Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей ( Теоретические особенности изучения взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Постоянные поиски путей совершенствования учебного процесса побудили Сухомлинского сделать анализ всего комплекса знаний, составляющего каркас общего среднего образования. Результаты этой трудоемкой многолетней работы подвели к выводу о том, что основным умением, которым должна вооружать школа ребенка для обеспечения продуктивного учения, является умение учиться.

Последнее изначально представляет систему первичных умений и навыков, тот инструмент, с помощью которого учащиеся овладевают знаниями без ущерба для здоровья:

- умение думать: сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, находить непонятное, удивляться;

- умение выразительно и сознательно читать;

- умение быстро и правильно писать;

- умение слушать учителя и одновременно кратко записывать содержание его рассказа и др. [6, с. 593—594].

В. А. Сухомлинский заметил, что успех ребят в учении во многом предопределяется единством первой (обязательной) и второй (необязательной) программ. Причем материал необязательной программы является своеобразным настроем для овладения первой (обязательной) программой. В этой связи павлышские учителя постоянно стремились расширить границы второй программы, где «ученики узнают о физических, астрономических, химических и других гипотезах и теориях». В результате уже до изучения того или иного материала на уроке мысль ученика «пробуждена, встревожена, пленена картиной поисков и достижений науки» [7, с. 29].

Повышению активности мысли ученика способствуют многочисленные методические приемы, используемые в Павлышской школе. В частности, в процессе объяснения нового материала учитель создает ситуации, во время которых ученики должны почувствовать, ощутить непонятное, когда у них возникает вопрос. Ответ на возникший вопрос ребята должны извлекать из запаса своих знаний, полученных ранее, и не только в ходе изучения данного предмета, но и других предметов, при чтении книг и т.п.

Таким образом, мы видим, что результатами педагогической деятельности В.А. Сухомлинского стали многочисленные педагогические идеи по осуществлению на практике процесса гуманизации обучения и воспитания в школе.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

При формировании гуманистической модели воспитательного процесса, основанного на принципе гуманизации воспитания, согласно концепции В.А. Сухомлинскому, принято различать определения, личность, гуманизм, духовно-нравственное воспитание, индивидуальность, развитие, творчество, совестливость, честность.


В условиях глобализирующегося, быстро меняющегося мира в школе будет востребован учитель-человековед, о чем неоднократно заявлял В. А. Сухомлинский. Современный учитель, как и учитель школы будущего, должен иметь не просто хорошую педагогическую подготовку, но и обладать фундаментальной образованностью и прочным духовно-нравственным стержнем.

Будет меняться учитель — изменится школа, ученики, родители, вся система образования, общество, наконец. Ныне, когда идет модернизация всех звеньев отечественного образования, важно посмотреть на все его аспекты сквозь призму идей В. А. Сухомлинского с тем, чтобы спрогнозировать новые грани и подходы его развития на современном этапе и заглянуть в будущее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы:

1. Всестороннее изучение творческого наследия и богатейшей школьной практики В. А. Сухомлинского свидетельствует об эволюции взглядов педагога, «своего рода историко-педагогическом феномене» [22, с. 65]. Он шел от авторитарной школы (в 1950-е годы) к «Школе радости». Поэтому именно данный педагог-практик и педагог-ученый воплотил в своей деятельности принцип гуманизации воспитания.

2. К середине 1960-х годов творческая и практическая деятельность Сухомлинского все больше получала гуманистическую направленность [3, с. 54]. Одним из важнейших источников, питавшим творчество В. А. Сухомлинского, было классическое педагогическое наследие. На его «плечах», как образно выразился Г. Н. Волков, он стоял, но не копировал слепо, а преломлял применительно к новым задачам развивающейся школы. Выстраивая методологические основы своей педагогической системы, павлышский новатор постоянно опирался на многовековой фундамент народной педагогики. Будучи убежденным, что народная педагогика является надежным мостом, соединяющим воспитание ребенка в семье со школьным, школу с семьей, новатор стремился как можно шире использовать ее элементы в учебно-воспитательном процессе.

3. В своих произведениях, в практике работы школы Сухомлинский использовал весь спектр народного творчества. Все это побуждало его к раздумьям, являлось движущей силой его творческих исканий. Подчас, чтобы понять сущность какого-либо явления, ему приходилось анализировать десятки, а то и сотни уроков, внеклассных мероприятий, неделями перелопачивать первоисточники, обращаться за помощью к этнопедагогике, затем опять посещать и анализировать уроки, снова возвращаться к педагогической классике. Нащупав путь решения той или иной проблемы, он проговаривал идею с коллегами. Те апробировали находки новатора и, только убедившись в их продуктивности, внедряли в практику. Так от фактов, их изучения и анализа, опираясь на первоисточники корифеев педагогической мысли и на многовековую мудрость народной педагогики, а подчас и сливаясь с последней, шел Сухомлинский в своих изысканиях до обобщающих выводов, а от них — к выработке конкретных методических рекомендаций и важных методологических и теоретических построений [3—5].


