельность органов внутренних дел, ведущих борьбу с преступностью, регламентируется нормами права, поэтому проведение любого оперативно-розыскного мероприятия, в том числе и оперативно-технического, в процессе оперативно-розыскной деятельности связано с практической реализацией тех или иных правовых предписаний.

Борьба с преступностью может быть успешной лишь тогда, когда она проводится в соответствии с требованиями закона. Только правовые нормы устанавливают права и обязанности различных звеньев органов внутренних дел и должностных лиц, поэтому их деятельность должна протекать исключительно в порядке и формах, предусмотренных законом, а также в пределах компетенции, очерченной законом.


Правовым основам применения оперативно-технических средств в теории оперативно-розыскной деятельности уделено большое внимание. Данной проблематике посвящены работы П.П. Артеменко,

С.В. Игнатова, М.К. Каретникова, В.И. Кирина, В.Н. Омелина, А.В. Петухова, С.Б. Салахова, В.Д. Тяптина и ряда других ученых. Вместе с тем, изменения в правовой политике государства, появление принципиально новых видов оперативной техники и, что особенно важно, расширение оперативно-тактического диапазона ее использования требуют дальнейшего совершенствования всей системы правового регулирования применения специальных технических средств в оперативно-розыскной деятельности, в том числе и в ходе осуществления оперативно-розыскного мероприятия «обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» проводимых оперативно-техническими подразделениями (далее по тексту оперативно-техническое мероприятие).

Анализ работ различных авторов, посвященных проблеме правомерности применения оперативной техники, позволяет сделать вывод об определенном единстве взглядов по данному вопросу. С нашей точки зрения, общее мнение наиболее точно выражает С.Б. Салахов, который определяет в качестве правовых основ использования технических средств в оперативно-розыскной деятельности совокупность норм, определяющих порядок, пределы и тактику использования этих средств, уточняя далее, что эти нормы содержатся в законных и подзаконных актах.

Эта дефиниция в своей основе может быть полностью трансформирована и на процесс осуществления оперативно-технических мероприятий органами внутренних дел.

Правовой механизм регулирования оперативно-технических мероприятий, как разновидности оперативно-розыскных, по своей природе такой же, как и других средств и методов оперативно-розыскной деятельности: законодательные нормы определяют общие основы проведения мероприятий, являются исходными для подзаконных нормативных актов, непосредственно регламентирующих порядок их проведения.

Применительно к рассматриваемой нами проблеме целесообразно представить всю систему правового регулирования проведения оперативно-технических мероприятий по обследованию зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в виде двух блоков нормативно-правовых актов.

К первому блоку можно отнести законодательные акты, содержащие нормы различных отраслей права, которые устанавливают общую допустимость применения оперативно-розыскных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, не содержат, вместе с тем, конкретных положений, непосредственно определяющих порядок проведения оперативно-технических мероприятий.


Ко второму блоку следует отнести подзаконные нормативные акты, регламентирующие различные вопросы осуществления вышеуказанных мероприятий (правовые, организационные, тактические).

Исходя из вышесказанного, обратимся к рассмотрению первого блока нормативно-правовых актов.

На основании метода системного анализа мы полагаем возможным выделить из общей правовой основы оперативно-розыскной деятельности лишь положения, касающиеся предмета нашего исследования.

Итак, к первой группе нормативно-правовых актов следует отнести нормы Конституции Российской Федерации. В частности, ст.2 Конституции устанавливает обязанности государства по соблюдению и защите прав и свобод граждан. Являясь исполнительным органом государства, призванным осуществлять правоприменительные функции, органы внутренних дел и, в частности, их оперативные аппараты обеспечивают выполнение этого конституционного требования присущими им методами. В полной мере это положение Конституции Российской Федерации относится и к оперативно-розыскной деятельности, как неотъемлемой части общегосударственной системы мер борьбы с преступностью. [29, C. 41]

Составной частью первого блока правовой основы проведения специальных оперативно-технических мероприятий являются также конституционные нормы, устанавливающие конкретные права и свободы граждан, а также раскрывающие общие условия их ограничений. Например, часть 1 ст.24 Конституции Российской Федерации развивает принцип ст.12 Всеобщей декларации прав человека и указывает на недопущение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Ст.25 устанавливает права граждан на неприкосновенность жилища и также обозначает общие условия их ограничения: «Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». В оперативно-розыскном аспекте данное положение налагает определенные ограничения на проведение оперативно-технических мероприятий по обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Содержание ст. 25 Конституции РФ воспроизводится также в ст.12 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Так, в ст.12 УПК РФ указывается, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

Далее отметим, что согласно п.10 ст.5 УПК РФ под жилищем понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания. [2]