Файл: Роль мотивации в поведении организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Известно, что повторное применение наказания значительно снижает его эффект. Это психологический паттерн. Исследования показали, что этот эффект имеет материальное вознаграждение. [8, с. 17].

В современном менеджменте также используются другие группы методов стимулирования. Все методы стимуляции также можно сгруппировать в следующие четыре типа:

- Экономические стимулы всех видов (заработная плата во всех ее разновидностях, включая контракт, бонусы, льготы, страхование, беспроцентные кредиты и т. д.).

- Успешность их воздействия определяется тем, насколько команда принимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой степени наблюдается неизбежность поощрения (наказания) и результаты их работы, их тесная связь в время.

- Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление индивидуальных или групповых целей, способствующих решению основной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т. д.). Достижение каждой цели автоматически означает увеличение заработной платы или другую форму продвижения по службе [4, c. 201].

- Обогащение труда - эта система больше связана с неэкономическими методами и средствами обеспечения людей более значимой, многообещающей работой, значительной автономией в определении режима труда, использовании ресурсов.

- Система участия в настоящее время существует в различных формах: от широкого вовлечения команды до принятия решений по наиболее важным проблемам производства и управления [17, c. 159].

В литературе сегодня много разработок, подробно рассматривающих предметы, процессы и методы мотивации.

Так, например, в статье Н.А. Жданкина дан вариант режима трудового балла, который, по мнению автора, является наилучшей основой для формирования мотивационной и стимулирующей среды по отношению к работнику (таблица 1).

Таблица 1 – Система создания мотивационно–стимулирующих условий труда [20, c. 201]

Функция привлеченного человека

Позиционер

Что необходимо поддерживать у работающего

Работник (собственник рабочей силы)

Работодатель (собственник денежных средств и средств производства)

Заинтересованность в результатах своего труда, в максимальном приложении своих рабочих сил.

Специалист–профессионал

Предприниматель (хозяин дела)

Профессиональное самоопределение к работе в фирме в рамках специальности

Сотрудник фирмы

Фирма в целом

Самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр.

Исполнитель

Менеджер

Самоопределение к исполнительным нормам

Коллега

Коллега (работник вспомогательной службы и т.п.)

Самоопределение к конструктивному взаимодействию с коллегами.

Рационализатор

Заинтересованный в нормативной организации труда (НОТ)

Заинтересованность во внесении рациональных предложений

Член коллектива

Коллектив

Самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здравого психологического климата

Член коллектива

Коллектив

Самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здравого психологического климата

Работник–пользователь оргтехникой, спецоборудованием и т.д.

Технолог

Готовность и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т.д.


Ключевым моментом в этом методе является обеспечение положительного отношения работника к диапазону своих обязанностей и к предлагаемым «правилам игры», что требует культивирования и поощрения правильного самоопределения работника. Самоопределение означает не только адекватное понимание, но и осознанное принятие работником нормативных условий его работы и жизни в организации.

Таким образом, мотивация - это совокупность внешних и внутренних сил, которые мотивируют и подталкивают человека к активности, формируют его поведение и направляют эту деятельность на достижение конкретных целей.

Непосредственно процесс мотивации своей задачей ставит формирование условий, которые необходимы для того, чтобы стимулировать реализацию трудового потенциала в полной мере, чтобы каждый сотрудник компании на своем рабочем месте реализовал весь свой потенциал [24, c. 345].

1.2 Виды и методы мотивации персонала организации

Ряд стратегий мотивации и стимулирования персонала в зависимости от миссии и целей организации. Среди них есть стратегии, ориентированные на:

- связь с миссией организации;

- поддерживать заработную плату на уровне требований рынка труда;

- положительный имидж организации;

- улучшение качества трудовой жизни;

- развитие персонала;

- инновационная деятельность организации и персонала;

- обеспечение движения персонала в связи с потребностями организации;

- обеспечение эффективной дифференциации оплаты труда персонала [22, c. 28].

На практике эти стратегии, как правило, действуют в сочетании. Распределение этих стратегий, на наш взгляд, не является бесспорным, но предоставляет выбор для организаций и определяет связь стимулов с целями организации. Более конкретное выражение связи с целями и стратегией организации проявляется в установлении количественных критериев оценки деятельности персонала организации; в связи с бонусами с конкретными результатами работы и в отрыве этого элемента от механизма формирования базовой заработной платы; в децентрализации системы стимулирования (каждое подразделение может адаптировать бонусную программу к своим конкретным условиям) [18, c. 43].

Построение систем стимулирования должно основываться на определенных законах [5, c. 29]:


- соответствие систем мотивации и стимулирования труда целям, особенностям, этапу жизненного цикла и тенденциям развития организации;

- требуется разнообразие систем стимулирования;

- изменения в составе и содержании стимулирующих функций по мере развития организации и появления новых проблем;

- формирование системы стимулирования (с учетом всех взаимосвязей между ее подсистемами, между системой стимулирования и системой управления персоналом в организации, между последней и производственной системой в целом, а также между производственной системой и факторами окружающей среды);

- пропорциональное улучшение всех элементов системы. При построении систем стимулирования также необходимо руководствоваться принципами в качестве научно обоснованных положений, отражающих действие экономических законов, соответствующих принятым законодательным нормам и практике [5, с. 29].

В современных условиях наиболее актуальными принципами стимулирования являются: последовательность, гарантия базовой заработной платы с точки зрения материальных компонентов; эффективность; гибкость; дифференциация; индивидуальный подход; доступность для восприятия работников и прозрачность; взаимосвязь между результатами и стимулами на уровне работников, групп и фирм и т. д. Нарушение этих принципов с учетом специфики конкретных организаций позволяет создать эффективную систему стимулов и вознаграждений [17, c. 159].