4. Секрет успешной работы Павлышской школы, возглавляемой В. А. Сухомлинским, был не во внешнем блеске, а в глубоком проникновении педагогического коллектива в психологию ребенка, в его внутренний мир, в том, что организационно-методологической основой ее учебно-воспитательного процесса была система органически целостная и гармоничная, гибкая и динамичная.

5. В.А. Сухомлинский, гуманист по своей природе, отстаивал и развивал педагогику гуманизма. Гуманизм Сухомлинского, как справедливо отмечал Ю. П. Азаров, действенен. Действенность эта прослеживается по крайней мере по трем линиям: - организация жизни воспитанника, его труда и увлечений; - установление правильных отношений в детской среде, в семье, основанных на любви к близким, глубоком уважении и бескорыстии; - самовоспитание, стимулированное доверительными отношениями между учителем и воспитанником, осознанием последним того факта, что «овладение собой» в огромной мере зависит от самого субъекта, его собственной воли [11, с. 45].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. 2-е изд. М. : Просвещение, 1985. 448 с.
  2. Алферова, Г. В. История образования и педагогической мысли в биографиях ученых : учебное пособие / Г. В. Алферова ; Астрах. гос. ун-т. – Астрахань : Сорокин Р. В., 2011. – 218 с. : портр. – Библиогр.: с. 215–217.
  3. Богомолова, М. И. Генезис семейного и общественного воспитания детей в истории педагогической мысли : монография / М. И. Богомолова. – Ульяновск : Изд-во УлГПУ, 2015. –299 с.
  4. Богуславский М. В. В. А. Сухомлинский: уроки радости познания. Тверь : Золотая буква, 2005. 122 с.
  5. Борисовский А. М. В. А. Сухомлинский. М. : Просвещение, 1985. 228 с.
  6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст] / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- М.: Издательский центр «Академия», 2022. - 320 с.
  7. Волков, Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 335 c.
  8. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / Под, редакцией Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. - М.: Владос, 2001. - 203 с.
  9. Дуранов, М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследования и организация / М. Е. Дуранов. — Москва : ВЛАДОС, 2009. — 365 с.
  10. История педагогики сегодня : материалы Первого национального форума российских историков педагогики, Москва, 25 апр. 2013 г. / М-во образования Моск. обл., Акад. соц. упр., Каф. педагогики ; под ред. Г. Б. Корнетова. – Москва : АСОУ, 2013. – 341, [1] с. – (Историко-педагогическое знание ; вып. 64).
  11. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2005. – 450 с.
  12. Мухин М. И. Педагогическая система В. А. Сухомлинского: традиции и новаторство. Соликамск : Изд-во СГПИ, 1999. 388 с.
  13. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений /В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с., 2016.
  14. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. – М.: Изд-во «Эгвес», 2016. 6
  15. Образование и педагогическая мысль в истории человеческого общества : учебное пособие / [Г. Б. Корнетов, Е. Н. Астафьева, В. Г. Безрогов и др.] ; под ред. Г. Б. Корнетова ; М-во образования Моск. обл., Акад. соц. упр., Каф. педагогики. – Москва : АСОУ, 2015. – 208, [1] с. : ил. – (Историко-педагогическое знание ; вып. 91). – Библиогр. в конце разд.
  16. Педагогическое наследие человечества : монография. В 2 т. Т. 1. Всеобщая история образования и педагогической мысли / Г. Б. Корнетов [и др.]; под ред. Г. Б. Корнетова ; Акад. соц. упр., Каф. педагогики. – Москва : АСОУ, 2013. – 248, [1] с. – (Историко-педагогическое знание ; вып. 70).
  17. Рындак В. Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. 508 с.
  18. Савинова, Л. Ю. История образования и педагогической мысли : методическое пособие / Л. Ю. Савинова, А. Г. Рындина. – Изд. 2-е, доп. – Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2015. – 75 с. : портр., табл. – Библиогр. в тексте.
  19. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. – Москва : НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.
  20. Сухомлинский В. А. Избранные произведения : в 5 т. Киев : Радянська школа, 1979—1980.
  21. Сухомлинский В. А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. № 2, 4, 6, 8—10, 22.
  22. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. / В. А. Сухомлинский. – Москва : Педагогика, 1979. – Т. 1. – 558 с.
  23. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. –Москва : Просвещение, 1981. – 192 c.
  24. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – 6-е изд. – Москва : Изд-во политической литературы, 1988. – 270 с.
  25. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. –Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1985. – 221 c.
  26. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979 – 230 с.
  27. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1973 – 204 с.
  28. Чечет, В.В. Советский педагог В.А.Сухомлинский о нравственном воспитании учащихся / В.В. Чечет. – Брест: Знание, 1978 – 118 с.
  29. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М. Институт практической психологии, Воронеж: НПО “Модек”, 1995. – 256 с.