Файл: Статистические методы контроля и управления качеством.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По отношению к предприятию реализация методов управления качеством может носить внутренний (внутрифирменный) и внешний характер. Методы управления качеством могут быть реализованы на основе конкретных средств управления качеством.

В соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 выделяются политика в области качества и непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:

  1. улучшение экономического положения предприятия;

  2. расширение или завоевание новых рынков сбыта;

  3. достижение технического уровня продукции, превышающего

  4. уровень ведущих фирм;

  5. ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или регионов;

  6. освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

  7. улучшение важнейших показателей качества продукции; снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

  8. увеличение сроков гарантии на продукцию;

  9. развитие сервиса.

Построение дома качества рассмотрено в ГОСТ Р ИСО 13053-2-2015 Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов «Шесть сигм». Часть 2. Методы.

Развертывание функции качества; QFD (quality function deployment,QFD): Метод преобразования требований потребителя в характеристики проекта и, в итоге, в требования к управлению процессом.

«Дом качества» - прием, используемый в данном методе.


Такими образом, можно сделать вывод, что для предприятий качество продукции является важнейшим показателем деятельности. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счёт не только объема продаж, но и более высоких цен.

1.2 Основные принципы всеобщего управления качеством

Всеобщее управление качеством (TQM) – это процесс преобразования организации, нацеленный на качество и основанный на идее постоянного улучшения всего, что делается в организации. В основе TQM лежат принципы постоянного совершенствования, которых придерживается организация. TQM мобилизует всех сотрудников компании на удовлетворение запросов потребителей, что предполагает повседневное участие каждого в систематическом повышении качества.

Всеобщее управление качеством включает в себя определение проблемы в производстве продукции или услуги, наблюдение за ней, выявление ее коренных причин, принятие мер, проверку эффективности этих мер, стандартизацию решений, а также оценку процесса после программы улучшений. TQM предназначено для пошагового и постоянного совершенствования. Оно одинаково эффективно как в промышленности, так и в сфере услуг.

Термин TQM (Total quality management) или всеобщий менеджмент качества появился в 60-е годы для обозначения японского подхода к управлению компаниями. Этот подход предполагал непрерывное улучшение качества в различных сферах деятельности – производстве, закупках, сбыте, организации работы и пр.

В современном понимании TQM рассматривают как философию управления организацией.

Основные положения (понятия и принципы) систем менеджмента качества (СМК), которые необходимо знать и понимать при освоении предприятиями методологии TQM, кратко изложены в ГОСТ Р ИСО 9000-2015 с подробной детализацией в ГОСТ Р ИСО 9004-2019 и в различных моделях «делового совершенства».


TQM не является ни системой, ни инструментом, ни процессом управления.

Всеобщий менеджмент качества включает в себя различные теоретические принципы и практические методы, инструменты количественного и качественного анализа данных, элементы экономической теории и анализа процессов, которые направлены на одну цель – непрерывное улучшение качества.

Общее управление качеством (TQM) - это структурированный подход к общему управлению организацией. Основное внимание в этом процессе уделяется повышению качества результатов деятельности организаций, включая товары и услуги, посредством постоянного совершенствования внутренней практики.

Стандарты, установленные в рамках подхода TQM, могут отражать как внутренние приоритеты, так и любые действующие отраслевые стандарты. Отраслевые стандарты могут быть определены на нескольких уровнях и могут включать соблюдение различных законов и правил, регулирующих работу конкретного бизнеса. Промышленные стандарты также могут включать производство предметов в понятную норму, даже если норма не подкреплена официальными правилами.

TQM можно определить, как подход к управлению организацией, сфокусированный на качестве. Качество достигается за счет вовлечения всего персонала в деятельность по совершенствованию работы. Целью повышения качества является удовлетворение потребителей и получение выгоды всеми заинтересованными сторонами (работники, владельцы, смежники, поставщики) и обществом в целом (рисунок 1).



Рисунок 1 – Содержание концепции TQM [7, с. 44]
На основе философии TQM многие организации строят свои системы качества, которые получили название - системы качества TQM. Тем не менее, следует различать философию TQM и системы качества, построенные на ее основе.

На сегодняшний день существует несколько основных «школ» ТQМ (японская, американская, европейская). Возможно, поэтому в среде специалистов нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется ТQМ. На сегодняшний день согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2015 основными же признаны следующие семь [2]:

  1. Ориентация организации на потребителя.

