Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей ( Теоретические особенности изучения взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические особенности изучения взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей
1.1 Сущность понятия гуманизации, разрешаемой в опыте воспитательной деятельности В.А. Сухомлинского
2.1. Содержание воспитания и обучения в опыте деятельности В.А. Сухомлинского
2.2. Технологии и методики, используемые в опыте обучения и воспитания школьников В.А. Сухомлинского
Если возникала необходимость, то перед посещением урока В. А. Сухомлинский изучал работы учащихся, продумывал, как проверить качество усвоенных знаний и приобретенного опыта деятельности, проводил беседу с учителем до начала урока.
Таким образом, опыт аналитической деятельности Сухомлинского в течение двадцати лет педагогического труда позволил систематизировать и обобщить накопленные методические материалы в форме докладов на заседаниях педагогического совета, в работе психологического семинара. Самые актуальные и интересные темы выступлений были впоследствии опубликованы В. А. Сухомлинским как научно-методические разработки и рекомендации и позволили педагогической общественности тех лет познакомиться с тем, как педагогический коллектив Павлышской средней школы решал проблемы индивидуального умственного труда учащихся на уроке, специфики домашнего умственного труда, изучения личностных достижений учащихся в ходе гармонизации умственного, духовно-нравственного и физического труда.
2.2. Технологии и методики, используемые в опыте обучения и воспитания школьников В.А. Сухомлинского
Педагогических технологий в творческом арсенале В. А. Сухомлинского множество. Мы же остановились лишь на некоторых.
1. Эмоциональное пробуждение разума — гениальная находка В. А. Сухомлинского. С помощью этого метода учителя школы, обращаясь к чувству детей, пробуждали их ум. Иным педагогам порой покажется, что путь «знания учителя — знания ученика» наиболее верный и краткий. Истинные же мастера педагогического труда, коим был Василий Александрович и его коллеги, утверждают: краткость — это еще не результативность.
«Знания учителя — чувство учителя — чувство ученика — знания ученика» — такой путь намного облегчает усвоение знаний. Чувства, являясь проводником знаний, делают учебный процесс намного продуктивнее. В. А. Сухомлинскому и возглавляемому им педагогическому коллективу удалось одухотворить выдвинутую И.-Г. Песталоцци и обогащенную К. Д. Ушинским формулу «Учить детей учиться», которая была дополнена теоретическими построениями и конкретной методикой ее реализации.
Развивая мысль А. Дистервега о том, что «плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить», в Павлыше выявили причины, обуславливающие трудности в учении и разработали конкретные механизмы облегчения учебного труда, который приносит детям чувство удовлетворения и радость все новых и новых открытий, исключает всякие стрессовые ситуации, сохраняет их здоровье. Тем самым было положено начало разработке здоровьесберегающих образовательных технологий. Их главная суть состояла в том, чтобы не только полно раскрывалась та или иная тема учебной дисциплины, но и в том, чтобы используемые учителем/преподавателем технологии не несли бы угрозу для здоровья школьников.
Известно, что В. А. Сухомлинский в педагогическом процессе приоритет отдавал воспитанию. Говоря об итогах очередного учебного года, Василий Александрович на первое место поставил то, что «дети прошли школу человечности». Главное для него не математика, не физика, а воспитание человеческого начала в человеке.
Образовательные учреждения, реализующие задачи, направленные на модернизацию содержания современного образования, все активнее предпринимают попытки сменить сциентистскую парадигму образования на культурологическую, т.е. с накопления определенной суммы знаний на выработку ответственности за использование таковых в практике. Как видим, на первый план выдвигаются воспитательные задачи. Иначе говоря, приходит понимание того, что воспитание в процессе становления и развития личности непременно должно выполнять регентальную функцию (лат. regentis — правящий). Это находится в логике педагогических идей В. А. Сухомлинского.
По мнению известного американского психолога Герберта Герджоя, «новое образование должно научить индивида тому, как классифицировать и переклассифицировать информацию… как заниматься самообразованием». «Неграмотным, — подчеркивает Герджой, — в будущем будет не тот человек, который не умеет читать, а тот, кто не научился учиться» (цит. по.: [9, с. 308]).
