Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общие положения правового регулирования оперативно розыскной деятельности
1.1 Эволюция законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности
1.2 Понятие и содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности
1.3 Определение оперативно-розыскного закона и его структура
Вместе с тем специфика законодательного регулирования ОРД и в современной России предполагает, что именно в положениях подзаконных актов, в том числе секретного и совершенно секретного характера, конкретизируются установки Закона, определяются механизмы исполнения его конкретных норм.
Статьи 6, 8, 9, 10 и 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предполагают конкретизацию их положений в ведомственных нормативных актах либо содержат отсылочные нормы. Многие нормы указанного закона носят очень общий и, по сути, неопределенный характер, а потому требуют соответствующего толкования правоприменителей.
Именно поэтому оперативно-розыскные мероприятия, например, в отличие от уголовно-процессуальных действий, в меньшей мере обеспечены различными ограничениями и запретами. Для оперативно-розыскных мероприятий процедурные гарантии не характерны еще и потому, что они могли бы потенциально ограничить возможности поиска и добывания оперативно значимой информации, что и составляет суть разведывательно-поисковых мероприятий, которые осуществляются преимущественно негласно.
Специфика регулирования ОРД в наши дни проявляется в законодательно установленных принципах этого вида деятельности. В качестве принципов принято рассматривать основополагающие начала, исходные (руководящие) положения науки (теории), устройства (построения) какой- либо системы или организации практической деятельности.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 3) провозглашает и закрепляет универсальные принципы ОРД, к которым относятся конституционные принципы: законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также специально-отраслевые принципы: конспирации; сочетания гласных и негласных методов и средств.
Важнейшим в современных условиях является принцип законности, который представляет собой требование строгого, четкого и неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм в их иерархии, регламентирующих осуществление ОРД, со стороны должностных лиц оперативно-розыскных органов и иных субъектов ОРД.
Основу нормативных гарантий законности при осуществлении ОРД в нашей стране составляют конституционные нормы (ст. 2, 15, 17, 18, 19-25, 45, 46, 52, 53, 55 Конституции РФ), а специально-отраслевые гарантии получили свое закрепление в нормах Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. ст. 1, 3-5, 8-10, 14, 20-22).
К числу же институциональных гарантий законности в ОРД следует отнести органы вневедомственного и ведомственного контроля, органы правосудия и прокуратуры.
Особенности осуществления ОРД в зарубежных государствах задаются национальными правовыми традициями и спецификой построения системы правоохранительных органов. Как и в России, во всех зарубежных странах ОРД прошла длительный этап становления и развития. Практически во всех современных государствах ОРД главным образом направлена на борьбу с преступностью. Следует учитывать, что во многих развитых зарубежных государствах (США, Великобритания, Франция и др.) отсутствует специальный закон об оперативнорозыскной деятельности, а нормативное регулирование ОРД осуществляется либо отдельными законами, либо носит подзаконный характер. В частности, для регламентации осуществления ОРД в соответствующих органах издаются инструкции и другие ведомственные акты.
Отсутствие отдельных законодательных актов, регламентирующих ОРД, обусловлено тем, что в большинстве стран Европы и Америки в принципе не проводится разделение предварительного расследования на процессуальную и оперативно-розыскную формы.
А.Ф. Волынский, сравнивая разграничение сфер уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности в России и за рубежом, указывает, что ни в одной из западно-европейских стран нет столь категоричного и искусственного разграничения оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.
В некоторых из них исторически сложилось и нашло законодательное закрепление так называемое полицейское расследование, в котором органически сочетаются гласные и негласные методы и средства получения доказательств, но под действенным контролем судебных органов.
В свою очередь, в США также отсутствует четкое законодательное разграничение между следственными действиями и ОРМ. Все необходимые действия и мероприятия по сбору необходимой информации осуществляются как в гласной, так и негласной форме. При проведении оперативной разработки в рамках расследования могут использоваться практически любые методы добывания информации, которая может иметь доказательное значение.
Таковыми могут быть: наружное наблюдение, оперативная фотосъемка, агентурная работа, прослушивание, электронное наблюдение с помощью жучков и направленных микрофонов, видеозапись. В необходимых случаях условием применения указанных методов является наличие судебного ордера. Иначе сказать, электронное наблюдение можно вести в жилище подозреваемого при наличии судебного ордера, без такового, например, в любом общественном месте, где будет находиться подозреваемый.
В то же время в странах СНГ практика пошла по пути принятия специальных законов, регламентирующих ОРД (Беларусь, Украина, Казахстан и др.). Причем в конце 90-х гг. XX столетия была реализована первая попытка создания рекомендательного законодательного акта об оперативно-розыскной деятельности для государств - членов СНГ. Потребность в унификации законодательства государств - участников СНГ обусловливает необходимость согласования и принимаемых в этих государствах законов об ОРД.
В настоящее время во многих международных документах и актах приемы и методы оперативно-розыскной деятельности рассматриваются в качестве составной части расследования.
Например, в Европейской конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.) в п. 2 ст. 4 отмечается что «сторона рассматривает вопрос о принятии законодательных и других необходимых мер, позволяющих ей использовать специальные приемы расследования, обеспечивающие идентификацию и розыск доходов, а также сбор соответствующих доказательств. Эти приемы могут включать постановление о негласном контроле, наблюдение, перехват сообщений по сетям электросвязи, доступ к компьютерным системам и постановления о подготовке определенных документов».
