Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общие положения правового регулирования оперативно розыскной деятельности
1.1 Эволюция законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности
1.2 Понятие и содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности
1.3 Определение оперативно-розыскного закона и его структура
Содержание:
Введение
Одной из существенных черт цивилизованного государства является его способность противодействовать негативным явлениям и, в первую очередь, преступности Стабильность государственного влияния на криминальные события в советский период существования России в первые годы постсоветского этапа развития общества сменилась безудержным ростом преступности, в том числе ее групповых и организованных форм', остановить который не удается до настоящего времени
Криминальные проявления пронизали все сферы жизнедеятельности государства и общества в России политику, экономику, идеологию, общественное сознание, включая правосознание и нравственность В таком виде преступность представляет угрозу существованию самого государства Для ею выживания и развития сегодня необходим ряд серьезных и последовательных мер, в первую очередь, антикриминального (в том числе, оперативно-розыскного) свойства В ряду этих мер наиболее значимое место, по мнению соискателя, занимает законотворческая деятельность, ибо демократическое государство невозможно представить без наличия и соблюдения законов
Центральным звеном правовой основы оперативно-розыскной деятельности выступает ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) Присутствие в нем системных проблем, и необходимость существенного изменения норм действующего оперативно-розыскного законодательства весьма наглядно продемонстрирована в трудах многих ученых в области оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД)
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах по проблемам совершенствования правового регулирования ОРД таких авторов, как В Г Бобров, Е А Доля, А М Ефремов, В Ф Луговик, К В Сурков, А Е Чечетин, А Ю Шумилов и др
Основной целью курсовой работы является исследование вопроса
- обобщения и систематизации законодательных предписаний в области ОРД,
- Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
- Границы правового регулирования общественных отношений ОРД.
-Определение оперативно-розыскного закона и его структура
- проанализировать проблемы нормативно-правового регулирования оперативно-розыскной деятельности и научно значимые варианты их разрешения
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с законодательной регламентацией ОРД и практическим использованием законодательных норм в указанной сфере
Предметом исследования выступают закономерности создания законодательных норм и их использования в правоприменительной деятельности субъектов ОРД
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, а также системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-теоретический методы изучения социально правовых явлений. Для достижения объективности результатов исследования данные методы применялись комплексно
Глава 1 Общие положения правового регулирования оперативно розыскной деятельности
1.1 Эволюция законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) в России имеет глубокие исторические корни. Однако первые упоминания о применении розыскных приемов относятся еще к первобытно-общинному строю [16, с. 89]. В.П. Илларионов утверждает: «Сколько помнит себя человечество, инстинкт самозащиты рода, племени, государственной общности выделил тех, кого в Библии называют “соглядатай”». Из истории развития форм этой деятельности известно, что она, неизменно сохраняя свою сущность, получала различные альтернативные наименования, например, рассматривалась как сыскная, уголовно-сыскная деятельность, уголовно-розыскная деятельность, иногда в качестве оперативно-розыскного процесса и т.д. Специфика самой ОРД и ее правового регулирования изначально обусловлена главным образом двумя основополагающими факторами.
С одной стороны, достижение ее целей производится путем совершения, в основном, негласных действий (а при возможности и необходимости и гласных). Кроме того, обычно планирование и реализация оперативно-розыскных мер и мероприятий носит преимущественно конспиративный характер. Конспирация при осуществлении ОРД означает использование методов, применяемых «для сохранения в тайне своей деятельности и членов», а также «соблюдение тайны».
С другой стороны, получение значительного объема имеющей значение оперативной информации производится посредством использования возможностей негласного оперативного аппарата, т.е. ОРД предполагает привлечение лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе. В юридической литературе и в практической правовой фразеологии таких лиц именуют различными терминологическими обозначениями: «негласными сотрудниками», «агентами», «конфидентами», «информаторами», «источниками», «помощниками», «доверенными лицами», «осведомителями» и т.п. [28, с. 235]
В этих условиях правовое регулирование ОРД имеет важное практическое значение для обеспечения ее законности, а в современных условиях - и гарантий реализации конституционных прав граждан. Законность мер и мероприятий, применяемых в рамках ОРД для обеспечения охраны жизни, здоровья, прав и свобод граждан, обеспечения безопасности общества и государства, во многом определяется уровнем правового регулирования механизма работы оперативных подразделений и их сотрудников.
В процессе достижения задач ОРД в наши дни, а в исторической ретроспективе - сыскной деятельности на различных исторических этапах ее осуществления, неизбежно и объективно оперативно-розыскными органами и их сотрудниками могут затрагиваться (законно ограничиваться либо нарушаться) важнейшие права человека (гражданина) (установленные законами или конституционные - в зависимости от исторического этапа).
Начальный период развития сыска в России характеризуется становлением элементов и форм сыскной деятельности, зарождением первых правовых источников, регламентирующих основы сыска.
На протяжении многих столетий для России был характерен частный исковой судебный процесс. Доказательства вины в совершении преступления в суд представляли частные лица. Они же добывали необходимые доказательства. Не было и системы органов, обеспечивающих безопасность государства. В те времена власти обычно добывали информацию, необходимую для обеспечения безопасности, при помощи агентов, «путных людей», купцов, тайных лазутчиков и др. [24, с. 16].
