Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Советский период отличает ко­ренной перелом в развитии оператив­но-розыскной (сыскной) деятельности. Он характеризуется упразднением старых и созданием новых (с учетом социалистической законности) орга­нов, осуществляющих оперативно­-розыскную деятельность, и изменение правовой регламентации их деятель­ности. В советский период законода­тельная регламентация ОРД не осу­ществлялась. Нормативную основу осуществления ОРД составляли сек­ретные и совершенно секретные ве­домственные подзаконные норматив­ные правовые акты соответствующих правоохранительных органов. Однако именно в советский период была предпринята попытка легализации понятия «агентурно-оперативной ра­боты», а в дальнейшем его замены на родовой термин «оперативно­-розыскные меры», обязательный для разведки, контрразведки и милицей­ского сыска.

С этой целью в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства СССР, принятых Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. [8, с. 69], на органы дознания возлагалось приня­тие необходимых оперативно­-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их со­вершивших.

Следует констатировать, что в советский период вся ОРД была до такой степени засекречена, что до­ступа к ее результатам на легальных основаниях не имели ни следователи, ни прокуроры, ни судьи. Подобная за­крытость ОРД, кроме некоторых по­ложительных, имела резко отрица­тельные стороны. Порой она приводи­ла к полной бесконтрольности оперативных служб и соответственно к нарушениям, а также необоснован­ным ограничениям прав и законных интересов граждан [19, с. 124].

Следствием политических заяв­лений о необходимости построения правового государства в Российской Федерации, а в дальнейшем закреп­ление этого положения в преамбуле к Конституции РФ (1993 г.) явилась су­дебно-правовая реформа, в рамках которой предполагалось формирова­ние реальных механизмов охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в сфере ОРД и уголовного судопроизводства. Исхо­дя из этих идеологических предпосы­лок, существовавший ранее законода­тельный пробел в регламентации ОРД не мог сохраняться долго.

Принятие первого в истории нашей страны Закона Российской Фе­дерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федера­ции» (1992 г.), а затем и второго, ныне действующего Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельно­сти» (1995 г.), позволило обозначить правовые границы деятельности ор­ганов, осуществляющих ОРД, указать виды разрешенных к проведению оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), установить перечень оснований, перечислить условия, определить общий порядок проведе­ния ОРМ, нормативно гарантировать соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ, ввести различные формы надзора и контроля за законностью в этой сфере государственной деятельности.


1.2 Понятие и содержание правовой основы оперативно-­розыскной деятельности

В юридической литературе под правовой основой понимают находящуюся в постоянном движении систему юридического нормативного регулирования, включающую в себя процесс создания правовых норм и процесс их действия.

ОРД как одно из направлений борьбы с преступностью осуществляется в соответствии со ст. 4 ФЗ об ОРД на основе и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства, ведомственных и межведомственных нормативных актов, составляющих в своей совокупности ее правовую основу.

Правовая основа ОРД - это фундаментальная часть правового регулирования данного вида государственной деятельности, которая носит прежде всего функциональный, служебный характер, в которой посредством правовых норм регулируются общественные отношения между государством (его представителями) и гражданином в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств.

В связи с тем, что правовая основа сложна по составу и представляет собой систему правовых норм, целесообразно (учитывая требования системного подхода к анализу сложных явлений и процессов) провести определенную дифференциацию нормативных правовых актов в области ОРД (их насчитывается несколько сотен). Их можно систематизировать по трем уровням (в зависимости от юридической силы и роли, которую они играют в регулировании сыскной работы):

  • Международный уровень.

Российская Федерация является субъектом международного права. Конституция Российской Федерации признает верховенство норм международного права в регулировании общественных отношений (п. 4, ст. 15 Конституции РФ).

При этом нам известно, что одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств (п. 6, ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Несмотря на закрытый характер деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов, нормы международного права имеют самое непосредственное отношение к регулированию общественных отношений в области ОРД.


В качестве примера можно привести следующие нормативные правовые акты, имеющие отношение к оперативно-розыскной деятельности:

  • Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
  • Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.
  • Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20 апреля 1959 г.
  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, принятая 10 декабря 1984 г.
  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г.
  • Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (6 ноября 2003 г.).
  • Федеральный уровень.

