Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гл. I. Общие положения (ст. 1—5);

гл. П. Проведение ОРМ (ст. 6—12);

гл. III. Органы, осуществляющие ОРД (ст. 13—16);

гл. IV. Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД (ст. 17—18); гл. V. Финансовое обеспечение ОРД (ст. 19); гл. VI. Контроль и надзор за ОРД (ст. 20—23). [3]

Значение оперативно-розыскного закона.

Его значение многопланово. Так, для правоприменения оно состоит в том, что этот законодательный акт выступает в качестве:

основного нормативного правового средства воздействия государства на общественные отношения в ОРД;

ядра нового оперативно-розыскного законодательства; базового элемента правовой основы ОРД (см. § 3 гл. 4);

свода основных правил ОРД, которыми обязаны руководствоваться на практике все оперативники, все лица, оказывающие содействие ОРД, и все другие участники ОРД.

Для нормотворчества и научных исследований оно состоит в том, что этот законодательный акт выступает в качестве: формы «жизни» оперативно-розыскного права (см. § 1 гл. 4); системообразующего нормативного правового массива для дальнейшего кодификационного процесса в области ОРД.

Для обучения правилам ОРД оно состоит в том, что этот законодательный акт выступает в качестве:

гласного, открытого для каждого правого источника получения знаний об основных правилах ОРД;

модели при разработке программ учебных дисциплин для студентов (курсантов), изучающих ОРД;

набором конкретных правил, изложенных в Законе, которые студенты (курсанты, слушатели) обязаны изучить и сдать экзаменатору. [20, C. 126]

Нормы действующего. Оперативно-розыскного закона

Определение нормы действующего Оперативно-розыскного закона и последствия ее нарушения.

Норма ФЗ об ОРД — это установленное и обеспеченное государством общеобязательное правило поведения и связанные с ним общие веления, призванные в своем единстве регулировать общественные отношения в ОРД. Такая норма есть исходящее от государства и охраняемое им общее правило поведения, которое предоставляет участникам ОРД юридические права и возлагает на них юридические обязанности.

Основным предметом регулирования посредством норм ФЗ об ОРД являются оперативно-розыскные правоотношения (см. § 1 гл. 4).

Нормы ФЗ об ОРД — важнейшие правила, которыми руководствуются участники ОРД. Однако ими все правила ОРД не исчерпываются. Так, с учетом принципа конспирации достаточно большой массив нормативных правил содержится в подзаконных ведомственных нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов. Кроме того, отдельные правила ОРД изложены в отдельных законодательных и других открытых нормативных правовых актах.


Совокупность этих норм принято называть оперативно-розыскными нормами. Те из них, которые содержатся в ФЗ об ОРД, относительно других оперативно-розыскных норм имеют наибольшую юридическую силу.

Следовательно, нормы ФЗ об ОРД — это оперативно-розыскные нормы, обладающие высшей юридической силой для участников ОРД. Такие нормы запрещено нарушать. Нарушение норм ФЗ об ОРД — это противоправное действие (бездействие) лица, которое посягает на порядок, установленный Законом. Любое нарушение кем бы то ни было (оперативником и всеми другими, на кого распространяется действие норм ФЗ об ОРД) нормативных предписаний влечет юридическую ответственность (ч. 10 ст. 5 ФЗ об ОРД). [21, C. 30]

Структура правовой нормы действующего Оперативно-розыскного закона.

В теории права и соответствующих отраслевых правовых науках выделяют, как правило, в норме три элемента: 1) гипотезу, 2) диспозицию и 3) санкцию. Эти положения с определенной долей условности реализуются и в структуре нормы ФЗ об ОРД (оперативно-розыскной нормы).

Под гипотезой понимаются определенные обстоятельства, при наличии которых реализуется ее диспозиция. С помощью гипотезы некий абстрактный вариант поведения «накладывается» на конкретный жизненный случай, привязывается к соответствующему субъекту, месту и времени. Гипотеза оперативно-розыскной нормы включает указания на основания, условия осуществления ОРМ, а также на другие обстоятельства, при соблюдении которых содеянное оперативником (агентом и др.) будет признано законным, т.е. им предъявляется требование следовать определенному правомерному поведению.

Диспозиция — структурный элемент оперативно-розыскной нормы, указывающий на правило поведения, в соответствии с которым должны поступать участники правоотношений. Диспозиция, выступая моделью правомерного поведения и являясь «хребтом» нормы, взаимосвязана с гипотезой и санкцией.

В оперативно-розыскной теории выделяют следующие виды диспозиций, характерных для оперативно-розыскной нормы:

простая — называется только конкретный оперативно-розыскной акт, допустим ОРМ, без раскрытия его признаков (например, опрос — п. 1 ч. 1 ст. 6);

описательная — содержится указание на основные признаки того или иного оперативно-розыскного понятия. Так, понятие сведений, составляющих государственную тайну, при проведении негласных ОРМ раскрывается через перечисление таких его составляющих, как силы, средства, источники, методы, планы, результаты ОРД и др., — ч. 1 ст. 12;


отсылочная — содержит отсылки к другим статьям ФЗ об ОРД. Например, для уяснения исключений из правил проведения ОРМ по основаниям, предусмотренным п. 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7, необходимо обратиться к правилам, изложенным в ч. 9 ст. 8;

бланкетная — содержит отсылки к нормативным предписаниям других законодательных и иных нормативных правовых актов.