Важной проблемой, с нашей точки зрения, является определение влияния факторов на формирование систем стимулирования. Признавая возможность существования различных квалификационных факторов, с точки зрения нашего исследования важно выявить внутренние факторы по отношению к организации (стратегия, финансовая устойчивость, организационная структура, особенности трудовых процессов, особенности персонала, этап жизненного цикла и т. д.) и внешние факторы (макроэкономическая ситуация, структура товарного рынка, институциональные факторы, занимаемая ниша на рынке и т. д.) [7, c. 101].

Фундаментальную роль играет определение основной ставки оплаты труда - фиксированного оклада или оклада, определяемого тарифом за данный вид работы. Альтернативным вариантом является согласование уровня оплаты в рамках коллективного договора или индивидуального соглашения. Одним из основных структурных элементов в определении базовой заработной платы является структура заработной платы. Он основан на ранжировании и группировке должностей или ролей в зависимости от целей организации [8, с. 15].


Установление взаимосвязи между заработной платой и ее результатами реализуется в структуре заработной платы. Постоянная (основная) часть заработной платы выплачивается за выполнение определенных обязанностей. Переменная часть заработной платы имеет немаловажное значение в организации системы финансового стимулирования, которая предполагает, что определенной группе работников выплачиваются денежные премии на основе заранее установленных критериев эффективности группы или организации. Этот компонент в значительной степени связан с эффективностью труда и желанием организаций предоставить конкурентные преимущества. Переменные системы оплаты труда на практике могут принимать разные формы и могут быть ориентированы как на одного работника, так и на подразделение организации или всех ее работников [9, c. 23].

В частности, все схемы переменной заработной платы можно разделить на 4 подхода в зависимости от показателей:

- участие в прибыли (сумма выплат определяется некоторыми показателями прибыли или оборота, что позволяет согласовывать интересы работников и собственников;

- участие в доходах (в отличие от первого подхода, показатели эффективности или показатели производства используются в качестве критериев);

- участие в поставленных целях (выплата заранее определенных сумм в зависимости от достижения поставленных целей);

Комбинированная схема.

Соотношение постоянной и переменной частей заработной платы может варьироваться, оно определяется зависимостью результатов, полученных от трудовых усилий работника организации. Третья часть зарплаты связана с доплатами, полученными работниками организации. Это наиболее общая структура заработной платы [6, с. 492].

В наше время, чем меньше человек зарабатывает, тем важнее размер заработной платы. Правильное и другое утверждение: чем больше граждане зарабатывают и чем больше они любят то, что они делают, тем меньше у них интереса к деньгам. Поскольку конкуренция высокоспециализированных кадров становится все более острой, одни лишь финансовые стимулы не могут обеспечить приток необходимых специалистов. [19, с. 388].

Какой реестр стимулов обычно используется на современных предприятиях?

Как правило, к негативным стимулам относятся:

 - заметки, предостережения, предупреждения;

- штрафы, штрафы, убытки;

- снижение заработной платы, класса, категории, перевод на менее оплачиваемую должность;

 - уменьшение премии, годового вознаграждения;


- передача очереди на получение различных выгод от предприятия;

- отказ в кредите, займе;

- перевод запланированного отпуска в другое время;

- публичное осуждение, негативные настенные газеты и т.д.;

- угроза увольнения [17, c. 160].

Материальные финансовые стимулы обычно связаны с:

- базовый оклад;

- переменная доля заработной платы, которая зависит от реализации определенных показателей результата трудовой функциональности;

- доплаты и доплаты;

 - целевые награды;

- продвижение.

Материальными нефинансовыми (естественными) стимулами являются:

 - автомобили, гараж, парковка;

- земельный участок, коттедж;

- места в детских организациях;

- путевки в оздоровительные учреждения, путевки;

- питание за счет предприятия;

- оплата мобильных услуг;

- кредит на лучших условиях;

- право выполнять неполный рабочий день;

- экскурсии и поездки для обмена профессиональным опытом;

- ценный подарок;

 - право на приобретение товаров и услуг на предприятии;

- предоставление работнику права использовать льготы, находящиеся в личной собственности предприятия [15, c. 201].

Моральные стимулы можно разделить на такие подгруппы [16, c. 170]:

- общие действия (благодарность, почетная грамота, зал славы, звание «Заслуженный работник», медали и т. д.);

- цель (справка - отличное качество, образцовая команда);

- конкурсный - победитель конкурса, лучший по специальности, победитель конкурса).

Существует несколько ключевых признаков неэффективности компенсационного пакета предприятия [21, с. 498]:

- Повышение текучести, при этом в первую очередь выходят самые компетентные и ведущие специалисты.

- При оплате трудовой деятельности преобладает в основном выравнивание. Вакансии заняты работниками, уволенными с рынка, как показывает практика, с более низкой компетенцией. Они вполне удовлетворены уровнем заработной платы и выравнивания.

- Показатели, определяющие функциональность предприятия, ухудшаются. Производительность труда и производительность труда снижаются. Косвенные изменения показателей, такие как удовлетворенность высшего руководства или жалобы потребителей.

- Морально-психологический климат меняется в худшую сторону. Есть «интриги», неформальные лидеры открыто провоцируют диверсии, разрушая имидж компании в глазах общества.

На данный момент существует ряд базовых моделей систем вознаграждения, на основе которых предприятия могут формировать свои собственные системы стимулирования, исходя из требований и предпосылок каждой отдельной структуры [24, c. 341].