В ст. 20 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) приемы и методы оперативно-розыскной деятельности определены как специальные методы расследования.
Следует заметить, что законодательные акты, регулирующие оперативно-розыскную деятельность, постоянно развиваются. Так, в модельном законодательстве об ОРД для стран СНГ предлагаются для введения в оперативно-розыскную практику такие ОРМ, как: «слуховой контроль»; «мониторинг информационно телекоммуникационных сетей и систем»; «контроль радиочастотного спектра».
Актуальность законодательного расширения перечня допускаемых к применению ОРМ связана с наличием террористической угрозы. Так, в последние годы в рамках борьбы с терроризмом во многих странах правоохранительным органам и спецслужбам были даны дополнительные полномочия по осуществлению общего мониторинга радиоэфира и сетей передачи данных, включая Интернет, с целью выявления признаков готовящихся террористических актов, широкомасштабного наведения справок на лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, с использованием баз данных любого уровня.
Общий поиск такого рода информации ведется автоматизированно, по ключевым словам и фразам и не ущемляет конституционные права граждан на тайну частных переговоров. В случае обнаружения подозрительных сообщений правоохранительные органы принимают меры по идентификации лиц и запрашивают разрешение суда на прослушивание их переговоров.
Достижение задач ОРД в зарубежных государствах также предполагает широкое использование возможностей получения информации из конфиденциальных источников. Причем американское право, например, исключает ответственность секретных агентов и содействующих им частных лиц за мнимое соучастие участникам преступной организации, поскольку в их действиях нет намерений совершения преступлений.
Сотрудникам ФБР и их осведомителям разрешается участвовать в действиях, образующих состав преступления, в случаях когда необходимо:
а) добыть информацию, имеющую первостепенное значение для привлечения разрабатываемых лиц к уголовной ответственности;
б) поддержать достоверность легенды в глазах членов преступной организации; в) предупредить опасность для жизни и здоровья людей.
Участие в деятельности, которая по законодательству США является серьезным преступлением, заранее санкционируется руководством ФБР, а для мнимого соучастия в менее тяжких преступлениях достаточно разрешения руководителя отделения ФБР в отдельном штате.
Следует определить пути возможного совершенствования оперативно-розыскного законодательства в Российской Федерации. В принципе, в научной литературе уже высказывались предложения о необходимости систематизации, а в оптимальном варианте и кодификации оперативно-розыскного законодательства.
В частности, рядом ученых предлагалось разработать и принять Оперативно-розыскной кодекс (Уголовно-розыскной кодекс) Российской Федерации.
Причем, по их мнению, выходом из нормотворческого тупика в области законодательной регламентации данной деятельности в России может стать разработка и принятие:
-в ее открытой части - единого кодифицированного нормативного правового акта высшей юридической силы - Уголовно-розыскного кодекса РФ (вариант - оперативно-розыскного);
-в ее закрытой (конспиративной) части - межведомственного Оперативно-розыскного устава, вводимого в действие Указом Президента РФ.
Безусловно, российское законодательство об оперативно-розыскной деятельности нуждается в совершенствовании.
К основным направлениям этого процесса следует отнести:
-необходимость устранения законодательного пробела в части определения основных понятий, применяемых в законе, а именно: формулирование и раскрытие понятий используемых оперативно-розыскных мероприятий (ст. 1 и 6 Закона об ОРД);
-более четкое закрепление системы юридических гарантий и определение механизма обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД (ст. 5 Закона об ОРД);
-расширение (по сравнению с действующими нормами Закона об ОРД) перечня разрешенных оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых допускается (ст. 6 Закона об ОРД);
-обязательное информирование прокурора о проведении ОРМ, затрагивающих права и свободы человека и гражданина;
-установление в ст. 10 или самостоятельной статье Закона об ОРД порядка документирования результатов оперативно-служебной деятельности (сроки, форма, ответственные лица);
-нормативное расширение возможностей, конкретное и четкое регулирование процедуры представления результатов ОРД для их использования в различных сферах государственной деятельности (ст. 11 Закона об ОРД).
1.3 Определение оперативно-розыскного закона и его структура
ФЗ об ОРД - действующий оперативно-розыскной закон в России. Это комплексный нормативный правовой акт высшей юридической силы, нормы которого регулируют общественные отношения в ОРД. Он принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 5 июля 1995 г., подписан Президентом РФ 12 августа 1995 г. (№ 144-ФЗ). Вступил в силу со дня официального опубликования в «Российской газете» 18 августа 1995 г. ФЗ об ОРД определяет содержание ОРД, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ (см. преамбулу). В этот Закон десять раз вносились изменения и уточнения (последний раз — Федеральным законом от 2 декабря 2005 г. № 150-ФЗ).
ФЗ об ОРД — комплексный законодательный акт. Он представляет не какую-то одну из отраслей законодательства, а группу отраслей (уголовно-процессуального, административного и т.д.). Вместе с тем ФЗ об ОРД есть ядро для формирования новой комплексной отрасли российского законодательства — оперативно-розыскного (см. § 4 гл. 4).
Структура действующего Оперативно-розыскного закона. ФЗ об ОРД состоит из преамбулы и шести глав, включающих 23 статьи. В отдельных случаях статьи разделяются на части, которые в свою очередь могут делиться на обозначаемые цифрами пункты и подпункты. В ФЗ об ОРД предусмотрена сквозная нумерация глав и статей: