Файл: 1. Сущность и значение доходов бюджета, их классификация 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Содержание

Введение 3

1. Сущность и значение доходов бюджета, их классификация 6

2. Неналоговые доходы бюджета, их содержание и характерисика. 14

3. Динамика неналоговых доходов в республиканском бюджете 21

Заключение 26

Список использованной литературы 29



Введение



Первые попытки составления бюджета, в форме смет доходов и расходов, в Европе зафиксированы во Франции во времена Филиппа Красивого в 1302 году. В дальнейшем было прекращено, так как глава государства, как правило, полновластно и бесконтрольно распоряжался всеми государственными средствами. Финансы государства не были отделены от королевских.

Возвратились к составлению смет доходов и расходов во времена министра финансов Сюлли (1599-1611). Это введение продолжил министр финансов Франции Неккер (1777-1781гг. и 1788-1790гг) и ему принадлежит идея публичности в народном хозяйстве. Именно Неккер создал финансовые основы, на которых позже базировались правила составления бюджета, которые существуют до наших дней.

Однако нарождавшийся новый класс буржуазии был заинтересован в получении финансовой поддержки со стороны государства и активно выступал против неограниченных финансовых прав монархов. Буржуазия требовала установления контроля за государственными расходами, за правом учреждения и отмены налогов. Их требования были воплощены в жизнь в результате буржуазных революций.

Борьба буржуазии в области финансов послужила исходной предпосылкой возникновения и развития бюджета.

В настоящее время почти не осталось государств, которые свою деятельность не финансировали бы из государственного бюджета страны.

Существование бюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность. То есть бюджет представляет собой смету всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения этих потребностей.

Кроме того, в настоящее время необходимо больше уделять внимание неналоговым доходам и обязательным платежам бюджета.

Неналоговые доходы и обязательные платежи - платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (от физических и юридических лиц), от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.


Объектом исследования курсовой работы являются неналоговые доходы бюджетов Республики Беларусь за последние пять лет.

Целью курсовой работы является рассмотрение роли и особенностей неналоговых доходов Республики Беларусь при переходе к рыночной экономике.

Поэтому задачами данной работы являются:

- рассмотрение видов неналоговых доходов государственного бюджета Республики Беларусь;

- характеристика и порядок исчисления неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь;

- изучить состав и содержание неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь за последние пять лет;

- показать роль неналоговых доходов республиканского бюджета в условиях рыночной экономики.

1. Сущность и значение доходов бюджета, их классификация


Бюджетные доходы понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти денежные средства внебюджетных фондов и прочие ресурсы.

Доходы бюджета - экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), учреждениями, организациями и гражданами в процессе формирования фондов денежных средств. Они необходимы для выполнения целей и задач государства.

Форма проявления этих экономических отношений - различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественное воплощение - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд, государственное устройство страны, экономические и социальные задачи, решаемые обществом, а также методы хозяйствования влияют на состав бюджетных доходов, форму мобилизации денежных средств в бюджет.[3]

Основным материальным источником формирования доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство . Основными методами, используемыми государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно, определяется экономической ситуацией в стране, степенью противоречий (политических, социальных), состоянием финансов.



Доходы бюджета выражают экономические отношения, воз­никающие у государства с предприятиями (объединениями), ор­ганизациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещест­венным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются ре­зультатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрирован­ной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а так­же от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недав­него времени выступало государство, доходы бюджета базировались основном на денежных накоплениях государственных предприятий.[7]

Так, доходы государственного бюджета традиционно классифицируются по источникам (налоги, сборы, займы и т.д.) и видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д.). На практике еще используются юридическая и финансовая классификации. Первая распределяет доходы в зависимости от того, используется ли сила государственной власти при их формировании или нет. Соответственно выделяют налоги и штрафы, а также — плату за услуги и добровольные взносы. Вторая - делит доходы на постоянные (налоги) и временные (займы).

Наиболее часто применяется классификация доходов по источникам.

Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги. В центральном бюджете они составляют от 80 до 90 % всех доходов. В местных на их долю приходится до 50 % всех поступлений.

