Файл: Статистические методы контроля и управления качеством.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Управление взаимоотношениями.
Каждая организация тесно связана со своими поставщиками, поэтому целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения в целях дальнейшего расширения возможностей деятельности организации.
Принцип поддержания взаимовыгодных отношений с поставщиками реализуется в таких проявлениях и действиях организации, как: [2].
-
инициирование совместного совершенствования продукции и процессов; -
обмен информацией и планами на будущее; -
определение и выбор ключевых поставщиков; -
признание достижений поставщиков; -
совместное однозначное определение потребностей потребителей; -
создание простых и открытых взаимосвязей;
Таким образом, всеобщее управление качеством подразумевает: [2].
-
анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества); -
входной контроль материалов; -
выработку политики в области качества, т.е. согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйств венной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание в фирме политики в области качества ; -
гарантийное обслуживание; -
контроль в процессе разработки новой продукции; -
контроль готовой продукции; -
обучение методам обеспечения качества; -
оценку качества опытного образца; -
планирование качества продукции и производственного процесса; -
повышение квалификации персонала; -
управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности [2].
Внедрение философии TQM в работу организации часто встречает ряд проблем, которые существенно снижают эффективность изменений.
К наиболее общим проблемам можно отнести следующие:
-
отсутствие вовлеченности руководства. В этом случае руководство организации говорит о TQM, но действия противоречат философии постоянного улучшения качества. Это приводит к краху ожиданий эффекта от TQM у сотрудников. Предпринять еще одну попытку по внедрению принципов TQM становится очень сложно. Чтобы достичь цели руководство должно четко и регулярно информировать всех о выгодах применения TQM, быть последовательным в применении принципов TQM, а не использовать TQM как временное увлечение для получения быстрых выгод. -
отсутствие изменения культуры организации. Изменение организационной культуры чрезвычайно сложный и длительный процесс. Персонал часто сомневается, что изменения в процессах могут привести к изменению культуры работы и многие не хотят изменять свою работу. Поэтому, если мотивация к изменениям привычных действий в работе будет недостаточной, то через некоторое время внедрение TQM станет вызывать у сотрудников негативное отношение. -
плохая подготовка изменений. До начала внедрения TQM руководство должно довести до персонала и объяснить свое видение пользы от TQM, разъяснить миссию и цели внедрения. Если не проводить такую предварительную подготовку, то у персонала не будет доверия к проводимым изменениям. Это приведет к тому, что персонал не будет вовлечен в процесс совершенствования деятельности. -
отсутствие объективной информации и данных. Внедрение TQM требует полагаться на объективные данные при принятии решений. Для внедрения и поддержки TQM данные о работе должны регулярно и своевременно собираться, и анализироваться. Если данных недостаточно, либо они поступают не регулярно, то становится сложно принимать правильные решения и в конечном итоге это может привести к отказу от дальнейшего внедрения TQM.
Кроме выше перечисленных, часто возникают и другие проблемы, которые существенно затрудняют внедрение TQM.
TQM рассматривается как процесс, ориентированный на клиента, и направлен на постоянное совершенствование бизнес-операций. Он стремится обеспечить, чтобы все связанные сотрудники работали над достижением общих целей улучшения качества продукции или услуг, а также для совершенствования процедур, которые применяются для производства. Особое внимание уделяется принятию решений на основе фактов, используя показатели эффективности для мониторинга прогресса. Рекомендуется поощрять высокий уровень организационной коммуникации с целью поддержания участия сотрудников и морального духа.
Важно понимать, что цель стандарта не в том, чтобы проверить, является ли ваш бизнес перспективным, а идеи жизнеспособными.
Таким образом:
-
Тотальное управление качеством (TQM) – это непрерывный процесс обнаружения и уменьшения или устранения ошибок. -
Он используется для оптимизации управления цепочкой поставок, улучшения обслуживания клиентов и обеспечения обучения сотрудников. -
Основное внимание уделяется повышению качества продукции организации, включая товары и услуги, путем постоянного улучшения внутренних практик. -
Общее управление качеством направлено на обеспечение ответственности всех сторон, вовлеченных в производственный процесс, за общее качество конечного продукта или услуги.
1.3 КЛЮЧЕВЫЕ элементы методологии QFD
QFD-анализ (Quality Function Deployment) еще его называют метод «Дом качества» неразрывно связан с понятием «бережливое производство». Разработчиком и основоположником метода «бережливого производства» является Тайити Оно (1912-1990).
Тайити Оно начал свой путь в Toyoto простым менеджером в 1932 году и закончил его в 1978 году в должности исполнительного вице-президента компании. В середине 1950-х Тайити Оно и его соратник Сигео Синго начали внедрять особый метод под названием Toyota Production System (TPS).
Задачи данной системы сводились к формированию на производстве: ценности; созданию потока ценности; организации движения потока; вытягиванию продукта и совершенствованию. Внедрив данную систему, компания способна достичь резких положительных изменений «кайкаку» в самые короткие сроки за счет эффективной борьбы с потерями.
В настоящее время одним из важнейших условий успешного развития предприятия является акцентирование внимания на управлении качеством предлагаемой продукции, оказываемых услуг. Следовательно, встает вопрос о необходимости внедрения систем управления качеством в работу предприятия, которая в свою очередь позволяет гарантировать предоставление продукции, услуг требуемого качества на постоянной основе, а также обеспечит конкурентоспособность продукции.
Конкурентоспособность продукции напрямую зависит от степени удовлетворенности запросов потребителей.
