Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей ( Теоретические особенности изучения взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические особенности изучения взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей
1.1 Сущность понятия гуманизации, разрешаемой в опыте воспитательной деятельности В.А. Сухомлинского
2.1. Содержание воспитания и обучения в опыте деятельности В.А. Сухомлинского
2.2. Технологии и методики, используемые в опыте обучения и воспитания школьников В.А. Сухомлинского
Постоянные поиски путей совершенствования учебного процесса побудили Сухомлинского сделать анализ всего комплекса знаний, составляющего каркас общего среднего образования. Результаты этой трудоемкой многолетней работы подвели к выводу о том, что основным умением, которым должна вооружать школа ребенка для обеспечения продуктивного учения, является умение учиться.
Последнее изначально представляет систему первичных умений и навыков, тот инструмент, с помощью которого учащиеся овладевают знаниями без ущерба для здоровья:
- умение думать: сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, находить непонятное, удивляться;
- умение выразительно и сознательно читать;
- умение быстро и правильно писать;
- умение слушать учителя и одновременно кратко записывать содержание его рассказа и др. [6, с. 593—594].
В. А. Сухомлинский заметил, что успех ребят в учении во многом предопределяется единством первой (обязательной) и второй (необязательной) программ. Причем материал необязательной программы является своеобразным настроем для овладения первой (обязательной) программой. В этой связи павлышские учителя постоянно стремились расширить границы второй программы, где «ученики узнают о физических, астрономических, химических и других гипотезах и теориях». В результате уже до изучения того или иного материала на уроке мысль ученика «пробуждена, встревожена, пленена картиной поисков и достижений науки» [7, с. 29].
Повышению активности мысли ученика способствуют многочисленные методические приемы, используемые в Павлышской школе. В частности, в процессе объяснения нового материала учитель создает ситуации, во время которых ученики должны почувствовать, ощутить непонятное, когда у них возникает вопрос. Ответ на возникший вопрос ребята должны извлекать из запаса своих знаний, полученных ранее, и не только в ходе изучения данного предмета, но и других предметов, при чтении книг и т.п.
Таким образом, мы видим, что результатами педагогической деятельности В.А. Сухомлинского стали многочисленные педагогические идеи по осуществлению на практике процесса гуманизации обучения и воспитания в школе.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
При формировании гуманистической модели воспитательного процесса, основанного на принципе гуманизации воспитания, согласно концепции В.А. Сухомлинскому, принято различать определения, личность, гуманизм, духовно-нравственное воспитание, индивидуальность, развитие, творчество, совестливость, честность.
В условиях глобализирующегося, быстро меняющегося мира в школе будет востребован учитель-человековед, о чем неоднократно заявлял В. А. Сухомлинский. Современный учитель, как и учитель школы будущего, должен иметь не просто хорошую педагогическую подготовку, но и обладать фундаментальной образованностью и прочным духовно-нравственным стержнем.
Будет меняться учитель — изменится школа, ученики, родители, вся система образования, общество, наконец. Ныне, когда идет модернизация всех звеньев отечественного образования, важно посмотреть на все его аспекты сквозь призму идей В. А. Сухомлинского с тем, чтобы спрогнозировать новые грани и подходы его развития на современном этапе и заглянуть в будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы:
1. Всестороннее изучение творческого наследия и богатейшей школьной практики В. А. Сухомлинского свидетельствует об эволюции взглядов педагога, «своего рода историко-педагогическом феномене» [22, с. 65]. Он шел от авторитарной школы (в 1950-е годы) к «Школе радости». Поэтому именно данный педагог-практик и педагог-ученый воплотил в своей деятельности принцип гуманизации воспитания.
2. К середине 1960-х годов творческая и практическая деятельность Сухомлинского все больше получала гуманистическую направленность [3, с. 54]. Одним из важнейших источников, питавшим творчество В. А. Сухомлинского, было классическое педагогическое наследие. На его «плечах», как образно выразился Г. Н. Волков, он стоял, но не копировал слепо, а преломлял применительно к новым задачам развивающейся школы. Выстраивая методологические основы своей педагогической системы, павлышский новатор постоянно опирался на многовековой фундамент народной педагогики. Будучи убежденным, что народная педагогика является надежным мостом, соединяющим воспитание ребенка в семье со школьным, школу с семьей, новатор стремился как можно шире использовать ее элементы в учебно-воспитательном процессе.
3. В своих произведениях, в практике работы школы Сухомлинский использовал весь спектр народного творчества. Все это побуждало его к раздумьям, являлось движущей силой его творческих исканий. Подчас, чтобы понять сущность какого-либо явления, ему приходилось анализировать десятки, а то и сотни уроков, внеклассных мероприятий, неделями перелопачивать первоисточники, обращаться за помощью к этнопедагогике, затем опять посещать и анализировать уроки, снова возвращаться к педагогической классике. Нащупав путь решения той или иной проблемы, он проговаривал идею с коллегами. Те апробировали находки новатора и, только убедившись в их продуктивности, внедряли в практику. Так от фактов, их изучения и анализа, опираясь на первоисточники корифеев педагогической мысли и на многовековую мудрость народной педагогики, а подчас и сливаясь с последней, шел Сухомлинский в своих изысканиях до обобщающих выводов, а от них — к выработке конкретных методических рекомендаций и важных методологических и теоретических построений [3—5].