Указанная проблема волновала В. А. Сухомлинского еще в шестидесятые годы прошлого столетия. Новатор одухотворил выдвинутую И.-Г. Песталоцци и обогащенную К. Д. Ушинским формулу «Учить детей учиться»; развил основополагающий принцип гуманистической педагогики «Учить всех и учить хорошо» (Я. А. Коменский) с первого до выпускного класса, не разделяя их на способных и неспособных; выдвинул и успешно апробировал гуманистическую идею «Дайте радость умственного труда, радость успеха в учении», доказал неразрывность и взаимообусловленность образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.
2. Исходя из убежденности, что человек — саморегулирующаяся система, полагаем, что в школе третьего тысячелетия все большее пространство будут занимать самообразование, самовоспитание, саморазвитие. Наша уверенность основывается на том, что «образование», «воспитание», «развитие» нередко воспринимаются как некое принуждение, исходя- щее извне, что не всегда принимается личностью. В то время как самообразование, самовоспитание, саморазвитие — «восхождение» (к чему-то) — процесс всегда активный и исходит непосредственно от самого восходящего.
3. Назначение учителя, по Сухомлинскому, «быть не только абстрактным воплощением педагогической мудрости», но и «живой личностью», помогающей ребенку вместе с познанием мира познавать и себя. Решающее значение при этом будет иметь то обстоятельство, подчеркивал Василий Александрович, каким предстанет учитель перед ребятами. «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни… Ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желание стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек». В воспитанниках дремлют задатки таланта, продолжал педагог, «раскроются эти задатки лишь тогда, когда на своем пути они встретят личность, способную разбудить и увлечь ребят». «Ум воспитывается умом, совесть — совестью, преданность Родине — действенным служением Родине» [6, т. 3, с. 411].
2.3. Анализ педагогического опыта В.А. Сухомлинского
Опыт деятельности Василия Александровича Сухомлинского ценен достаточно высоко, результатами данного опыта стали как многочисленные издания работ педагога, так и активное внедрение предложенных автором педагогических идей.
Обратимся к некоторым творческим находкам В. А. Сухомлинского, которые, как представляется, актуальны для современной школы и будут востребованы в будущем.
1. Знание и понимание ребенка. Во время пребывания в Болгарии на одной из встреч Сухомлинского с местной педагогической общественностью ему среди других был задан такой вопрос: «Что, по-Вашему, самое главное в нашем педагогическом труде?». Василий Александрович тогда ответил двумя словами: «Знать ребенка». Ребенок — это «уникальный мир». И только тот способен познать этот мир, а затем и содействовать его развитию, подчеркивал
Сухомлинский, кто найдет путь к сердцу ребенка, кто любит детей, находит удовлетворение в общении с ними, кто близко к сердцу принимает детские радости и горести, знает душу ребенка и никогда не забывает, что и сам был маленьким, кто способен постоянно открывать во взрослеющей личности новое, изумляться этому новому, умеет чувствовать в каждом ребенке его индивидуальность, видеть человека в процессе его становления.
У Василия Александровича есть такая, к сожалению, не до конца осознанная мысль: «Все более глубокое понимание ребенка — это и есть воспитание». В этой мысли — первооснова философии Сухомлинского. Педагог ставит знак равенства между Пониманием ребенка и его Воспитанием. Он как бы предупреждает, что успеха в воспитании можно достичь лишь при условии понимания ребенка. Понять же воспитанника можно, только основательно и всесторонне познав его.
На протяжении всей творческой деятельности педагог направлял усилия на то, чтобы узнать и понять ребенка таким, каким создала его природа. Он не пытался изменить, переломить, перестроить в нем то, что создала она в своей таинственной мастерской. Василий Александрович видел и изучал ребенка сразу в трех главнейших мирах: - сказочном; - мире познания; - мире физического развития. Он постоянно отслеживал, как ребенок думает и переживает, каковы структура, динамика и особенности его мышления.