Потребителям необходима продукция, отвечающая их потребностям и ожиданиям. Для предприятий данные потребности находят отражение в технических условиях на продукцию и считаются требованиями потребителей.
Главной задачей предприятия является предоставление такой продукции, которая бы в полной мере удовлетворяла всем требованиям потребителей или большей их части. Потребитель сам определяет пределы допустимого отклонения от требований к качеству, как и сущность самого качества.
Потребности и ожидания потребителей с течением некоторого времени претерпевают изменения, вследствие чего организации должны постоянно совершенствовать свои процессы и продукцию.
Именно системный подход к менеджменту качества побуждает организации систематически проводить исследования и анализ требований потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, учитывающие возможности предприятия, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии.
Одним из таких системных методов в области планирования качества является метод структурирования функций качества - QFD (Quality Function Deployment), предложенный инженером Mitsubishi, членом японской ассоциации инженеров Yoshi Akao.
Цель данного метода – обеспечение такого качества создаваемой продукции на каждом этапе жизненного цикла, которое бы гарантировало получение конечного результата, соответствующего требованиям и ожиданиям потребителя [2].
Самой важной задачей является верное определение требований и ожиданий потребителей.
Полностью развернутая функция качества включает четыре этапа отслеживания «голоса потребителя» при создании продукции, соответствующих начальным процессам ее жизненного цикла:
1) планирование продукции;
2) проектирование продукции;
3) планирование процесса;
4) планирование производства [5].
Технология планирования качества заключается в последовательном выполнении взаимосвязанных специальных процедур, которые включают матрицы различного назначения с последующим объединением их в матрицу планирования качества [2].
Первая процедура заключается в уточнении «голоса потребителя», переводе его в конкретные требования, которые определяются свойствами продукции, и оценке важности каждого требования потребителей.
Определение требований потребителя, предшествующее планированию продукции, предусматривает следующие этапы:
-
определение предполагаемого потребителя; -
определение рейтинга потребителя для производителя; -
сбор данных о пожеланиях потребителя; -
организация обработки собранных данных; -
определение рейтинга параметров качества продукции для потребителя
В основе QFD лежит «профиль качества» - модель, предложенная Н.Кано, которая основана на трех составляющих представленных на рисунке 1.
Рисунок 2 – Составляющие модели «профиля качества» [24, с. 28]
Основные примеры требуемых параметров качества представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Примеры параметров модели «профиля качества» [24, с. 28]
Профили параметров качества | Примеры параметров качества |
Профиль базового качества | гарантии безотказности при путешествиях на поездах, самолетах; |
молоко не должно протекать из пакета; | |
наличие чистого пастельного белья при заселении в гостиницу; | |
безошибочные операции со счетом в банке; | |
выполнение действий в соответствии с функциональным назначением продукта и т.п. | |
Профиль желаемого качества | ускорение, шум, потребление бензина автомобилем; |
память компьютера; | |
простота интерфейса программного обеспечения; | |
скорость услуги городского транспорта; | |
эффективность аспирина; | |
число каналов телевизора и т.п. | |
Профиль требуемого качества | персональные компьютеры; |
цветное телевидение; | |
новые мобильные телефоны; | |
самоизмеряемые контейнеры. |
Знание модели Н. Кано помогает «поймать» воображаемое понимание ожиданий потребителя, так как она показывает взаимосвязь между качеством, ощущаемым потребителем при встрече с продуктом, и соответствующими параметрами его качества.
На второй процедуре происходит перевод требований потребителей в общие измеримые характеристики качества продукции. Строится матрица трансформации.
Процедура третья: построение матрицы связей для определения тесноты связи между потребительскими требованиями и характеристиками качества. Теснота связи отражает степень влияния на удовлетворение определенного требования потребителя.
На четвертой процедуре устанавливаются связи между показателями качества продукции, посредством построения корреляционной матрицы.
Пятая процедура – потребительский бенчмаркинг с построением матрицы оценки конкурентов, т.е. анализ степени выполнения конкурентами и исследуемым предприятием требований потребителей.
Технический бенчмаркинг является шестой процедурой, проводимой с целью сравнительного анализа степени выполнения конкурентами и исследуемым предприятием целевых ориентиров в качестве продукции.
Седьмая процедура – оценка технической сложности исполнения и стоимости достижения намеченных ориентиров по улучшению качества.
На заключительной восьмой процедуре стоится интегрированная матрица планирования качества продукции [5].
Можно составить 4 основных этапа составления дома качества.
Этап 1. Выявить, что для потребителей является важным при использовании нашей услуги / продукта. Отвечает на вопрос: "ЧТО"?
1.Провести анкетирование клиентов на наличие у них потребностей и определить их вес.
2. Результаты анкетирования занести в графу "Важно" напротив каждой из потребностей.
Этап 2.Определить основные характеристика нашей услуги/продукта и их взаимосвязь. Отвечает на вопрос: "КАК"?
1. Указать характеристики и направление их развития.
2. Обозначить взаимосвязь характеристик (крыша "дома качества"):
- положительно
- сильно положительно
- отрицательно
- сильно отрицательно
Этап 3: Определяем корреляцию (уровень взаимосвязи) между потребностью клиента и характеристикой услуги/товара
1. Определяем степень взаимосвязи:
- тесная: 5- средняя: 3 - слабая: 1
2. Перемножая степень взаимосвязи с показателем "ЧТО" важно, и складывая их в столбце характеристики, получаем данные в графу "Важно" для каждой из характеристик.