Файл: Роль мотивации в поведении организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и основные элементы системы мотивации персонала организации
1.2 Виды и методы мотивации персонала организации
2 АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «СТРОЙЗАКАЗЧИК»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Оценка мотивации персонала в ООО «Стройзаказчик»
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «СТРОЙЗАКАЗЧИК»
Известно, что повторное применение наказания значительно снижает его эффект. Это психологический паттерн. Исследования показали, что этот эффект имеет материальное вознаграждение. [8, с. 17].
В современном менеджменте также используются другие группы методов стимулирования. Все методы стимуляции также можно сгруппировать в следующие четыре типа:
- Экономические стимулы всех видов (заработная плата во всех ее разновидностях, включая контракт, бонусы, льготы, страхование, беспроцентные кредиты и т. д.).
- Успешность их воздействия определяется тем, насколько команда принимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой степени наблюдается неизбежность поощрения (наказания) и результаты их работы, их тесная связь в время.
- Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление индивидуальных или групповых целей, способствующих решению основной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т. д.). Достижение каждой цели автоматически означает увеличение заработной платы или другую форму продвижения по службе [4, c. 201].
- Обогащение труда - эта система больше связана с неэкономическими методами и средствами обеспечения людей более значимой, многообещающей работой, значительной автономией в определении режима труда, использовании ресурсов.
- Система участия в настоящее время существует в различных формах: от широкого вовлечения команды до принятия решений по наиболее важным проблемам производства и управления [17, c. 159].
В литературе сегодня много разработок, подробно рассматривающих предметы, процессы и методы мотивации.
Так, например, в статье Н.А. Жданкина дан вариант режима трудового балла, который, по мнению автора, является наилучшей основой для формирования мотивационной и стимулирующей среды по отношению к работнику (таблица 1).
Таблица 1 – Система создания мотивационно–стимулирующих условий труда [20, c. 201]
Функция привлеченного человека |
Позиционер |
Что необходимо поддерживать у работающего |
Работник (собственник рабочей силы) |
Работодатель (собственник денежных средств и средств производства) |
Заинтересованность в результатах своего труда, в максимальном приложении своих рабочих сил. |
Специалист–профессионал |
Предприниматель (хозяин дела) |
Профессиональное самоопределение к работе в фирме в рамках специальности |
Сотрудник фирмы |
Фирма в целом |
Самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр. |
Исполнитель |
Менеджер |
Самоопределение к исполнительным нормам |
Коллега |
Коллега (работник вспомогательной службы и т.п.) |
Самоопределение к конструктивному взаимодействию с коллегами. |
Рационализатор |
Заинтересованный в нормативной организации труда (НОТ) |
Заинтересованность во внесении рациональных предложений |
Член коллектива |
Коллектив |
Самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здравого психологического климата |
Член коллектива |
Коллектив |
Самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здравого психологического климата |
Работник–пользователь оргтехникой, спецоборудованием и т.д. |
Технолог |
Готовность и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т.д. |
Ключевым моментом в этом методе является обеспечение положительного отношения работника к диапазону своих обязанностей и к предлагаемым «правилам игры», что требует культивирования и поощрения правильного самоопределения работника. Самоопределение означает не только адекватное понимание, но и осознанное принятие работником нормативных условий его работы и жизни в организации.
Таким образом, мотивация - это совокупность внешних и внутренних сил, которые мотивируют и подталкивают человека к активности, формируют его поведение и направляют эту деятельность на достижение конкретных целей.
Непосредственно процесс мотивации своей задачей ставит формирование условий, которые необходимы для того, чтобы стимулировать реализацию трудового потенциала в полной мере, чтобы каждый сотрудник компании на своем рабочем месте реализовал весь свой потенциал [24, c. 345].
1.2 Виды и методы мотивации персонала организации
Ряд стратегий мотивации и стимулирования персонала в зависимости от миссии и целей организации. Среди них есть стратегии, ориентированные на:
- связь с миссией организации;
- поддерживать заработную плату на уровне требований рынка труда;
- положительный имидж организации;
- улучшение качества трудовой жизни;
- развитие персонала;
- инновационная деятельность организации и персонала;
- обеспечение движения персонала в связи с потребностями организации;
- обеспечение эффективной дифференциации оплаты труда персонала [22, c. 28].
На практике эти стратегии, как правило, действуют в сочетании. Распределение этих стратегий, на наш взгляд, не является бесспорным, но предоставляет выбор для организаций и определяет связь стимулов с целями организации. Более конкретное выражение связи с целями и стратегией организации проявляется в установлении количественных критериев оценки деятельности персонала организации; в связи с бонусами с конкретными результатами работы и в отрыве этого элемента от механизма формирования базовой заработной платы; в децентрализации системы стимулирования (каждое подразделение может адаптировать бонусную программу к своим конкретным условиям) [18, c. 43].
Построение систем стимулирования должно основываться на определенных законах [5, c. 29]:
- соответствие систем мотивации и стимулирования труда целям, особенностям, этапу жизненного цикла и тенденциям развития организации;
- требуется разнообразие систем стимулирования;
- изменения в составе и содержании стимулирующих функций по мере развития организации и появления новых проблем;
- формирование системы стимулирования (с учетом всех взаимосвязей между ее подсистемами, между системой стимулирования и системой управления персоналом в организации, между последней и производственной системой в целом, а также между производственной системой и факторами окружающей среды);
- пропорциональное улучшение всех элементов системы. При построении систем стимулирования также необходимо руководствоваться принципами в качестве научно обоснованных положений, отражающих действие экономических законов, соответствующих принятым законодательным нормам и практике [5, с. 29].
