Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем специфика законо­дательного регулирования ОРД и в со­временной России предполагает, что именно в положениях подзаконных актов, в том числе секретного и со­вершенно секретного характера, кон­кретизируются установки Закона, определяются механизмы исполнения его конкретных норм.

Статьи 6, 8, 9, 10 и 11 Федерального закона «Об опе­ративно-розыскной деятельности» предполагают конкретизацию их по­ложений в ведомственных норматив­ных актах либо содержат отсылочные нормы. Многие нормы указанного за­кона носят очень общий и, по сути, неопределенный характер, а потому требуют соответствующего толкова­ния правоприменителей.

Именно по­этому оперативно-розыскные меро­приятия, например, в отличие от уго­ловно-процессуальных действий, в меньшей мере обеспечены различны­ми ограничениями и запретами. Для оперативно-розыскных мероприятий процедурные гарантии не характерны еще и потому, что они могли бы по­тенциально ограничить возможности поиска и добывания оперативно зна­чимой информации, что и составляет суть разведывательно-поисковых ме­роприятий, которые осуществляются преимущественно негласно.

Специфика регулирования ОРД в наши дни проявляется в законода­тельно установленных принципах это­го вида деятельности. В качестве принципов принято рассматривать основополагающие начала, исходные (руководящие) положения науки (тео­рии), устройства (построения) какой- либо системы или организации прак­тической деятельности.

Федеральный закон «Об опера­тивно-розыскной деятельности» (ст. 3) провозглашает и закрепляет универ­сальные принципы ОРД, к которым относятся конституционные принци­пы: законности; уважения и соблюде­ния прав и свобод человека и гражда­нина, а также специально-отраслевые принципы: конспирации; сочетания гласных и негласных методов и средств.

Важнейшим в современных условиях является принцип законно­сти, который представляет собой тре­бование строгого, четкого и неукосни­тельного соблюдения и исполнения всех юридических норм в их иерар­хии, регламентирующих осуществле­ние ОРД, со стороны должностных лиц оперативно-розыскных органов и иных субъектов ОРД.

Основу норма­тивных гарантий законности при осуществлении ОРД в нашей стране составляют конституционные нормы (ст. 2, 15, 17, 18, 19-25, 45, 46, 52, 53, 55 Конституции РФ), а специально-­отраслевые гарантии получили свое закрепление в нормах Федерального закона «Об оперативно-розыскной де­ятельности» (ст. ст. 1, 3-5, 8-10, 14, 20-22).


К числу же институциональ­ных гарантий законности в ОРД сле­дует отнести органы вневедомствен­ного и ведомственного контроля, ор­ганы правосудия и прокуратуры.

Особенности осуществления ОРД в зарубежных государствах задаются национальными правовыми традици­ями и спецификой построения систе­мы правоохранительных органов. Как и в России, во всех зарубежных стра­нах ОРД прошла длительный этап становления и развития. Практически во всех современных государствах ОРД главным образом направлена на борьбу с преступностью. Следует учи­тывать, что во многих развитых зару­бежных государствах (США, Велико­британия, Франция и др.) отсутствует специальный закон об оперативно­розыскной деятельности, а норматив­ное регулирование ОРД осуществляет­ся либо отдельными законами, либо носит подзаконный характер. В част­ности, для регламентации осуществ­ления ОРД в соответствующих орга­нах издаются инструкции и другие ведомственные акты.

Отсутствие отдельных законода­тельных актов, регламентирующих ОРД, обусловлено тем, что в большин­стве стран Европы и Америки в принципе не проводится разделение предварительного расследования на процессуальную и оперативно­-розыскную формы.

А.Ф. Волынский, сравнивая разграничение сфер уго­ловного судопроизводства и опера­тивно-розыскной деятельности в Рос­сии и за рубежом, указывает, что ни в одной из западно-европейских стран нет столь категоричного и искус­ственного разграничения оперативно-­розыскной и процессуальной деятель­ности.

