Файл: Бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Бухгалтерский баланс как элемент бухгалтерской финансовой отчетности
1.1 Понятие, функции, принципы и классификация бухгалтерского баланса
1.2. Порядок составления бухгалтерского баланса
1.3 Аналитические возможности бухгалтерского баланса
2.1. Краткая характеристика ЖСК «Энергетик»
2.2. Особенности составления бухгалтерского баланса в ЖСК «Энергетик»
Проведение анализа бухгалтерского баланса на примере баланса ЖСК «Энергетик»
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерский баланса – один из основных элементов бухгалтерского (финансового) учета и отчетности. С его помощью можно определить многие аспекты жизнедеятельности организации, будь то финансовое состояние, платежеспособность и т.д.
Любая организация должна составлять бухгалтерский баланс и контролировать с его помощью деятельность. Объем информации в бухгалтерском балансе зависит от сферы деятельности и организационно-правовой формы.
Целью данной курсовой работы является определение порядка формирования бухгалтерского баланса и его аналитических возможностей. Данная тема является актуальной, поскольку для оптимизации работы организации, своевременной корректировки перспективных планов развития необходимо правильное составление бухгалтерского баланса и умение анализировать информацию. Наличие проблемных вопросов побудило автора выбрать данную тему.
Цель курсовой работы определяет следующие задачи: определение понятия, функций, структуры и классификация бухгалтерского баланса, формирование порядка составления бухгалтерского баланса и его аналитических возможностей, проведение анализа бухгалтерского баланса на примере баланса бюджетной организации и формирование рекомендаций по оптимизации деятельности на основе проведенного анализа. Прикладная значимость данной работы заключается в возможности применения рекомендаций управляющими компаниями в сфере ЖКХ и других объектов некоммерческих организаций.
Объектом исследования курсовой работы является бухгалтерский баланс, предметом – бухгалтерский баланс ЖСК «Энергетик».
Информационной базой в ходе подготовки курсовой работы явились законодательные и нормативно-правовые акты, в том числе, федеральные законы и постановления государственных органов, регулирующие бухгалтерский (финансовый) учет и отчетность, а также деятельность жилищно-коммунального хозяйства и некоммерческих организаций, а также учебная и практическая литература. Все источники на наш взгляд являются надежными и помогают полностью изучить теоретические аспекты и сформулировать корректные выводы.
Глава 1. Бухгалтерский баланс как элемент бухгалтерской финансовой отчетности
1.1 Понятие, функции, принципы и классификация бухгалтерского баланса
Все предприятия и организации вне зависимости от сферы деятельности и организационно-правовых форм составляют финансовую отчетность. Финансовая отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении юридического лица, результатах его хозяйственной деятельности, составляемые на основе данных финансового учета [6., с. 160]. Такая отчетность может быть использована как внутренними, так и внешними пользователями.
Формы, состав и порядок представления отчетности регулируется следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- Приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»;
- Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99);
- Международный стандарт финансовой отчетности IFRS 10 «Консолидированная финансовая отчетность» [14.].
Одной из основных форм финансовой отчетности является бухгалтерский баланс. Данная форма отчетности отражает финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, имеющиеся активы, обязательства и капитал [10.]. Современные экономические условия рыночной экономики стали часто выделять баланс как самостоятельную отчетную единицу. Прочие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности более детально раскрывают позиции, сформированные в бухгалтерском балансе [5., с. 37].
В толковом словаре Ожегова слово «баланс» определяется несколькими значениями: [17.]
1. Соотношение взаимно связанных показателей какой-либо деятельности, процесса, например торговый баланс - соотношение ввоза и вывоза, активный баланс с превышением прихода, вывоза, пассивный баланс с превышением расхода, ввоза.
2. Сравнительный итог прихода и расхода, например годовой баланс.
3. Сводная ведомость о состоянии приходно-расходных средств предприятия на определенную дату.
Экономический словарь терминов дает определение как самому «балансу», так и бухгалтерскому балансу [16.].
- Баланс — это количественное соотношение, состоящее из двух частей, которые должны быть равны друг другу, так как представляют поступление и расходование одного и того же количества денег, товара и используются в целях анализа, учета, планирования хозяйства страны или домашнего хозяйства.
- Баланс бухгалтерский - документ бухгалтерского учета, представляющий совокупность показателей, обрисовывающих картину финансового и хозяйственного состояния фирмы на определенную дату, чаще всего - на конец или начало календарного периода.
Бухгалтерский баланс состоит из двух основных частей – актива и пассива. В них распределена информация о собственном имуществе организации, заемных средствах, задолженности перед внутренними и внешними пользователями и задолженность пользователей перед самой организацией.
Таким образом, бухгалтерский баланс – это документ бухгалтерской (финансовой) отчетности строгой формы, отражающий финасовое и хозяйственное положение организации на отчетную дату в виде собственного и заемного имущества и обязательств перед внешними и внутренними пользователями.
Выделяют следующие функции бухгалтерского баланса [5., с. 37]:
- Информирование внешних и внутренних пользователей об имущественном состоянии предприятия;
- Возможность определения ликвидности и показателей платежеспособности предприятия;
- Возможность наблюдения динамики изменения показателей баланса;
- Возможность анализа деятельности и контроля.
Для достижения указанных функций бухгалтерский баланс, как и любая отчетность, должна соответствовать следующим принципам [11.].
