Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С позиции нашего исследования следует подчеркнуть, что вышеуказанное положение п.10 ст.5 УПК РФ, а также аналогичное положение ст. 139 УК РФ детализируется в Жилищном кодексе РФ.

Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан. Поэтому факты отклонения поведения отдельных лиц от общепринятых норм дают в определенных случаях основания органам внутренних дел вторгаться в охраняемые законом права и интересы правонарушителя, в том числе оперативно-розыскными средствами и методами.

С этой точки зрения важное значение имеет положение п.3 ст.55 Конституции РФ, в котором устанавливается, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Значительное место в системе нормативно-правовых актов, составляющих правовую основу проведения оперативно-технических мероприятий, занимает Федеральный Закон «О полиции».

Так, ст.12 Закона определяет основные обязанности полиции и, в частности, оперативно-технических подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также организации и осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц. В целях решения вышеуказанных задач, сотрудники оперативных подразделений на основании п.10 ст.13 Федерального Закона «О полиции» имеют право проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия.

Особо в первом блоке нормативно-правовых актов следует выделить Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95г. Данный Федеральный закон определяет понятие, правовую основу и задачи оперативно-розыскной деятельности; перечень, условия и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий; направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности; органы, осуществляющие данный вид деятельности, а также ряд иных вопросов.

Рассматривая проблемы проведения оперативно-технического мероприятия направленного на обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, хотелось бы отметить ряд требующихся, на наш взгляд, уточнений и дополнений.

В первую очередь необходимо обратить внимание на неточности, допущенные в положении Закона, где говорится о применении в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий видео- и звукозаписи, кино- и фотосъемки, то есть речь идет о процессе выявления и фиксации информации. Однако далее следует выражение «а также другие технические и иные средства», что должно предполагать наличие предшествующего этому перечню ряда технических средств, а не процессов. На наш взгляд, данное обстоятельство выглядит не вполне логичным.


С другой стороны, «привязка» технических средств к видео- и аудиозаписи, фотографированию, киносъемке позволяет допустить, что таким образом определяются их примерные рамки, область применения, направления использования. Хотя очевидно, что ряд определенных оперативно-технических мероприятий не связан с подобными ограничениями.

По нашему мнению, представляется наиболее приемлемой следующая редакция данного положения: «В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, другая техника, материалы и вещества, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде».

Следует заметить, что отдельные положения ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляют органам, осуществляющим ОРД, право собирать данные, необходимые для принятия решений по обеспечению собственной безопасности. Однако, в целях совершенствования правового регулирования указанного направления деятельности оперативных (в т.ч. и оперативно-технических) подразделений ОВД представляется целесообразным в число законодательно закрепленных задач оперативно-розыскной деятельности (ст.2) включить самостоятельную задачу обеспечения собственной безопасности субъектов ОРД.

Акцентируя внимание на этом моменте, необходимо подчеркнуть, что данную задачу следует также учитывать при решении вопроса о наличии правовых оснований проведения рассматриваемого оперативно-технического мероприятия по заданиям подразделений собственной безопасности органов внутренних дел.

В ст.8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что проведение оперативно-технических мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан (на тайну телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической связи, а также права на неприкосновенность жилища) допускается на основании судебного решения для сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся, совершающих либо совершивших противоправные деяния, по которым производство предварительного следствия обязательно» [3].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что правовую основу проведения оперативно-технических мероприятий оперативно-техническими подразделениями органов внутренних дел составляет комплекс законодательных и подзаконных нормативных актов.


Представляется, что реализация изложенных предложений, не претендующих на бесспорный характер, позволила бы укрепить нормативно-правовую основу осуществления оперативно-розыскных мероприятий, что положительно сказалось бы на повышении результативности предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений органами внутренних дел.

Заключение

Оперативно-розыскная дея­тельность (далее - ОРД) в России имеет глубокие ис­торические корни. Однако первые упоминания о применении розыскных приемов от­носятся еще к первобытно-общинному строю

ОРД как одно из направлений борьбы с преступностью осуществляется в соответствии со ст. 4 ФЗ об ОРД на основе и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства, ведомственных и межведомственных нормативных актов, составляющих в своей совокупности ее правовую основу.

Правовая основа ОРД - это фундаментальная часть правового регулирования данного вида государственной деятельности, которая носит прежде всего функциональный, служебный характер, в которой посредством правовых норм регулируются общественные отношения между государством (его представителями) и гражданином в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств.

В связи с тем, что правовая основа сложна по составу и представляет собой систему правовых норм, целесообразно (учитывая требования системного подхода к анализу сложных явлений и процессов) провести определенную дифференциацию нормативных правовых актов в области ОРД (их насчитывается несколько сотен).

Их можно систематизировать по трем уровням (в зависимости от юридической силы и роли, которую они играют в регулировании сыскной работы): Международный уровень, Федеральный уровень, Ведомственный уровень.

Рассмотренные законы и подзаконные нормативные акты составляют основу правового регулирования ОРД, которая должна постоянно совершенствоваться под воздействием практики борьбы с преступностью. В связи с этим особенно важно в процессе дальнейшего совершенствования законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности разработать новый механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, механизм прямой реализации результатов этой деятельности в уголовный процесс, регулярно обновлять законодательство в соответствии с постоянными жизненными требованиями.


Следует определить пути воз­можного совершенствования опера­тивно-розыскного законодательства в Российской Федерации. В принципе, в научной литературе уже высказыва­лись предложения о необходимости систематизации, а в оптимальном ва­рианте и кодификации оперативно­-розыскного законодательства.

В част­ности, рядом ученых предлагалось разработать и принять Оперативно-­розыскной кодекс (Уголовно-­розыскной кодекс) Российской Феде­рации.

