Файл: ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ жск «эНЕРГЕТИК».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Планирование и бюджетирование как элементы управленческого учета

Понятие, цели, виды, этапы планирования и его место в управленческом учете

1.2. Сущность, функции и виды бюджетирования

1.3. Особенности планирования и бюджетирования в некоммерческих организациях

Глава 2. Краткая характеристика жилищно-строительного кооператива «Энергетик»

2.1. Краткая характеристика ЖСК «Энергетик»

2.2. Особенности ведения управленческого учета в ЖСК «Энергетик» и этапы формирования планов и бюджетов

Глава 3. Планирование и бюджетирование в ЖСК «Энергетик» и формирование рекомендаций по оптимизации бюджетного процесса

Особенности формирования сметы доходов и расходов ЖСК «Энергетик» на основании составленного бюджета на 2017 год

Анализ исполнения бюджета ЖСК «Энергетик» на 2017 год и отчета о его выполнение

Формирование и рекомендации по планированию и бюджетированию в ЖСК «Энергетик» и составление проекта бюджета на 2018 год

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Планирование и бюджетирование на предприятии – важный элемент управления. Без четко поставленных целей и задач предприятию грозит скорое банкротство. Бюджетирование помогает не только выбирать правильные пути развития, но и контролировать ситуацию на предприятии, особенно в части финансовой сферы.

Любая организация должна составлять планы и бюджеты и контролировать их исполнение. С определенными затруднениями в этом аспекте сталкиваются небольшие бюджетные и некоммерческие организации, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Целью данной курсовой работы является формирование сметы доходов и расходов жилищно-строительного кооператива. Данная тема является актуальной, поскольку на законодательном уровне нет четко обозначенных принципов планирования и бюджетирования объектов некоммерческой организации в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Наличие проблемных вопросов и нарушение в части исполнения сметы доходов и расходов побудило автора выбрать данную тему.

Цель курсовой работы определяет следующие задачи: определить основные понятия, цели, виды и этапы планирования; уточнить сущность, этапы и классификацию бюджетирования и определить его особенности в некоммерческих организациях; анализ составления финансового плана ЖСК и исполнения финансового плана для выявления проблемных вопросов и возможных причин нарушения выполнения и формирование рекомендаций по оптимизации бюджетного процесса. Прикладная значимость данной работы заключается в возможности применения рекомендаций управляющими компаниями в сфере ЖКХ и других объектов некоммерческих организаций.

Объектом исследования курсовой работы является планы и бюджеты организаций, предметом – смета доходов и расходов ЖСК «Энергетик».

Информационной базой в ходе подготовки курсовой работы явились законодательные и нормативно-правовые акты, в том числе, федеральные законы и постановления государственных органов, регулирующий деятельность жилищно-коммунального хозяйства и некоммерческих организаций, а также учебная и практическая литература. Все источники на наш взгляд являются надежными и помогают полностью изучить теоретические аспекты и сформулировать корректные выводы.


Глава 1. Планирование и бюджетирование как элементы управленческого учета

Понятие, цели, виды, этапы планирования и его место в управленческом учете

Бухгалтерский учет – один из элементов системы хозяйственного учета любого предприятия или организации. Наряду с оперативным и статистическим учетом, бухгалтерский учет охватывает хозяйственные процессы в той мере, в которой они связаны с движением имущества и обязательств хозяйствующего субъекта. Однако, в отличии от оперативного и статистического учета, бухгалтерский учет – это сплошной и непрерывный процесс, поскольку его базой является вся информация об имуществе, обязательствах и хозяйственных процессах организациях [13, 23].

В свою очередь, бухгалтерский учет имеет свою классификацию по подсистемам. В него входят:

  1. Налоговый учет;
  2. Финансовый учет;
  3. Управленческий учет.

Налоговый и финансовый учет ведутся параллельно и касаются всех сфер деятельности предприятия, а информация предназначена преимущественно для внешних пользователей. Управленческий учет необходим самой организации, так как без его ведения затрудняется принятие эффективных управленческих решений. Основным источником информации управленческого учета является бухгалтерская информация [5, 102].

Одной из важных функций управленческого учета является планирование и контроль, причем контроль не возможен без предварительного планирования [9, 138].

Рассмотрим несколько определений термина «планирование».

Планирование представляет собой постановку целей деятельности в виде количественных и качественных показателей, которые необходимо достигнуть предприятию за тот или иной период [16, 127]. С другой стороны, планирование представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем, посредством которых производится координация и контроль деятельности, как отдельных подразделений, так и компании в целом [1].

Керимов В.Э. в книге «Управленческий учет» рассматривает планирование как определение объемов и структуры конечного продукта путем распределения факторов производства [15, 160]. Однако такое определение больше подходит для предприятий с производственным направлением деятельности.


Таким образом, можно сказать, что планирование – это постановка целей в виде количественных и качественных показателей и определение действий, которые должны быть выполнены для достижения этих целей в определенный период времени в будущем, посредством которых производится координация и контроль деятельности предприятия и его подразделений.

К основным целям планирования можно отнести:

  1. Получение максимальной прибыли при минимальных затратах посредством удовлетворения чьих-либо потребностей;
  2. Повышение конкурентоспособности предприятия;
  3. Завоевание максимально возможной доли на рынке.

Рассмотрим основные виды планов.