Педагог умел читать тончайшие движения ребенка. И что немаловажно, он умел читать по глазам его душу. Василий Александрович знал, каково здоровье его воспитанника, отличительные черты характера, сильные и слабые стороны умственного развития. Учитель, по мнению педагога, должен знать ребенка, чтобы открыть его задатки, способности, наклонности и помочь определить его призвание.
2. О вочеловечивании знаний В. А. Сухомлинский заговорил, пожалуй, одним из первых. «Вочеловечить» — значит рассматривать знания и объекты, заключенные в них, с точки зрения их значимости, полезности для человека. При таком взгляде на знания и предметы весь мир для ученика приобретает личностную значимость, а его взаимоотношения с этим миром возвышают его до понимания того, что весь предметный мир создан человеком. А значит, и ему, ученику, надо быть не только потребителем, но и созидать, вносить свой вклад в развитие и обогащение данного мира.
Ребенок приходит в школу получать знания, которые предстают перед ним в виде информации, исходящей от учителя. Учитель при этом выступает связующим звеном между знаниями и учеником. Среди источников образования учитель для ученика являет главный источник. Других источников: ученых, открывших законы и обосновавших закономерности и принципы, авторов учебников и методических пособий, деятелей искусства и литературы — ученик не видит, они, если можно так выразиться, остаются за кадром.
Очень важно при этом, чтобы передаваемые знания не были искажены. В этой связи, поскольку учитель находится в единой цепочке источников знаний, более того, замыкает процесс передачи этих знаний, он должен стать сотворцом открывателя.
При таком подходе информация, поступающая от него к ученику, будет полнее соответствовать первоисточнику. И заметим, не только его информационному, но и энергетическому потоку, в нашем случае — творческому. Творец, как известно, включает два информационных мира креативности: чувства и интеллект. При этом заметим, что зачастую именно чувства выполняют регентальную функцию. В ином случае педагог — это бесчувственный посредник между авторами учебников (тоже посредниками) и учеником.
Из сказанного можно заключить: «Вочеловечение — это прежде всего вчувствование», при котором «объективированный продукт чужого творчества наполняется чувством», в нашем случае чувством учителя, и благодаря этому знания оживают. Они усваиваются и живут долго тогда, когда в них произрастает человек. Процесс вочеловечивания знаний опирается на закон восточной философии: «Не передавай информацию, пока не сделаешь ее своей». И поскольку учитель, как отмечалось выше, — это сотворец источников образования первого ряда, от него во многом зависит, как сделать чужие открытия, т.е. источники первого ряда, «живым и неотъемлемым достоянием формирующейся личности».
3. Здоровье сберегающие образовательные технологии.
Известно, что жизнедеятельность буквально всех составляющих школьного организма напрямую зависит от успехов в учении. Таковые же будут при условии, когда в учении воспитанник не испытывает дискомфорта, обретает гордость от того, что с каждым днем его знания расширяются и углубляются, а его здоровью физическому, психическому и эмоциональному не наносится вред.
Подобное же возможно при условии, когда учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы используемые формы, методы, приемы, средства исключали всякую перегрузку и позволяли учиться всем, и учиться хорошо.
Среди ключевых направлений работы В. А. Сухомлинского и возглавляемой им школы назовем следующие: Определение типа и особенностей мышления детей задолго до поступления их в школу. Этому во многом способствовали специальные «уроки мышления» в так называемой «Школе любознательности», на которых «дети исследуют» и «осмысливают предметы и явления окружающего мира» [6, т. 4, с. 249].
На уроках мышления ребенок постепенно своим разумом постигает удивительную истину: источником жизни является солнце. А охватив одну истину, он объясняет с ее помощью другую, третью… Определив тип и способности мышления в детстве, затем легко работать с детьми на последующих этапах их учебы. Нередко можно слышать: «Школа учит», «Учитель учит». По большому счету, ученик учится сам. Школа же, учитель создают условия и направляют ученика по лестнице постижения знаний. Однако мы были бы не правы, если бы не отметили тот факт, что школа, учитель должны научить ребенка учиться. Ибо, как справедливо замечено, «для того, чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться» [8, с. 36].