Вместе с тем уже первая редакция Русской Правды («Суд Ярослава», 1019 г.) закрепляет начальные формы проведения сыска - «свод» и «гонение следа». Потребность в создании специальных органов, занимающихся розыском и расследованием, и правового регулирования этой деятельности была реализована позднее.
Зашита личности, осуществляемая ранее общиной, в последующем (более четко это наблюдается в конце XV - начале XVI вв.) переходит к специально уполномоченным государством органам и лицам. Дальнейшее развитие сыскной деятельности в России отражено Судебником 1497 г., Соборным Уложением 1649 г., указами царя и Боярской думы, а также указными книгами приказов (Земского, Разбойного, Холопьего и др.). На смену частного искового процесса постепенно приходил розыскной процесс.
Для участия в расследовании преступлений стали назначать специальных должностных лиц государства. Помимо иных способов для получения показаний стала применяться пытка. Широкое распространение получили такие методы, как «повальный обыск» и «поличное». При необходимости по населенным пунктам рассылалось письменное указание о розыске с описанием примет разыскиваемого лица.
В дальнейшем сыскная деятельность в царской России в первую очередь подчинялась обеспечению политической и экономической безопасности государства. С начала XVII в. особое значение придавалось политическому сыску. В 1655 г. был создан Приказ Тайных дел, что считается началом зарождения тайной полиции в России. Создание Приказа Тайных дел способствовало развитию тайных методов розыска и расследования. В целом этот период характеризуется действиями государственных правителей по созданию специализированных подразделений политического и уголовного сыска, формированием правовой основы деятельности полицейских учреждений. Появились должности сыщиков, которые занимались выполнением специальных заданий, например, осуществляли розыск и поимку беглых крестьян.
С XVIII в. начинает осуществляться более подробная регламентация тайной сыскной деятельности. В 1711 г. появляется Фискальная служба, созданная для борьбы с казнокрадством, взяточничеством и лихоимством тайными, в том числе и агентурными методами. Борьбу с преступностью стали осуществлять полицейские органы, имеющие специализацию по частным сферам. Ими также начала использоваться практика негласного привлечения осведомителей из преступной среды. [31, с. 145]
Следует констатировать, что после возникновения 12 января 1722 г. в России института прокуратуры ее деятельность стала служить установлению законности в различной сфере общественных отношений, включая сферу негласной оперативной (сыскной) деятельности. Исторический анализ показывает, что развитие прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности прямо обусловлено развитием оперативно-розыскного законодательства. Вместе с тем до XIX в. прокурорский надзор за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной (сыскной) деятельности не носил всеобъемлющего характера ввиду отсутствия полноценной системы правового (законодательного) регулирования этого вида деятельности.
В начале XIX в. создается Министерство внутренних дел, в котором выделяется структура политического сыска. Указанные реформы повлекли дальнейшее развитие правовой регламентации, в том числе и оперативно-розыскной (сыскной) работы. В середине XIX в. в результате судебной реформы 1864 г. на полицию возложили обязанности по производству дознания.
К концу XIX в. был принят целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией оперативно-розыскной (сыскной) деятельности (например, Устав Уголовного судопроизводства Российской империи 1864 г.; Инструкция околоточным надзирателям 1867 г.; Положение об отдельном Корпусе жандармов от 9 сентября 1867 г.; Положение о негласном полицейском надзоре от 1 марта 1882 г.; Положение «Об устройстве секретной полиции в Империи» от 1883 г. и др.).
В рамках возложенных обязанностей полиция должна была сохранять следы преступления, обеспечивать задержание подозреваемого. При совершении неочевидного преступления полиция получила право осуществления негласного розыска, в том числе путем проведения расспросов и негласного наблюдения. Создание специальной сыскной полиции произошло 31 декабря 1886 г. При полицейском управлении Санкт- Петербурга была создана специальная сыскная часть, задачей которой стало предупреждение и раскрытие общеуголовных преступлений с использованием специальных методов и средств. В частности, использовались такие методы и средства, как личный сыск, опросы на основе разрабатываемых легенд, скрытое наблюдение, оперативное внедрение, привлечение к сотрудничеству лиц из уголовнопреступной среды.
В конце XIX - начале XX вв. были созданы специальные подразделения наружного наблюдения. Впоследствии сотрудники этих подразделений стали именоваться «филерами». Сыскную деятельность в начале XX в. осуществляли жандармы, сыскная полиция и военная контрразведка. Важнейшим этапом развития оперативнорозыскного (сыскного) законодательства являлось принятие Закона от 6 июля 1908 г. «Об организации сыскной части». При этом развивалась и подзаконная нормативная база.
В частности, были изданы: Положение о начальниках розыскных отделений от 12 августа 1902 г.; Положение об охранных отделениях от 9 февраля 1907 г.; Положение об Особом отделе 1907 г.; Инструкция чинам сыскных отделений от 9 августа 1910 г. и др. Основными источниками получения оперативной информации являлись агентурные сведения, перлюстрация корреспонденции и данные наружного наблюдения.
В это время органы сыска также имели полномочия производить розыск. Розыск рассматривался как составная часть дознания. При этом розыск был направлен на обнаружение неустановленного виновника преступления. Следует также отметить, что при расследовании и судебном рассмотрении дел о государственных преступлениях в царской России законодательством допускалось прямое использование агентурной информации как имеющей доказательственное значение.