Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей ( Теоретические особенности изучения взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические особенности изучения взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей
1.1 Сущность понятия гуманизации, разрешаемой в опыте воспитательной деятельности В.А. Сухомлинского
2.1. Содержание воспитания и обучения в опыте деятельности В.А. Сухомлинского
2.2. Технологии и методики, используемые в опыте обучения и воспитания школьников В.А. Сухомлинского
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования связана с тем обстоятельством, что изучение педагогического опыта достаточно востребовано в современной педагогике.
Например, неподдельный интерес вызывает опыт деятельности Василия Александровича Сухомлинского в целом и его взгляды на обучение и развитие детей в частности.
Основываясь на идеях Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и И.-Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, Г. С. Сковороды, И. Я. Франко и Т. Г. Шевченко, отстаивающих народность образования и воспитания, В. А. Сухомлинский своей практической деятельностью доказал, что должного эффекта в образовании и воспитании можно достичь, лишь тонко и умело сочетая научные методы и тысячелетний опыт народной педагогики, культурно-исторические традиции и обычаи. Жажду мысли Сухомлинского, конечно же, в первую очередь питала его педагогическая практика. Постоянный и основательный анализ всех аспектов учебно-воспитательного процесса позволял педагогу увидеть, как раскрываются его важнейшие закономерности, проследить взаимосвязь всех сторон, составных частей и этапов урока, убедиться в эффективности того или иного метода, приема и т.п., увидеть взаимозависимость таких явлений, как труд учителя и знания учащихся; урок и другие формы организации учебно-воспитательного процесса; книга и умственный труд учащихся и др.
Объект исследования: опыт педагогической деятельности В.А. Сухомлинского
Предмет исследования:. взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить :. взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей
.
Задачи исследования:
- проанализировать современные теории понимания сути феноменов «воспитание школьников», «принцип гуманизации воспитания», «педагогический опыт» применительно к наследию В.А. Сухомлинского.
- выявить различные способы классификации взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей;
- изучить структуру и составляющие данного понятия;
- определить значение взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей в педагогике;
- выделить методологические детерминанты опыта использования наследия Сухомлинского в современной педагогике.
Методы исследования включали: анализ и обобщение научной литературы; синтез, дедукцию, индукцию, сопоставительно-функциональный метод, текстуальный анализ, семиотический метод, системно-структурный метод, описательный метод.
Структура: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения составили содержание работы.
Глава 1. Теоретические особенности изучения взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей
1.1 Сущность понятия гуманизации, разрешаемой в опыте воспитательной деятельности В.А. Сухомлинского
Идеи гуманистического подхода к процессу воспитания детей стали активно изучаться в прошлом веке в советской педагогике. У истоков этого изучения стоял знаменитый педагог В.А. Сухомлинский..
В трудах В.А. Сухомлинского исследованы проблемы о духовно-нравственном, патриотическом и интеллектуальном воспитании личности. Кредо своей многогранной творческой деятельности он раскрыл в названии одной из последних книг: «Сердце отдаю детям». Веру в природные возможности ребенка Сухомлинский раскрывает как фундамент, основу педагогического гуманизма и оптимизма. Подлинная педагогическая культура и искренняя любовь к детям – нерасторжимые понятия. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумья отвечаю: любовь к детям», ‒ писал он.
Его педагогическая система создана на основе глубокого уважения личности ребенка, развития его природных задатков, формирование высоких нравственных качеств, воспитания гражданской ответственности за свои дела и поступки. В его трудах исследован многосложный процесс воспитания и развития личности, ее нравственной основы, без чего, как отмечали Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский, всякое знание теряет смысл.
По мысли Сухомлинского умственное воспитание не сводится к накоплению объема знаний. Процесс приобретения знаний становится действенным лишь тогда, когда знания становятся личным убеждением, духовным богатством человека, отражающим на его активности, эффективности труда, на его мировоззрении. Результаты умственного труда ребенка во многом зависят от ряда таких факторов как: «богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ; характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома» [22, с. 222].
В.А. Сухомлинский был убежден в том, что ребенок не может быть счастлив, если он не испытал в школе чувство радости, не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть знаниями. Помочь ребенку учиться и выработать у него интерес и потребность к учению это одна из главнейших задач учителя, школьного обучения.
Проводя педагогический эксперимент в своей школе в течение двадцати лет с целью определения уровня среднего образования, овладения важнейшими умениями и навыками, он пришел к выводу, что основой умственного развития и убеждений является прежде всего – это «умение учиться наблюдать явления окружающего мира; думать; выражать мысли о том, что я вижу, делаю, думаю, наблюдаю; читать; писать» [3, с. 152]. Чем раньше человек научится читать и писать и не в течение десяти лет, а значительно раньше на этапе начала обучения, овладеет умениями, навыками и компетенциями и, прежде всего, умение читать, тем легче будет ученику учиться. Эффективность умственного труда ученика В.А. Сухомлинский связывает с умением учителя определять соотношение нового с ранее изученным. И на основе принципа последовательности, постепенности в изучении нового материала он делает вывод: «… новое лишь тогда прочно усваивается, когда оно прочно крепится к хорошо известному. Учителю надо уметь видеть те точки сцепления нового с известным, от прочности которых зависит эффективность всего учения» [23, с. 152].
Сухомлинский сформировал важнейшие умения, которыми должен овладеть ученик в течение десяти лет обучения в школе. Они вобрали в себя не только знания, которыми должен овладеть ученик в процессе всех школьных предметов, но и сформировать потребность к приобретению умений и компетенций в процессе жизни, уметь использовать их в практической деятельности. Так в предложенном им графике по овладению умениями есть два умения, которые содержат, с одной стороны, умение бегло, выразительно читать, а с другой ‒ выделять логически законченные части в прочитанном и устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость этих частей.