Организация, применяющая концепцию ТQМ, должна систематически собирать и анализировать информацию, поступающую из самых различных источников и позволяющую получать обоснованные выводы относительно текущих и потенциальных потребностей как отдельных потребителей, так и рыночных сегментов, и рынка в целом.


Для того чтобы осуществить принцип ориентации на потребителя, необходимо предпринять следующие действия:

  • измерение потребительской удовлетворенности с целью коррекции собственной деятельности

  • изучение спроса с целью полного понимания потребностей и ожиданий потребителя в отношении товаров, цен, поставки и т. д.

  • обеспечение сбалансированности в запросах потребителей и других участников сделки с товарами (собственников бизнеса, персонала организации, поставщиков организации, общества)

  • управление взаимоотношениями с потребителями.

Пользователями результатов бизнеса компании, которые представляют собой особую группу. Они являются собственниками компании (акционерами) и часто сильно отличаются от других пользователей результатов бизнеса.

Эта категория включает каждого, кто получает выгоду от благосостояния компании [2].

  1. Лидерство.

Лидер (руководитель) должен включать аспекты качества в цели компании и поддерживать ее деятельность финансированием качества, моральными стимулами и возможностями ресурсов руководства. Руководитель должен принимать также активное участие в улучшении процесса.

Если руководство не демонстрирует своими действиями, что качество так же важно, как, скажем, стоимость или время поставки продукта, остальные члены коллектива в компании не будут считать вопрос качества одним из главных критериев в оценке их работы со стороны руководства и их внимание к нему будет ослаблено. Таким образом, стратегия качества должна базироваться на непосредственном участии высшего руководства в обеспечении качества, тогда она будет успешной. Вот почему вовлеченность руководства в процесс обеспечения качества, поставлена во главе важнейших элементов, составляющих базу стратегии TQM [2].

  1. Вовлечение персонала.

Весь персонал — от высшего руководства до рядового сотрудника — должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. В концепции ТQМ персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала [2].

  1. Процессный подход.

Удовлетворение потребителя качественным продуктом является первостепенной задачей каждого производителя. В то же время, как отмечалось, качество продукта является результатом качества процессов, выход которых он осуществляет (качество процесса равно качеству результатов). Поэтому для обеспечения качественного выхода производитель должен обеспечить соответствующее качество самого процесса.


Под процессом в TQM понимается не только процесс производства продукта. Существует две точки зрения на то, что представляет собой процесс:

Процесс – это организация ресурсов.

Процесс – это организованная деятельность.

ТQМ исходит из второго определения, рассматривая процесс как любую организованную деятельность, спланированную генерировать предварительно установленный для определенного пользователя выход, обеспечив при этом необходимый вход процесса.

У любого процесса есть границы, определяемые начальной стадией (вход) и конечной (выход). Вход часто рассматривают как ресурсы процесса. Выход процесса является результатом преобразования или набора преобразований. Процесс выполняет свою деятельность, используя ресурсы. С этой точки зрения можно дать определение процессу: это совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие [2].

5. Улучшение.

Одним из главных в развитии качества является принцип непрерывного усовершенствования. Практическое воплощение он находит в реализации знаменитого цикла PDCA, разработанного Демингом: планировать (Plan) – делать (Do) – проверять (Check) – улучшать (Act). Сначала вы определяете ключевые процессы и предлагаете методы их усовершенствования, затем применяете план на практике и сравниваете полученный результат с запланированным. Если результаты проверки признаны успешными, вносите изменения в технологический или бизнес-процесс [2].

6. Принятие решений, основанное на свидетельствах.

Эффективные решения основываются только на достоверных данных. Источниками таких данных могут быть, например, результаты внутренних проверок системы качества, рекламации и претензии потребителей и т. д. Кроме того, информация может основываться на анализе предложений сотрудников организации по поводу снижения издержек, повышения производительности и т.д.

Принцип фактической обоснованности решений прослеживается в таких проявлениях и действиях организации, как: [2].

  • анализ данных и информации

  • обеспечение достаточно полными, достоверными и точными данными и информацией

  • понимание значимости подходящих статистических методов

  • принятие решений и выполнение действий, базирующихся на результатах логического -анализа соотношения практического опыта и интуиции

  • проведение измерений, сбор целевых данных и информации [2].