Источником доходов могут быть неналоговые поступления: доходы от государственной торговли, от продажи государственной собственности, золотовалютных резервов страны.

Важным источником доходов государственного бюджета являются внутренние и внешние займы. Размер их может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения республиканского бюджета.

К неналоговым доходам относятся доходы:


  • за пользование банками денежными средствами республиканского бюджета;

  • по бюджетным займам, предоставленным за счет средств республиканского бюджета;

  • дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности;

  • части прибыли, уплачиваемой организациями в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

  • арендной платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества;

  • от реализации материальных и нематериальных активов;

  • от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества (за исключением зачисляемых в бюджеты областей и г. Минска в соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 7 Закона «О бюджете Республики Беларусь»);

  • штрафов, налагаемых таможенными органами за совершение административных правонарушений;

  • прочих неналоговых доходов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При этом доходная часть бюджета формируется за счёт множества источников, среди которых основное место принадлежит налоговым поступлениям.

Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:

Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.

Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.

Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.

Налогообложение в Республики Беларусь, начиная с 1992 г., находится в состоянии постоянного реформирования. Оно корректируется и дополняет­ся. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, нало­говых льгот, определении структуры республи­канских и мес­тных налогов, уточнении их функциональной роли, в выборе ориентации на прямую или косвенную форму обложения и т.д.

При этом в ходе создания национальной системы нало­гообложения ис­пользуются теоретическая: база и модели налого­обложения государств с развитой рыночной экономикой в области построения налоговых систем, использования налоговых форм и методов регулирования. Но при этом неправомерно их пол­ное копирование, поэтому элементы, формирующие налого­вую систему, в определенной степени адаптируются к нацио­нальным условиям, социально-эконо­мическим проблемам рес­публики. В действующем Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюд­жет Республики Беларусь» к общегосударственным налогам и сборам относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль и доходы, пла­тежи, за пользова­ние природными ресурсами (экологический на­лог), налог на недвижимость, та­моженные пошлины и сборы, плата за землю, налог на топливо, государственная пошлина и сборы; сбор за проезд автотранспортных средств; сбор на содержа­ние го­сударственной пожарной службы, чрезвычайный налог.


Сравнивая показатели по налоговым изъятиям в республи­ке с аналогичными данными по государствам с рыночной эконо­микой, можно сделать вывод о том, что у нас норма налогооб­ложения находится на уровне таких высокоразвитых стран, как Швейцария, Германия, Бельгия, Финляндия, где доходы на душу на­селения в год превышают 10-15 тыс. дол. Это также свидетельствует о том, что в республике довольно высокое нало­говое бремя для налогоплательщиков. Сильный налоговый пресс объясняется тем, что предприяти­ям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать сборы во внебюджетные фонды (го­сударственные республикан­ские внебюджетные, централизованные внебюджет­ные фонды министерств и ведомств, внебюджетные фонды местных Советов).[3]

Многие предпри­ятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер при­были, а некоторым приходится рас­плачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате пред­приятия изы­мают средства из амортизационных отчислений, обостряя проб­лемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Следствием является то, что налоги и неналоговые платежи пе­рекладываются на потребителей.

Большой налоговый пресс приводит к низкой собираемости налоговых и неналоговых платежей, стимулирует уклонение от уплаты налогов, ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, уменьшает налого­облагаемую базу и снижает налоговые поступления в бюджет, вызывает утечку оте­чественного капитала из страны, сдерживает развитие частного предприни­мательства и притока прямых зарубежных инвести­ций.

Бюджет Республики Беларусь, как и большинства стран с переходной экономикой, имеет четко очерченную социальную направленность и ориентирован на поэтапное достижение важнейших параметров, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь. При этом социальная направленность бюджета Республики Беларусь не препятствует динамичному росту ВВП – важнейшему показателю налогооблагаемой базы. Однако в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, модель социальной политики, которая имела место в административно-командной системе. [8]

Сконцентрированные в государственном бюджете Республики Беларусь денежные средства предназначаются для осуществления социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помо­щи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов. Чем богаче страна, тем больше средств направ­ляется в социальную сферу, тем более ощутима помощь малоимущим гражданам. При этом роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.[2]