В предложенном им графике прописан комплекс умений, которыми должен овладеть ученик с момента овладения умением наблюдать окружающий мир до умения писать сочинения в разных классах, в разные периоды учебного года. Это позволило, по его мысли, увидеть «истоки отдельных трудностей», с которыми встречаются ученики и учитель в процессе работы с учебными материалом. Он отмечал, что об умении логически выделять законченные части в прочитанном можно говорить лишь тогда, когда ученик научился бегло, сознательно и выразительно читать. На следующей ступени развития умения читать ученик должен одновременно с чтением текста «думать об инструктаже учителя, о своем отношении к прочитанному», – писал Сухомлинский [13, с. 154].
Он проанализировал в логической последовательности весь процесс формирования каждого вида умений и компетенций учеников в процессе обучения в течение десяти лет и пришел к выводу, что без овладения умением думать, сопоставлять, сравнивать, противопоставлять предметы, факты, явления «вообще невозможно учиться» [3, с. 155]. Без овладения умением наблюдать явления окружающего мира и выражать мысль их во взаимосвязи и взаимозависимости также, по его мнению, немыслим процесс обучения.
«Жизнь убеждала, что ни по одному умению, без которых невозможно успешное учение, нельзя на каком-то этапе процесса обучения поставить точку и сказать: вот здесь завершена работа по овладению этим умением» [3, с. 155].
Он писал о том, что вместе со своими опытными педагогами были проанализированы программы, «уточнили объем, смысл, каждого понятия», выражающего сущность этого или иного умения, зависимость одного от другого и на этой основе наметили те точки, «в которых завершается овладение каждым умением». Так в процессе исследования формирования умений потому или иному направлению были сделаны определенные выводы. Так, пошагово был исследован и обоснован процесс овладения учениками различными умениями и навыками учебной деятельности в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей.
Каждый учитель независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть преподавателем словесности, подчеркивал В.А. Сухомлинский. Наряду с процессом овладения знаниями у ребенка воспитывается культура и самодисциплина умственного труда. Важная воспитательная задача состоит в том, чтобы дети в умственном труде почувствовали его сложность и трудность. Он считал, что в учении нельзя допустить леность мысли. Если у ученика в процессе учения все дается легко, то у него постепенно может развиться легкомысленное отношение к учебе и к жизни. Это чаще происходит у способных детей, «если процесс учения не открывает перед ними посильных трудностей» [13, с. 118].
Первостепенное значение в процессе формирования личности Сухомлинский отводил труду как умственному, так и физическому. Именно в труде раскрывается личность ребенка, воспитывается его нравственная основа в отношении к жизни, ко всему окружающему, личность формируется в деятельности. «Дети должны понять самую сущность интеллектуального труда, которая заключается в напряжении умственных усилий, в проникновении в разнообразные сложности и тонкости, детали и противоречия вещей, фактов, явлений» [17, с. 118].
Сухомлинский стремился к тому, чтобы труд входил в духовную жизнь детей, становился средством развития его интеллектуальных и физических сил. При этом важно, чтобы еще в годы детства каждый человек добился значительных успехов в любом труде, увидел результаты воплощения своих творческих способностей, раскрыл свою индивидуальность. Всем строем школьной жизни утверждался в его школе отношение к труду как основе нравственности.
«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания», – писал Сухомлинский [18, с. 166].
В системе трудового воспитания Сухомлинского важным является и его мысль о том, что труд позволяет ребенку раскрыть его природные задатки и возможности. Невозможно представить школу без каждодневной, необходимой и привычной трудовой деятельности учеников, в процессе которой достигалось эффективное решение многоплановых воспитательных задач, во многом благодаря тому, что труд для детей был лично значимым и одухотворенным красотой и творчеством. Заботясь о каждом ребенке, питал к нему глубокую любовь и уважение, создавал условия, при которых дети постоянно переживали в общении с ним радость успеха, преодоления трудностей. В его школе утверждалась мысль, что нельзя давать ребенку почувствовать, что он хуже других, что он неспособен, нельзя унижать его достоинство. «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться» [22, с. 166].
Как и К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой он был убежден в том, что среди детей простого народа нет неспособных детей, что в каждом ребенке есть стремление к учебе, к знанию и его необходимо поддерживать и развивать. Главная задача воспитания – дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить чувство собственного достоинства, стимулировать их стремление к познанию нового, неизвестного. Исследуя психологические основы обучения, Сухомлинский пришел к выводу, что интерес в учении проявляется тогда, когда есть вдохновение у ученика от рожденного успеха в познании нового, а когда нет этого вдохновения, то учение превращается в тягость, теряется всякий интерес и нежелание идти вперед.
Он очень бережно и предельно осторожно относился к оценке знаний детей, при этом полагал, что каждый учитель должен находить умение в душе каждого ученика «огонек жажды познания». Раскрывая свой подход в оценке результатов учения детей, он никогда не ставил им в начальных классах неудовлетворительные оценки ни за письменные, ни за устные ответы, мотивируя тем, что одни ученики быстрее учатся писать, читать, решать задачи и достигают положительных результатов в своем умственном труде, у других это получается медленней, но это не означает, что они не хотят учиться. И Сухомлинский писал: «Я оценивал умственный труд лишь тогда, когда он приносил ребенку положительные результаты. Если ученик не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отметки, ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу» [22, с. 116].