4. Секрет успешной работы Павлышской школы, возглавляемой В. А. Сухомлинским, был не во внешнем блеске, а в глубоком проникновении педагогического коллектива в психологию ребенка, в его внутренний мир, в том, что организационно-методологической основой ее учебно-воспитательного процесса была система органически целостная и гармоничная, гибкая и динамичная.
5. В.А. Сухомлинский, гуманист по своей природе, отстаивал и развивал педагогику гуманизма. Гуманизм Сухомлинского, как справедливо отмечал Ю. П. Азаров, действенен. Действенность эта прослеживается по крайней мере по трем линиям: - организация жизни воспитанника, его труда и увлечений; - установление правильных отношений в детской среде, в семье, основанных на любви к близким, глубоком уважении и бескорыстии; - самовоспитание, стимулированное доверительными отношениями между учителем и воспитанником, осознанием последним того факта, что «овладение собой» в огромной мере зависит от самого субъекта, его собственной воли [11, с. 45].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. 2-е изд. М. : Просвещение, 1985. 448 с.
- Алферова, Г. В. История образования и педагогической мысли в биографиях ученых : учебное пособие / Г. В. Алферова ; Астрах. гос. ун-т. – Астрахань : Сорокин Р. В., 2011. – 218 с. : портр. – Библиогр.: с. 215–217.
- Богомолова, М. И. Генезис семейного и общественного воспитания детей в истории педагогической мысли : монография / М. И. Богомолова. – Ульяновск : Изд-во УлГПУ, 2015. –299 с.
- Богуславский М. В. В. А. Сухомлинский: уроки радости познания. Тверь : Золотая буква, 2005. 122 с.
- Борисовский А. М. В. А. Сухомлинский. М. : Просвещение, 1985. 228 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст] / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- М.: Издательский центр «Академия», 2022. - 320 с.
- Волков, Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 335 c.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / Под, редакцией Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. - М.: Владос, 2001. - 203 с.
- Дуранов, М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследования и организация / М. Е. Дуранов. — Москва : ВЛАДОС, 2009. — 365 с.
- История педагогики сегодня : материалы Первого национального форума российских историков педагогики, Москва, 25 апр. 2013 г. / М-во образования Моск. обл., Акад. соц. упр., Каф. педагогики ; под ред. Г. Б. Корнетова. – Москва : АСОУ, 2013. – 341, [1] с. – (Историко-педагогическое знание ; вып. 64).
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2005. – 450 с.
- Мухин М. И. Педагогическая система В. А. Сухомлинского: традиции и новаторство. Соликамск : Изд-во СГПИ, 1999. 388 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений /В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с., 2016.
- Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. – М.: Изд-во «Эгвес», 2016. 6
- Образование и педагогическая мысль в истории человеческого общества : учебное пособие / [Г. Б. Корнетов, Е. Н. Астафьева, В. Г. Безрогов и др.] ; под ред. Г. Б. Корнетова ; М-во образования Моск. обл., Акад. соц. упр., Каф. педагогики. – Москва : АСОУ, 2015. – 208, [1] с. : ил. – (Историко-педагогическое знание ; вып. 91). – Библиогр. в конце разд.
- Педагогическое наследие человечества : монография. В 2 т. Т. 1. Всеобщая история образования и педагогической мысли / Г. Б. Корнетов [и др.]; под ред. Г. Б. Корнетова ; Акад. соц. упр., Каф. педагогики. – Москва : АСОУ, 2013. – 248, [1] с. – (Историко-педагогическое знание ; вып. 70).
- Рындак В. Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. 508 с.
- Савинова, Л. Ю. История образования и педагогической мысли : методическое пособие / Л. Ю. Савинова, А. Г. Рындина. – Изд. 2-е, доп. – Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2015. – 75 с. : портр., табл. – Библиогр. в тексте.
- Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. – Москва : НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.
- Сухомлинский В. А. Избранные произведения : в 5 т. Киев : Радянська школа, 1979—1980.
- Сухомлинский В. А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. № 2, 4, 6, 8—10, 22.
- Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. / В. А. Сухомлинский. – Москва : Педагогика, 1979. – Т. 1. – 558 с.
- Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. –Москва : Просвещение, 1981. – 192 c.
- Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – 6-е изд. – Москва : Изд-во политической литературы, 1988. – 270 с.
- Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. –Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1985. – 221 c.
- Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979 – 230 с.
- Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1973 – 204 с.
- Чечет, В.В. Советский педагог В.А.Сухомлинский о нравственном воспитании учащихся / В.В. Чечет. – Брест: Знание, 1978 – 118 с.
- Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М. Институт практической психологии, Воронеж: НПО “Модек”, 1995. – 256 с.