- Информация должна быть полной и достоверной;
- Информация должна быть понятной пользователям;
- Информация должна быть полезной и значимой.
В случае несоблюдения этих и других принципов, пользователь придет к ошибочным выводам, а это в свою очередь повлечет за собой негативные последствия для компании и его руководителей.
Бухгалтерский баланс имеет широкий спектр классификации. В таблице 1 представлены основные формы и виды бухгалтерского баланса. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды балансов [5., с. 41].
После завершения процесса регистрации организация составляет начальный баланс, где определены суммы ценностей. В течении всей деятельности составляются текущие, вступительные на 01 января текущего года, заключительные – на 31 декабря текущего года, промежуточные, составляемые в течении года. При приближении организации к банкротству составляется санируемый баланс и ликвидационный - при его наступлении. В случае реорганизации составляют разделительный и объединительный, в зависимости от ситуации. Годовой баланс сдается до конца первого квартала года, следующего за отчетным.
Баланс может составлять каждое юридическое лицо или структурные подразделения юридических лиц – самостоятельные и отдельные балансы соответственно.
Таблица 1. Классификация бухгалтерского баланса
№п/п |
Классификационный признак |
Вид баланса |
1. |
По срокам составления |
Начальные Текущие Вступительные Объединительные Годовые Ликвидационные Разделительные Санируемые Промежуточные |
2. |
По источникам составления |
Генеральные Инвентарные Книжные Актуарные |
3. |
По объектам отражения |
Самостоятельные Отдельные |
4. |
По объемам информации |
Сводные Консолидированные Индивидуальные |
5. |
По характеру деятельности |
Основные Неосновные |
6. |
По полноте |
Баланс-брутто Баланс-нетто |
7. |
По формам собственности |
Подразделяются по формам организаций: государственные, кооперативные, коллективные, частные и т.д. |
8. |
По времени составления |
Провизорные Директивные Перспективные |
9. |
По форматам |
Двусторонние Раздельные Односторонние Шахматные |
10. |
По реформированию |
Реформированные Нереформированные |
11. |
По времени составления |
Провизорные Директивные Перспективные |
Таблица 1 составлена по данным [5.]
По итогам проведения инвентаризации составляют инвентаризационный баланс. Если инвентаризация не проводилась, составляют книжный баланс по данным главной книги. По статистическим данным составляют актуарные балансы.
При наличии регулирующих статей баланс называется брутто. Процесс исключение таких статей из баланса называется очисткой, а чистый баланс называется баланс-нетто.
В двустороннем балансе актив и пассив находятся рядом, в одностороннем балансе они идут друг за другом. Шахматный баланс – это матрица, где актив и пассив отражены по строкам и столбцам. В раздельном названия статей указаны по центру, а числовые значения справа и слева [5., с. 42].
Ежегодный обязательный бухгалтерский баланс имеет вид одностороннего нетто-баланса [13.].
Исходя из вышесказанного, сделаем вывод. Бухгалтерский баланс – это главный элемент бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде установленной формы, отражающий финансовое и хозяйственное положение организации на отчетную дату, предназначенный для внешних и внутренних пользователей. Баланс помогает определить динамику изменений, ликвидность, платежеспособность, общее финансовое состояние предприятия, поэтому информация в нем должна быть полной, достоверной и понятной. Среди основных видов бухгалтерского баланса можно выделить: баланс-нетто, баланс-брутто, годовой баланс, ликвидационный баланс, сводный баланс, консолидированный баланс и т.д.
1.2. Порядок составления бухгалтерского баланса
Прежде чем перейти к заполнению формы бухгалтерского баланса, необходимо проведение определенного комплекса мероприятий. Такой комплекс называют техникой составления бухгалтерского баланса.
Процесс формирования данных бухгалтерского баланса – это совокупность учетных и подготовительных работ. Данный комплекс мер включает в себя [9.]:
- Инвентаризацию счетов бухгалтерского учета;
- Корректировку остатков по счетам бухгалтерского учета;
- Проведение мероприятий по уточнению стоимости имущества и обязательств;
- Образование фондов и резервов в соответствии с учетной политикой;
- Выявление конечного финансового результата;
- Составление оборотной ведомости.
При этом обязательной является проверка остатков синтетического и аналитического учета, и общее соответствие бухгалтерского учета законодательству и учетной политике предприятия.
Полученные данные группируются в зависимости от их непосредственного участия в процессе производства и их ликвидности.
Инвентаризацию проводит специально созданная комиссия, которая определяет, за счет чего и кого должны быть отнесены недостачи или как необходимо оприходовать излишки. По итогам инвентаризации составляются протоколы заседания инвентаризационной комиссии, по которым бухгалтерия корректирует текущий учет и приводит его в соответствии с проведенной инвентаризацией [5., с. 53].
По окончании отчетного года закрывается счет 99 «Прибыли и убытки» [12.]. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
После составления оборотной ведомости бухгалтер заполняет форму бухгалтерского баланса, при этом при оценке статей баланса необходимо руководствоваться следующими правилами [13.]:
- основные средства и нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости;
- незавершенные капитальные вложения, оборудование к установке, финансовые вложения, материальные ценности, незавершенное производство в массовом или серийном производстве, расходы будущих периодов, готовая продукция, товары отражаются по фактической стоимости или по нормативам, в зависимости от учетной политики;