Причем, по их мнению, выхо­дом из нормотворческого тупика в об­ласти законодательной регламентации данной деятельности в России может стать разработка и принятие:

-в ее открытой части - единого кодифицированного нормативного правового акта высшей юридической силы - Уголовно-розыскного кодекса РФ (вариант - оперативно­розыскного);

-в ее закрытой (конспиратив­ной) части - межведомственного Опе­ративно-розыскного устава, вводимо­го в действие Указом Президента РФ.

Безусловно, российское законо­дательство об оперативно-розыскной деятельности нуждается в совершен­ствовании.

К основным направлениям этого процесса следует отнести:

-необходимость устранения за­конодательного пробела в части опре­деления основных понятий, применя­емых в законе, а именно: формулиро­вание и раскрытие понятий используемых оперативно-розыскных мероприятий (ст. 1 и 6 Закона об ОРД);

-более четкое закрепление си­стемы юридических гарантий и опре­деление механизма обеспечения со­блюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД (ст. 5 Закона об ОРД);

-расширение (по сравнению с действующими нормами Закона об ОРД) перечня разрешенных опера­тивно-розыскных мероприятий, про­ведение которых допускается (ст. 6 Закона об ОРД);

-обязательное информирование прокурора о проведении ОРМ, затра­гивающих права и свободы человека и гражданина;

-установление в ст. 10 или са­мостоятельной статье Закона об ОРД порядка документирования результа­тов оперативно-служебной деятельно­сти (сроки, форма, ответственные ли­ца);

-нормативное расширение воз­можностей, конкретное и четкое регу­лирование процедуры представления результатов ОРД для их использования в различных сферах государственной деятельности (ст. 11 Закона об ОРД).

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 439
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) //Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.06.2019)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019)//"Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
  4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ(ред. от 27.12.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)//"Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198
  5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"//Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349
  6. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.08.2018)"О полиции"(с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) //Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900
  7. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018)"О федеральной службе безопасности"//"Собрание законодательства РФ", 10.04.1995, N 15, ст. 1269
  8. Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 05.12.2017)"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"//"Российская газета", N 100, 30.04.1992
  9. Приказ МВД России, Федеральной службы безопасности России от 17 апреля 2007 № 368/185/164/481/32/184/97/147 года «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» (редакция действующая на 15.07.2017г.): [Электронный ресурс] : официальный текст // Российская газета Федеральный выпуск №4364 от 16.05.2007г.
  10. Приказ МВД России, Федеральной службы безопасности России от 17 апреля 2007 № 368/185/164/481/32/184/97/147 года «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» : [Электронный ресурс] : официальный текст // Российская газета Федеральный выпуск №4364 от 16.05.2007г.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне»[Электронный документ]Режим доступа: http://www.consultant.ru
  12. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно­-розыскных мероприятий с использованием технических средств» [Электронный документ]Режим доступа: http://www.consultant.ru
  13. Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно­розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». [Электронный документ]Режим доступа: http://www.consultant.ru
  14. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности. - М.: Норма, 2015.-289с.
  15. Горяинов К.К., Кваша Ю.И., Сурков К.В. Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности. - М.:БЕК, 2016.-361с.
  16. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник. 3-е изд. - М.: Зерцало, 2015.-211с.
  17. Дубоносов, Е. С Основы оперативно-розыскной деятельности : учеб. пособие / Е. С. Дубоносов ; под ред. проф. Г. К. Синилова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2015. -178 с.
  18. Захарцев С.И. Оперативно-розыскная политика // Правовое поле современной экономики. - 2014. - № 11.-С. 14-19
  19. Захарцев С.И., Вихров В.А., Кирюшкина Н.О., Сальников В.П. Правовая регламентация оперативно-розыскных мероприятий. Лекция//Юридическая наука: история и современность. 2018. № 5. С. 98-135.
  20. Кваша Ю. Ф., Матвеев С. Е., Сурков К. В. Оперативно­-розыскная деятельность органов внутренних дел. Словарь-справочник. - Новгород - Москва, 2015-255.с.
  21. Кваша Ю.Ф., Зубов И.Н. Сущность разведывательно-поисковой работы в сфере и инфраструктуре социально­аномальной среды. Оперативный поиск: в Кн. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов под ред. В.Б. Рушайло - СПб, 2016.- 467с.
  22. Кирюшёва Н.А. Проблемы правового регулирования результатов оперативно-розыскной деятельности//Инновационная наука. 2018. № 4. С. 132-135.
  23. Комлев В.Н. О проводимых полицией гласных оперативно-розыскных мероприятиях // Российский следователь. - М.: Юрист, 2015.- № 19. - С. 20-22
  24. Лапин, Е.С. Краткий курс теоретических основ оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие для студентов / Е.С. Лапин, Ю.Н. Михайлова. - Саратов: Научная книга, 2015. - С.16.
  25. Никитин Е.Л. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности как основа обеспечения ее законности: историко-правовой и сравнительно-правовой аспекты//Юридическая мысль. 2018. № 1 (105). С. 88-96.
  26. Оперативно - розыскная энциклопедия /авт,- сост. проф. А..Ю. Шумилов - М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2014 -364с.
  27. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Б. Рушайло. - СПб, Изд-во Лань, 2017.-172с. .
  28. Соколов Е.С., Кононенко Д.Б. Понятие, принципы, правовая основа и целевое назначение оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации//Ростовский научный журнал. 2018. № 1. С. 234-240.
  29. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. - М.: Зерцало, 2017.-301с.
  30. Фирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: учеб. пособие. - М.:Норма, 2015.-145с.
  31. Чечетин А.Е., Каунов А.В. О правовом регулировании гласного обследования в оперативно-розыскной деятельности//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4 (80). С. 140-150.