В некоторых из них истори­чески сложилось и нашло законода­тельное закрепление так называемое полицейское расследование, в кото­ром органически сочетаются гласные и негласные методы и средства полу­чения доказательств, но под дей­ственным контролем судебных орга­нов.

В свою очередь, в США также отсутствует четкое законода­тельное разграничение между след­ственными действиями и ОРМ. Все необходимые действия и мероприятия по сбору необходимой информации осуществляются как в гласной, так и негласной форме. При проведении оперативной разработки в рамках расследования могут использоваться практически любые методы добыва­ния информации, которая может иметь доказательное значение.

Тако­выми могут быть: наружное наблюде­ние, оперативная фотосъемка, аген­турная работа, прослушивание, элек­тронное наблюдение с помощью жучков и направленных микрофонов, видеозапись. В необходимых случаях условием применения указанных ме­тодов является наличие судебного ор­дера. Иначе сказать, электронное наблюдение можно вести в жилище подозреваемого при наличии судебно­го ордера, без такового, например, в любом общественном месте, где будет находиться подозреваемый.


В то же время в странах СНГ практика пошла по пути принятия специальных законов, регламентиру­ющих ОРД (Беларусь, Украина, Казах­стан и др.). Причем в конце 90-х гг. XX столетия была реализована первая попытка создания рекомендательного законодательного акта об оперативно-­розыскной деятельности для госу­дарств - членов СНГ. Потребность в унификации законодательства госу­дарств - участников СНГ обусловли­вает необходимость согласования и принимаемых в этих государствах за­конов об ОРД.

В настоящее время во многих международных документах и актах приемы и методы оперативно-­розыскной деятельности рассматри­ваются в качестве составной части расследования.

Например, в Европейской кон­венции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страс­бург, 8 ноября 1990 г.) в п. 2 ст. 4 от­мечается что «сторона рассматри­вает вопрос о принятии законода­тельных и других необходимых мер, позволяющих ей использовать специ­альные приемы расследования, обес­печивающие идентификацию и ро­зыск доходов, а также сбор соответ­ствующих доказательств. Эти приемы могут включать постановле­ние о негласном контроле, наблюде­ние, перехват сообщений по сетям электросвязи, доступ к компьютер­ным системам и постановления о подготовке определенных докумен­тов».

В ст. 20 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) приемы и ме­тоды оперативно-розыскной дея­тельности определены как специаль­ные методы расследования.

Следует заметить, что законода­тельные акты, регулирующие опера­тивно-розыскную деятельность, по­стоянно развиваются. Так, в модель­ном законодательстве об ОРД для стран СНГ предлагаются для введения в оперативно-розыскную практику такие ОРМ, как: «слуховой контроль»; «мониторинг информационно­ телекоммуникационных сетей и си­стем»; «контроль радиочастотного спектра».

Актуальность законодательного расширения перечня допускаемых к применению ОРМ связана с наличием террористической угрозы. Так, в по­следние годы в рамках борьбы с тер­роризмом во многих странах право­охранительным органам и спецслуж­бам были даны дополнительные полномочия по осуществлению общего мониторинга радиоэфира и сетей пе­редачи данных, включая Интернет, с целью выявления признаков готовя­щихся террористических актов, ши­рокомасштабного наведения справок на лиц, подозреваемых в причастно­сти к террористической деятельности, с использованием баз данных любого уровня.


Общий поиск такого рода ин­формации ведется автоматизирован­но, по ключевым словам и фразам и не ущемляет конституционные права граждан на тайну частных перегово­ров. В случае обнаружения подозри­тельных сообщений правоохранитель­ные органы принимают меры по идентификации лиц и запрашивают разрешение суда на прослушивание их переговоров.

Достижение задач ОРД в зару­бежных государствах также предпо­лагает широкое использование воз­можностей получения информации из конфиденциальных источников. При­чем американское право, например, исключает ответственность секретных агентов и содействующих им частных лиц за мнимое соучастие участникам преступной организации, поскольку в их действиях нет намерений совер­шения преступлений.