В современных условиях наиболее актуальными принципами стимулирования являются: последовательность, гарантия базовой заработной платы с точки зрения материальных компонентов; эффективность; гибкость; дифференциация; индивидуальный подход; доступность для восприятия работников и прозрачность; взаимосвязь между результатами и стимулами на уровне работников, групп и фирм и т. д. Нарушение этих принципов с учетом специфики конкретных организаций позволяет создать эффективную систему стимулов и вознаграждений [17, c. 159].
Важной проблемой, с нашей точки зрения, является определение влияния факторов на формирование систем стимулирования. Признавая возможность существования различных квалификационных факторов, с точки зрения нашего исследования важно выявить внутренние факторы по отношению к организации (стратегия, финансовая устойчивость, организационная структура, особенности трудовых процессов, особенности персонала, этап жизненного цикла и т. д.) и внешние факторы (макроэкономическая ситуация, структура товарного рынка, институциональные факторы, занимаемая ниша на рынке и т. д.) [7, c. 101].
Фундаментальную роль играет определение основной ставки оплаты труда - фиксированного оклада или оклада, определяемого тарифом за данный вид работы. Альтернативным вариантом является согласование уровня оплаты в рамках коллективного договора или индивидуального соглашения. Одним из основных структурных элементов в определении базовой заработной платы является структура заработной платы. Он основан на ранжировании и группировке должностей или ролей в зависимости от целей организации [8, с. 15].
Установление взаимосвязи между заработной платой и ее результатами реализуется в структуре заработной платы. Постоянная (основная) часть заработной платы выплачивается за выполнение определенных обязанностей. Переменная часть заработной платы имеет немаловажное значение в организации системы финансового стимулирования, которая предполагает, что определенной группе работников выплачиваются денежные премии на основе заранее установленных критериев эффективности группы или организации. Этот компонент в значительной степени связан с эффективностью труда и желанием организаций предоставить конкурентные преимущества. Переменные системы оплаты труда на практике могут принимать разные формы и могут быть ориентированы как на одного работника, так и на подразделение организации или всех ее работников [9, c. 23].
В частности, все схемы переменной заработной платы можно разделить на 4 подхода в зависимости от показателей:
- участие в прибыли (сумма выплат определяется некоторыми показателями прибыли или оборота, что позволяет согласовывать интересы работников и собственников;
- участие в доходах (в отличие от первого подхода, показатели эффективности или показатели производства используются в качестве критериев);
- участие в поставленных целях (выплата заранее определенных сумм в зависимости от достижения поставленных целей);
Комбинированная схема.
Соотношение постоянной и переменной частей заработной платы может варьироваться, оно определяется зависимостью результатов, полученных от трудовых усилий работника организации. Третья часть зарплаты связана с доплатами, полученными работниками организации. Это наиболее общая структура заработной платы [6, с. 492].
В наше время, чем меньше человек зарабатывает, тем важнее размер заработной платы. Правильное и другое утверждение: чем больше граждане зарабатывают и чем больше они любят то, что они делают, тем меньше у них интереса к деньгам. Поскольку конкуренция высокоспециализированных кадров становится все более острой, одни лишь финансовые стимулы не могут обеспечить приток необходимых специалистов. [19, с. 388].
Какой реестр стимулов обычно используется на современных предприятиях?
Как правило, к негативным стимулам относятся:
- заметки, предостережения, предупреждения;
- штрафы, штрафы, убытки;
- снижение заработной платы, класса, категории, перевод на менее оплачиваемую должность;
- уменьшение премии, годового вознаграждения;
- передача очереди на получение различных выгод от предприятия;
- отказ в кредите, займе;
- перевод запланированного отпуска в другое время;
- публичное осуждение, негативные настенные газеты и т.д.;
- угроза увольнения [17, c. 160].
Материальные финансовые стимулы обычно связаны с:
- базовый оклад;
- переменная доля заработной платы, которая зависит от реализации определенных показателей результата трудовой функциональности;
- доплаты и доплаты;
- целевые награды;
- продвижение.
Материальными нефинансовыми (естественными) стимулами являются:
- автомобили, гараж, парковка;
- земельный участок, коттедж;
- места в детских организациях;
- путевки в оздоровительные учреждения, путевки;
- питание за счет предприятия;
- оплата мобильных услуг;
- кредит на лучших условиях;
- право выполнять неполный рабочий день;
- экскурсии и поездки для обмена профессиональным опытом;
- ценный подарок;
- право на приобретение товаров и услуг на предприятии;
- предоставление работнику права использовать льготы, находящиеся в личной собственности предприятия [15, c. 201].
Моральные стимулы можно разделить на такие подгруппы [16, c. 170]:
- общие действия (благодарность, почетная грамота, зал славы, звание «Заслуженный работник», медали и т. д.);
- цель (справка - отличное качество, образцовая команда);
- конкурсный - победитель конкурса, лучший по специальности, победитель конкурса).
Существует несколько ключевых признаков неэффективности компенсационного пакета предприятия [21, с. 498]:
- Повышение текучести, при этом в первую очередь выходят самые компетентные и ведущие специалисты.
- При оплате трудовой деятельности преобладает в основном выравнивание. Вакансии заняты работниками, уволенными с рынка, как показывает практика, с более низкой компетенцией. Они вполне удовлетворены уровнем заработной платы и выравнивания.
- Показатели, определяющие функциональность предприятия, ухудшаются. Производительность труда и производительность труда снижаются. Косвенные изменения показателей, такие как удовлетворенность высшего руководства или жалобы потребителей.
- Морально-психологический климат меняется в худшую сторону. Есть «интриги», неформальные лидеры открыто провоцируют диверсии, разрушая имидж компании в глазах общества.
На данный момент существует ряд базовых моделей систем вознаграждения, на основе которых предприятия могут формировать свои собственные системы стимулирования, исходя из требований и предпосылок каждой отдельной структуры [24, c. 341].