Нормативные правовые акты в него входящие можно условно разделить на 4 группы:

Конституция и федеральные конституционные законы. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции (см. ч.ст. 15). Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. [1]

Так, в гл. 2 Конституции определяются основные права и свободы человека и гражданина (см. ст. 17-64), составляющие основу правового статуса личности в РФ. В частности, согласно ч. 2 ст. 23, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В ст. 25 изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных ФЗ или на основании судебного решения (именно о таких случаях возможных ограничений прав граждан говорится применительно к ОРД).

Вторую группу, или «ядро» правовой основы, составляют нормы самого ФЗ об ОРД. Нормы самого Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г., являются ключевыми, поскольку они определяют содержание этой деятельности и закрепляют систему гарантий законности при проведении оперативно­-розыскных мероприятий. [5]

В третью группу нормативных актов входят другие ФЗ. Во- первых, к ним относят только те законы, которые регулируют группы общественных отношений, возникающих в сфере применения ОРД. Нормы федеральных законов определяют стратегию уголовной политики, основные задачи, компетенцию оперативно-розыскных органов в борьбе с преступностью, направления, формы и методы борьбы с криминальными проявлениями. В них могут содержаться важнейшие положения, регламентирующие оперативно-розыскные меры борьбы с преступностью.


В России множество законов, в той или иной степени влияющих на содержание правовой основы ОРД. Однако определяющую роль в этом аспекте играют следующие законодательные акты:

  • Уголовный кодекс РФ раскрывает понятие преступления, перечисляет общественно опасные деяния, позволяет осуществлять поиск признаков в действиях (бездействиях) лица, что составляет суть некоторых задач ОРД. Вместе с тем он содержит ряд правовых норм, реализация которых происходит и в оперативно-розыскной деятельности (ст. 37-39, 41,42 УК РФ о необходимой обороне, причинении вреда, крайней необходимости, обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения и др.). [3]
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ, регулирует общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства в части предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений и изобличения преступников. В связи с этим ч. 4 ст. 157 УПК РФ обязывает органы дознания в случае не обнаружения лица, совершившего преступление, принимать розыскные и оперативно­розыскные меры для его установления, уведомляя следователя об их результатах. В данном случае возникает государственная необходимость и целесообразность осуществления оперативно­-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, а также для принятия мер по предупреждению и пресечению преступных деяний. [2]

Кроме названных законов, необходимо перечислить также и другие нормативные акты:

  • Закон «О полиции», который закрепил право полиции на осуществление оперативно-розыскных мер для выполнения возложенных на нее обязанностей. [6]
  • ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» основными направлениями деятельности органов ФСБ определил контрразведывательную, разведывательную и ОРД. [7]
  • ФЗ «О внешней разведке», где определена сущность разведывательной деятельности как разновидности ОРД, которая заключается в добывании и обработке разведывательной информации о планах, возможностях и действиях иностранных государств, затрагивающих интересы Российской Федерации.
  • Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». В ст. 6 данного Закона определен порядок сбора сведений на граждан, обращающихся в ОВД за разрешением на частную детективную и охранную деятельность.
  • Уголовно-исполнительный кодекс РФ в ст. 84 закрепил право осуществления ОРД оперативными аппаратами Минюста в исправительных учреждениях.
  • Таможенный кодекс РФ в ст. 224 закрепил право таможенных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях решения возложенных на них задач.

К четвертой группе актов правовой основы относятся иные, кроме законов, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти:

Нормативные правовые указы и распоряжения Президента в большей части касаются решения текущих, организационных и процедурных вопросов. Применительно к сфере оперативно-розыскной деятельности к числу нормативных актов данного уровня можно отнести указы:

  • Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне»; [11]
  • Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно­-розыскных мероприятий с использованием технических средств»;

Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание актов в порядке осуществления межотраслевых функций и распространяющихся на сферы других ведомств. Фактически данные подзаконные нормативные акты обладают более широкой сферой действия и считаются общеобязательным ведомственным актом.

Наиболее часто эти издания осуществляются для успешного взаимодействия субъектов ОРД и решения общих задач борьбы с преступностью. Приведем примеры таких подзаконных нормативных актов:

  • Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно­розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».
  • Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола. Утверждена приказом МВД, Минюста, ФСБ, ФСКН, ФТС России в 2006 г.

Рассмотренные законы и подзаконные нормативные акты составляют основу правового регулирования ОРД, которая должна постоянно совершенствоваться под воздействием практики борьбы с преступностью. В связи с этим особенно важно в процессе дальнейшего совершенствования законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности разработать новый механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, механизм прямой реализации результатов этой деятельности в уголовный процесс, регулярно обновлять законодательство в соответствии с постоянными жизненными требованиями.