Сотрудникам ФБР и их осведомителям разрешается участвовать в действиях, образующих состав преступления, в случаях когда необходимо:

а) добыть информацию, имеющую первостепенное значение для привлечения разрабатываемых лиц к уголовной ответственности;

б) поддержать достоверность легенды в глазах членов преступной организа­ции; в) предупредить опасность для жизни и здоровья людей.

Участие в деятельности, которая по законода­тельству США является серьезным преступлением, заранее санкциониру­ется руководством ФБР, а для мнимо­го соучастия в менее тяжких преступ­лениях достаточно разрешения руко­водителя отделения ФБР в отдельном штате.

Следует определить пути воз­можного совершенствования опера­тивно-розыскного законодательства в Российской Федерации. В принципе, в научной литературе уже высказыва­лись предложения о необходимости систематизации, а в оптимальном ва­рианте и кодификации оперативно­-розыскного законодательства.

В част­ности, рядом ученых предлагалось разработать и принять Оперативно-­розыскной кодекс (Уголовно-­розыскной кодекс) Российской Феде­рации.

Причем, по их мнению, выхо­дом из нормотворческого тупика в об­ласти законодательной регламентации данной деятельности в России может стать разработка и принятие:

-в ее открытой части - единого кодифицированного нормативного правового акта высшей юридической силы - Уголовно-розыскного кодекса РФ (вариант - оперативно­-розыскного);

-в ее закрытой (конспиратив­ной) части - межведомственного Опе­ративно-розыскного устава, вводимо­го в действие Указом Президента РФ.

Безусловно, российское законо­дательство об оперативно-розыскной деятельности нуждается в совершен­ствовании.


К основным направлениям этого процесса следует отнести:

-необходимость устранения за­конодательного пробела в части опре­деления основных понятий, применя­емых в законе, а именно: формулиро­вание и раскрытие понятий используемых оперативно-розыскных мероприятий (ст. 1 и 6 Закона об ОРД);

-более четкое закрепление си­стемы юридических гарантий и опре­деление механизма обеспечения со­блюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД (ст. 5 Закона об ОРД);

-расширение (по сравнению с действующими нормами Закона об ОРД) перечня разрешенных опера­тивно-розыскных мероприятий, про­ведение которых допускается (ст. 6 Закона об ОРД);

-обязательное информирование прокурора о проведении ОРМ, затра­гивающих права и свободы человека и гражданина;

-установление в ст. 10 или са­мостоятельной статье Закона об ОРД порядка документирования результа­тов оперативно-служебной деятельно­сти (сроки, форма, ответственные ли­ца);

-нормативное расширение воз­можностей, конкретное и четкое регу­лирование процедуры представления результатов ОРД для их использования в различных сферах государственной деятельности (ст. 11 Закона об ОРД).

1.3 Определение оперативно-розыскного закона и его структура

ФЗ об ОРД - действующий оперативно-розыскной закон в России. Это комплексный нормативный правовой акт высшей юридической силы, нормы которого регулируют общественные отношения в ОРД. Он принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 5 июля 1995 г., подписан Президентом РФ 12 августа 1995 г. (№ 144-ФЗ). Вступил в силу со дня официального опубликования в «Российской газете» 18 августа 1995 г. ФЗ об ОРД определяет содержание ОРД, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ (см. преамбулу). В этот Закон десять раз вносились изменения и уточнения (последний раз — Федеральным законом от 2 декабря 2005 г. № 150-ФЗ).

ФЗ об ОРД — комплексный законодательный акт. Он представляет не какую-то одну из отраслей законодательства, а группу отраслей (уголовно-процессуального, административного и т.д.). Вместе с тем ФЗ об ОРД есть ядро для формирования новой комплексной отрасли российского законодательства — оперативно-розыскного (см. § 4 гл. 4).

Структура действующего Оперативно-розыскного закона. ФЗ об ОРД состоит из преамбулы и шести глав, включающих 23 статьи. В отдельных случаях статьи разделяются на части, которые в свою очередь могут делиться на обозначаемые цифрами пункты и подпункты. В ФЗ об ОРД предусмотрена сквозная нумерация глав и статей: