Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Анализ основных подходов к определению мотивации личности
1.2. Особенности формирования мотивации личности
1.3. Специфика профессиональной мотивации сотрудников организации
2.1. Организация и методология исследования
2.2. Анализ системы профессиональной мотивации служащих в организации
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала в организации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.2. Особенности формирования мотивации личности
Поскольку существует множество самых разных гипотез для объяснения действий человека, выработались и различные типы мотивационной структуры. Классификация мотивационных аспектов в социальной психологии достаточно объемна. В рамках данной работы мы рассмотрим основные виды.
Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой. Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Проще говоря, если человек работает из-за денег, то деньги являются внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором. Экстринсивные (внешние) мотивы - это такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например, престиж или материальные факторы) [29].
Внутренняя мотивация – это мотивация, которая связана не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Внутренняя мотивация подразумевает, что вознаграждение за свои действия человек «несет в самом себе». Это выражается в чувстве собственной компетенции, уверенности в своих силах и намерениях, удовлетворении результатами своего труда и самореализации. Итак, при интринсивном (внутреннем) побуждении к деятельности, эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, а не достигаемый результат [41].
Интринсивный мотив - это всегда состояние радости, удовольствия от своего дела. А если деятельность (или поведение) побуждается материальными благами, социальными факторами (статусом, престижем, властью, внешними требованиями), то она является внешне мотивированной (экстринсивной).
Психологами и социологами считается, что внутренняя мотивация побуждает личность к действиям, и отмечают основные ее идеи, определяющие эти действия:
- Желания людей безграничны. Если индивид добивается цели в жизни и удовлетворяет одну потребность, то сразу формирует для себя новую.
- Если поставленная цель удовлетворена, то она больше не мотивирует на какие-либо действия.
- Если потребность не удовлетворена, то она провоцирует индивида к поступкам.
- Людям свойственно на протяжении всей жизни выстраивать для себя определенную иерархию потребностей, сортировать их по значимости.
- При невозможности удовлетворить потребность низшего уровня, люди не смогут в полной мере удовлетворить вышестоящую потребность [30].
При типологическом анализе функциональных (интринсивных) мотивов различают:
- Телесно-функциональные мотивы. Они ориентированы на собственную телесную организацию и связаны с удовлетворением от разрядки физического напряжения и двигательной активности ("мышечная радость") и имеют, прежде всего, биологическую основу.
- Предметно-функциональные мотивы (предметные интересы)-ориентированы на окружающий мир. К подобным мотивам можно отнести определённые потребности в игре, в общении и эмоциональном переживании, в познании, в художественном творчестве. В них доминирующую роль играют представления, фантазия и, в конечном счете, социальные факторы.
Психологи отмечают ряд особенностей внешней и внутренней мотивации труда [22]:
- Поступки, спровоцированные воздействием внешних факторов направлены на объем выполняемой работы, а внутренняя мотивирует выполнять ее качественно;
- Экстринсивная мотивация при достижении «порога» просто не имеет интереса в жизни и снимается, а интринсивная – усиливается;
- Внутренняя всегда мотивирует личность сильнее, чем внешняя;
- Внутренняя мотивация начинает «расти», если человек становится более уверенным в себе.
Положительная и отрицательная мотивация. Данные виды основаны на положительных и отрицательных стимулах. Положительная мотивирует на действие, когда человек осознает свою выгоду. А ожидание выгоды – это лучший стимулятор качественной работы, выполненной в указанный срок. Руководители периодически используют ее для стимулирования труда подчиненных [19].
Выделяют ряд принципов, на основе которых положительная мотивация имеет больший эффект:
- Результат труда будет выше, если исполнитель чувствует свою значимость и вклад в какое-то дело.
- Положительная мотивация сильнее отрицательной. Соответственно, похвала или материальная награда труда не должна заставлять себя ждать. Чем быстрее человек получает ожидаемое, тем выше его мотивация на дальнейшие действия в жизни.
- Лучше, если люди будут в процессе работы получать награду или похвалу, а не только по достижении цели. Это объясняется тем, что объемная работа выполняется медленнее, цель труднодостижима.
- Индивид должен быть уверен в достижении успеха [8].
Отрицательная мотивация обычно связана с наказанием за что-либо. Зачастую бывает, что при продолжительной отрицательной мотивации индивид теряет всякий интерес к выполнению действий. К сожалению, подобная методика пользуется большой популярностью у многих работодателей, вызывает чувство страха у подчиненных, нежелание работать, понижает самооценку работника, развивает комплексы [35].
Таким образом, положительная мотивация основывается на стимулировании действий, а отрицательная повышает дисциплину человека при выполнении работы. Отрицательная не способна активизировать творческий потенциал, ее задача в том, чтобы держать человека в определенных рамках. Хотя многие психологи отмечают, что отрицательное мотивирование способно оказать влияние на интенсивность труда. Но работодателям рекомендуют быть осторожными, наказывая сотрудников за что-либо. Как правило, инициативные и творческие по жизни сотрудники не допускают к себе подобного отношения и уходят. К тому же отрицательная мотивация не имеет своей силы, если ее не применяют вкупе с положительной.
Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивая мотивация будет максимально подкреплена каким-то внешним влиянием или необходимостью человека в чём-то. В основе устойчивого мотивирования лежат обыденные потребности людей. К ним относятся жажда, голод, сон, общение, получение знаний и навыков. Индивид выполняет осознанные действия без особого труда для их достижения. Неустойчивая же мотивация значительно слабее, есть необходимость в ее подкреплении с помощью внешних мотивов [23].
Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.
Дополнительная классификация включает: индивидуальные, познавательные, групповые.
- индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза.
- к явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.
- познавательная мотивация: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс [38].
Мотивация аффилиации. Аффилиация - это присоединение. В случае с мотивацией обозначает стремление к налаживанию, либо поддержке отношений с другими людьми, стремление к контакту и к общению с ними. Суть подобного рода мотивации заключается в самоценности общения. Мотивация базируется на желаниях людей устанавливать новые контакты, поддерживать дружелюбные отношения с другими представителями общества [17].
Мотивация власти. Это потребность влиять на действия людей. Желание выполнять главную роль в деятельности коллектива, контролировать работу других, указывать, что делать. Не стоит путать ее с самоутверждением. Когда человек хочет получить власть, ему не нужно подтверждения собственной значимости. Мотив власти может наблюдаться в совершенно разных социальных слоях. Например, младшие офисные сотрудники хотят получить повышение по службе совсем не для того, чтобы принести пользу обществу или отдельно взятому коллективу, а для того, чтобы руководить такими же, как они сами. Таким образом, жажда власти менеджера среднего звена заставляет его делать все, чтобы стать начальником и чувствовать себя более комфортно. Мотивация власти занимает довольно высокую позицию в иерархии мотивов [9].
Мотивация достижения. Мотив достижения представляет собой рвение человека достичь высоких результатов в определенных направлениях деятельности, будь то спорт, учеба или другие победы. Стремление человека достигать высоких результатов проявляется в постановке высоких планок и стремлении их достичь. Мотивация достижения играет чуть ли не ключевую роль в успехе человека.
Мотивацию достижения, как устойчивую характеристику личности, ввел в психологию Г. Мюррей, который определил данное свойство личности, как устойчивое стремление сделать что-либо быстро и хорошо, достичь определенного уровня в некотором деле. Развитие данных представлений можно встретить в работах Д. Мак-Клелланд и Х.Хекхаузена, выделивших две основные мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление к избеганию неудачи [43].
Таким образом, мотивация достижения успеха определяет то, насколько человек стремится к развитию своих способностей и реализации возможностей.
Исследователи отмечали тесную связь мотивации успеха с уровнем личностных и профессиональных притязаний человека.
Уровень потребностей и притязаний приверженцы мотивационной теории деятельности оценивали, исходя из:
1) эффекта или результата поведения;
2) способа деятельности;
3) специфики реагирования на определенный вид стимульных факторов;
4) наличия конкретной эмоции;
5) состояния удовлетворенности при достижении определенного эффекта или разочарования в случае недостижения эффекта. [15]
Исследования мотивационной сферы личности доказывают, что успешность деятельности определяется, в первую очередь, тремя факторами:
- силой мотивации, или стремлением к достижению успеха,
- присутствием в ценностной системе личности ценностей достижения,
- уровнем овладения необходимыми навыками и умениями.
Многочисленными исследованиями доказано, что люди с выраженным стремлением к достижению успехов действительно добиваются в жизни большего, чем те, у кого оно отсутствует.
Н. И. Конюхов описывает влияние мотивации на реальное достижение успеха, согласно формуле: мотив «жажда успеха - направленная активность - цель - достижение успеха». Таким образом, мотивация достижения отражает высокий уровень потребности личности любым способом достичь желаемого результата [25].
Х. Хекхаузену определял мотивацию достижения успеха как попытку увеличить способности личности к осуществлению всех видов деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности, где выполнение данной деятельности может привести к успеху. Мотивация подталкивает человека к получению естественного результата ряда связанных друг с другом действий. При этом для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей [43].
Т.В. Корнилова выделяет следующие компоненты формирования мотивации:
- стремление выполнять нечто трудное;
- желание управлять, организовывать;
- стремление выполнять все по возможности быстро и самостоятельно;
- умение преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей;
- постоянное стремление совершенствоваться, соперничать и опережать других;
- желание реализовывать таланты и повышать самоуважение. [26]
Просоциальный мотив. Важная мотивация для любой личности. В ее основе лежит чувство долга в отношении общества, ответственность. Люди, мотивируемые подобным образом, уверенные в себе, им присущи следующие качества: ответственность, серьезность, чувство совести, толерантное отношение к окружению, стремление достичь конкретных целей.
Процессуально-содержательный мотив. Это стимул человека к активным деяниям. Причем не из-за внешних факторов, а из-за личного интереса. Индивиду важен сам процесс какой-то работы, он испытывает от него удовольствие.
Идентификация. Это желание человека быть похожим на кумира. В роли кумира может быть и кто-то из его окружения, и известная личность, и выдуманный герой. При этом индивид прикладывает много усилий для достижения цели, работает над собой, своими привычками, внешним видом [40].
Мотивация саморазвития. Желание человека самосовершенствоваться. Развивать знания, умения, навыки. Психологи считают, что желание саморазвиваться заставляет людей прикладывать максимальные усилия к достижению цели. Саморазвитие тесно связано с самоутверждением. При данной мотивации часто возникает внутренний конфликт: люди сложно воспринимают что-то новое, цепляются за прошлое [38].
Самоутверждение. Это вполне естественное желание людей быть признанными своим окружением. В основе лежит чувство собственного достоинства. Человек доказывает обществу свою значимость, уникальность. Это один из самых важных мотивов в деятельности людей, обеспечивающих личностное развитие [20].
Таким образом, в структуре мотивации личности существуют различные механизмы и факторы, способствующих повышению или угасанию мотивов осуществления деятельности. При этом, процесс формирования мотивационной системы может быть определен совокупностью психологических, социальных и других потребностей. В зависимости от чего существует значительное количество классификаций как видов мотивации, так и факторов, ее стимулирующих.
В рамках данной работы нами выделен концепт профессиональной мотивации, как комплексная характеристика побуждений личности к деятельности и достижению успеха в профессиональной сфере. При этом система мотивов рассматривается как с позиций внутренней мотивации достижения, так и с позиций реализации внешних управленческих стимулов в структуре управления персоналом.