Санкция, выступая в качестве завершающего элемента структуры юридической нормы, содержит указание на последствия реализации такой нормы. Однако в нормах ФЗ об ОРД почти не содержится санкций, так как Закон в основном носит специфический процедурно-процессуальный характер. Тем не менее в нескольких случаях упоминание о санкциях в тексте Закона можно найти. Так, в ч. 10 ст. 5 определено, что нарушения ФЗ об ОРД при осуществлении ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством России.

Глава 2 Анализ проблемных и особых аспектов правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

2.1 Проблемы нормативно-правового регулирования оперативно-розыскной деятельности и научно значимые пути их разрешения

Значение Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее: ФЗ «Об ОРД») (Рос. газ. 1995. 18 авг.) огромно. Уже почти восемнадцать лет (а с учетом его «старшего брата» - Закона Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» - уже более двадцати лет!) закон регулирует правоотношения, существующие в оперативно-розыскной деятельности.

Указанная деятельность в России перестала носить только засекреченный характер: основные положения, закрепленные в законе, стали открытыми для любого желающего с ними ознакомиться. Закон определил круг правоохранительных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, закрепил их права и обязанности, регламентировал основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятийи т. д. Вместе с тем анализ его содержания ставит перед исследователями ряд проблем, которые требуют своего разрешения.


Для этого необходимо обратиться к тем историческим условиям (1992-1995 гг.), в которых принималось оперативно-розыскное законодательство: распад Советского Союза, «торжество демократии», коренное реформирование Комитета государственной безопасности, значительное ограничение компетенции Министерства внутренних дел, создание новых силовых ведомств (Министерство безопасности, Главное управление охраны и др.). Очевидно, что в такой обстановке принятие оперативно-розыскного закона было актом как законотворческим, так и политическим. Тем более следует отдать должное разработчикам, которые сумели в короткий срок заложить фундаментальные основы оперативно-розыскного законодательства.

ФЗ «Об ОРД», вскоре заменивший Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», в целом сохранил его структуру, во многом воспроизвел концептуальные идеи, но вместе с тем в него были включены многие новые нормы, существенно улучшившие и расширившие законодательное регулирование ОРД. Так, расширен перечень ОРМ, уточнены и дополнены основания для проведения ОРМ и т. д. ФЗ «Об ОРД» стал базовым нормативным правовым актом в области ОРД, которым и является до настоящего времени.

Вместе с тем в течение двух прошедших десятилетий оперативно-розыскная наука продолжала развиваться. В связи с этим существующее правовое регулирование ОРД уже не отвечает современным потребностям практики и нуждается в совершенствовании. Такой вывод разделяют как практические работники, так и научные сотрудники, занимающиеся решением вопросов в сфере ОРД. [17, C. 84]

Ряд ученых, в том числе и известных, неоднократно подчеркивали несовершенство оперативно-розыскного закона и вносили предложения по его совершенствованию .В свою очередь, мы, исходя из осуществленного нами и другими учеными анализа содержания ФЗ «Об ОРД», считаем целесообразным внести свой вклад в эту работу.

В настоящее время в теории ОРД выделяют два основных подхода к вопросу реформирования оперативно-розыскного законодательства, включая ФЗ «Об ОРД». Первый из них предусматривает работу исключительно с ФЗ «Об ОРД». В частности, одни ученые (В. М. Атмажитов, В. Г. Бобров и др.) считают, что реформирование оперативно-розыскного законодательства можно оптимально произвести путем разработки и принятия закона в новой редакции, так как внесение в него изменений и дополнений, по их мнению, малоперспективно. Точка зрения других авторов заключается в осознании важности и необходимости улучшения действующего закона с помощью «точечных воздействий», т. е. путем модификации его отдельных статей, частей и пунктов.


Второй основной подход (А. Ю. Шумилов) заключается в том, что правовое регулирование норм в ОРД требует более «плотной» кодификации, чем только в ФЗ «Об ОРД». В тактическом плане (в текущий момент) им предлагается продолжать совершенствовать нормы действующего ФЗ «Об ОРД» (как «точечно», так и, возможно, посредством принятия новой редакции), а в стратегическом (на перспективу) - незамедлительно приступить к разработке двух взаимосвязанных кодифицированных нормативных правовых актов: открытого Оперативно-разыскного кодекса и закрытого подзаконного Оперативно-разыскного устава (принимаемого секретным указом Президента Российской Федерации). А. Ю. Шумилов также не исключает возможность принятия совершенно нового законодательного акта (в замен ФЗ «Об ОРД» и законов о контрразведке и внешней разведке) - Федерального закона «О государственной профессиональной сыскной деятельности».

На данном аспекте следует остановиться подробнее. В соответствии с ФЗ «Об ОРД» ОРД - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об ОРД», в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. В соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (Рос. газ. 1995. 12 апр.) контрразведывательная деятельность (далее: КРД) - это деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 143) разведывательная деятельность есть деятельность, которая осуществляется посредством: 1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; 2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.