В зарубежной практике различают три вида планирования, основными отличиями которых состоит в периоде выполнения и детализации проработке планов:

Оперативный план (operating plan) – краткосрочный план, напрямую связанный с достижениями тактических целей фирмы. Периодом таких планов обычно является год или квартал. В качестве примеров можно привести план общехозяйственных расходов или материально-технического снабжения.

Административный план (administrative plan) – среднесрочный план, который пересматривается ежегодно. Цель такого плана – создать организацию, при которой будут достигнуты желаемые показатели.

Стратегический план (strategic plan) – долгосрочный план генерального развития компании. Такой план пересматривается только при необходимости – при внедрении новых технологий или возникновения нового конкурента [9, 139].

В России различают текущее (краткосрочное) планирование (разработка смет, бюджетов) — сроком до года — и перспективное (сроком более года). Обычно перспективные планы разрабатываются на 3–5 лет, а в отдельных отраслях промышленности, например, в электроэнергетике и добывающих отраслях— и на более длительный период (20 лет) [3, 327].

Более детально планирование можно разделить на пять видов, которые классифицируются по длительности периода [4, 23]:

1.  Стратегические планы – носят вероятностный характер и основываются на прогнозах будущей деятельности;

2.  Долгосрочные планы (на период 10–15 лет) – основываются в основном на прогнозах и частично на заказах потребителей продукции;

3.  Среднесрочные планы (на период до 5 лет) – строятся на заказах потребителей и прогнозах развития предприятия;

4.  Текущие планы – основой их являются преимущественно заказы потребителей;

5.  Оперативно-календарные планы – используются для оперативного планирования деятельности внутрипроизводственных подразделений предприятия.


Кроме того, можно выделить виды планов по их содержанию:

Стратегический план содержит долгосрочные цели и задачи компании, а также масштабы, сферы и направления развития. Все это составляется на основе имеющихся и потенциальных ресурсов [14, 19].

Производственный план составляется на основе стратегического и предусматривает определение различного рода политики предприятия. На предприятии их может быть несколько в зависимости от организационной структуры компании.

В финансовом плане отражаются доходы и расходы компании, воплощаются стратегические цели в форме конкретных финансовых показателей и обеспечиваются финансовыми ресурсами, заложенными в производственном плане экономические пропорции развития [21, 121]. При этом, производственный и финансовый план являются тактическими планами, и носят более краткосрочный характер, чем стратегический план.

Поскольку бухгалтерский управленческий учет — это источник данных для принятия управленческих решений, то этапами как планирования, так и контроля, принятия и регулирования решения, являются [5, 406]:

  1. Определение задач исходя из целей компании;
  2. Поиск нескольких альтернативных вариантов достижения этих задач;
  3. Сбор информации по каждому альтернативному варианту;
  4. Выбор оптимальных вариантов действий;
  5. Формирование плана и осуществление принятый решений;
  6. Сравнение фактических и ранее планируемых результатов;
  7. Анализ причин отклонений и формирование оптимизации плана и решений.

Исходя из выше сказанного, сделаем вывод. Планирование – один из основных элементов бухгалтерского управленческого учета, без которого не возможен контроль на предприятии как количественных, так и качественных показателей. Основными целями планирования являются достижение максимальных показателей прибыли и выгодного положения компании на рынке при оптимальных минимальных затратах.

В российской и зарубежной практике классификация видов затрат различается, но сходится к единому основанию – длительность и периодичность действия планов и их внутренне содержание. На этапах планирования компания ставит цели и задачи, находит оптимальные варианты их достижений, контролирует выполнение и оптимизирует планы на основании фактически полученных показателей.

1.2. Сущность, функции и виды бюджетирования


Сам процесс планирования в управленческом учете носит название бюджетирования. Способом планирования и контроля на предприятии является составление системы бюджетов.

Бюджет – это финансовый документ в виде плана действий или количественное выражение плана, позволяющий его координировать и контролировать [2, 61]. Разработка организацией ежегодного бюджета — это создание системы управления ресурсами и активами компании. Данный процесс управления охватывает сферы деятельности от руководителя до конечного исполнителя хозяйственной операции [17, 161].

Однако наиболее полное и часто встречающееся определение бюджета дал Институт дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США [3, 328]: «бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели».

Можно выделить несколько основных функций бюджетирования [9, 62]:

1. Стратегическое и тактическое планирование операций, обеспечивающее целенаправленное достижение целей организации.

2. Координация как различных видов деятельности, так и подразделений организации. Управляющие структурных подразделений обязаны строить свою деятельность, принимая во внимание интересы организации в целом.

3. Стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих центров ответственности, следовательно - цели всей организации. Каждый руководитель должен знать, что ожидают от его центра ответственности, и что при достижении цели центр ответственности получит также свою выгоду.

4. Контроль текущей дисциплины. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и осуществить действие. Данная функция возможна только при сравнении прогнозируемых и фактических показателей. Поэтому, по завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором и будут сравниваться показатели [2, 352].

5. Средство обучения. Принимая участие в составлении бюджетов, всегда есть возможность детально изучить деятельность своих подразделений и взаимоотношения одних центров ответственности с другими.

Бюджеты имеют много видов и классификаций. Автор статьи «Виды бюджетов и подходы к их классификации» И.Ю. Грязнова сформировала наиболее полную классификацию бюджетов [7]: