Файл: 1. Сущность и значение доходов бюджета, их классификация 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
иного обязанного лица, но не более суммы неисполненного обязательства по уплате налога, сбора (пошлины), пени и не менее десяти базовых величин;
Суммы экономических санкций, не уплаченные в установленные сроки, взыскиваются с юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном законодательством порядке.[5]
Таможенные органы в целях создания условий для взыскания налога, сбора (пошлины), пени имеют право налагать на имущество плательщика (иного обязанного лица) - нарушителя налогового законодательства арест, который заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться этим имуществом либо в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (его представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.
Арест имущества может производиться в случаях:
Наложение ареста производится таможенными органами в порядке, установленном в пунктах 5-12 статьи 54 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Арест налагается только на то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, исполнения решений о наложении экономических санкций, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.
Управляя бюджетным процессом, государство определяет бюджетные отношения, направляет финансовые потоки таким образом, чтобы максимально обеспечить выполнение важнейших параметров социально-экономического развития страны, реализацию общенациональных программ, выравнивание уровней развития регионов и др. Поэтому интерес, проявляемый обществом к принимаемому на очередной финансовый (бюджетный) год основному финансовому плану страны, вполне обоснован.
Рассматривая доходные части республиканских бюджетов 2006-2010 гг. можно отметить существенные изменения неналоговых доходов как в целом по доходным частям бюджетов, так и внутри по каждым статьям неналоговых доходов.
В целом, неналоговые доходы занимают небольшую часть в структуре доходов консолидированного бюджета. Однако нужно отменить, что с 2006г. по 2008г. наблюдается рост неналоговых доходов в процентном соотношении, особенно ярко этот рост заметен с 2007 года, когда неналоговые доходы увеличились по сравнению с 2006 годом на 0,7 %.
В составе неналоговых доходов бюджета на протяжении последних пяти лет основной удельный вес занимают доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, что составляет по годам:
Второе место занимают административные сборы и платежи (в среднем 21-33 %), хотя в бюджете на 2010 год этот показатель стал намного ниже – 6,6 %, что видимо, связано с выделением отдельной статьи «Административные штрафы и экономические санкции, удержания», которая занимает 10 %. Наименьший процент среди всех неналоговых доходов занимают: в 2006 - 2008 гг. – «Дивиденды», 2007году – «Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета», в 2010 году – «Доходы от оказания платных услуг».
Большой скачок можно отметить в республиканском бюджете РБ на 2010г. Также в бюджете на 2010 год заметно снижение прочих неналоговых доходов. Это связано с более подробной детализацией некоторых статей неналоговых доходов, которые в прошлые года были включены в графу «Прочие неналоговые доходы».
Среди них выделяются такие как:
Наиболее значительные темпы роста доходов республиканского бюджета в 2010г. (в разрезе групп бюджетной классификации) по отношению к 2006г. предусматриваются именно за счет роста неналоговых доходов — 136,7 %, в т.ч. прочих неналоговых доходов — 200,6 %, доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности — 133,9 % и доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности - 130,4 %. Об этом также говорит большой рост неналоговых доходов в республиканском бюджете 2010 года, хотя основное увеличение неналоговых доходов произошло в 2007 году: они выросли на 07 %, где почти в пять раз увеличились платежи от государственных организаций и почти в три раза доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности.
Следует также отметить, что на протяжении исследуемых пяти лет наблюдается тенденция к увеличению числа статей неналоговых доходов.
Ниже приведены неналоговые доходы республиканских бюджетов 2006–2010г. по статьям:
Таблица 3.1 Неналоговые доходы республиканских бюджетов за 2006 – 2010 г.
Государственный бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны.
Суммы экономических санкций, не уплаченные в установленные сроки, взыскиваются с юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном законодательством порядке.[5]
Таможенные органы в целях создания условий для взыскания налога, сбора (пошлины), пени имеют право налагать на имущество плательщика (иного обязанного лица) - нарушителя налогового законодательства арест, который заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться этим имуществом либо в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (его представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.
Арест имущества может производиться в случаях:
-
неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней; -
необходимости обеспечения исполнения решений о наложении экономических санкций, предусмотренных в Указе.
Наложение ареста производится таможенными органами в порядке, установленном в пунктах 5-12 статьи 54 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Арест налагается только на то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, исполнения решений о наложении экономических санкций, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.
3. Динамика неналоговых доходов в республиканском бюджете
Управляя бюджетным процессом, государство определяет бюджетные отношения, направляет финансовые потоки таким образом, чтобы максимально обеспечить выполнение важнейших параметров социально-экономического развития страны, реализацию общенациональных программ, выравнивание уровней развития регионов и др. Поэтому интерес, проявляемый обществом к принимаемому на очередной финансовый (бюджетный) год основному финансовому плану страны, вполне обоснован.
Рассматривая доходные части республиканских бюджетов 2006-2010 гг. можно отметить существенные изменения неналоговых доходов как в целом по доходным частям бюджетов, так и внутри по каждым статьям неналоговых доходов.
В целом, неналоговые доходы занимают небольшую часть в структуре доходов консолидированного бюджета. Однако нужно отменить, что с 2006г. по 2008г. наблюдается рост неналоговых доходов в процентном соотношении, особенно ярко этот рост заметен с 2007 года, когда неналоговые доходы увеличились по сравнению с 2006 годом на 0,7 %.
В составе неналоговых доходов бюджета на протяжении последних пяти лет основной удельный вес занимают доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, что составляет по годам:
-
2006г. – 27 %, -
2007г. – 20 %, -
2008г. – 23 %, -
2009г. – 27 %, -
2010г. – 53 %
Второе место занимают административные сборы и платежи (в среднем 21-33 %), хотя в бюджете на 2010 год этот показатель стал намного ниже – 6,6 %, что видимо, связано с выделением отдельной статьи «Административные штрафы и экономические санкции, удержания», которая занимает 10 %. Наименьший процент среди всех неналоговых доходов занимают: в 2006 - 2008 гг. – «Дивиденды», 2007году – «Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета», в 2010 году – «Доходы от оказания платных услуг».
Большой скачок можно отметить в республиканском бюджете РБ на 2010г. Также в бюджете на 2010 год заметно снижение прочих неналоговых доходов. Это связано с более подробной детализацией некоторых статей неналоговых доходов, которые в прошлые года были включены в графу «Прочие неналоговые доходы».
Среди них выделяются такие как:
-
Доходы от оказания платных услуг; -
Компенсации затрат государства; -
Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; -
Доходы от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества; -
Административные штрафы и экономические санкции, удержания; -
Доходы от сдачи в аренду иного имущества; -
Доходы от сдачи в аренду земельных участков.
Наиболее значительные темпы роста доходов республиканского бюджета в 2010г. (в разрезе групп бюджетной классификации) по отношению к 2006г. предусматриваются именно за счет роста неналоговых доходов — 136,7 %, в т.ч. прочих неналоговых доходов — 200,6 %, доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности — 133,9 % и доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности - 130,4 %. Об этом также говорит большой рост неналоговых доходов в республиканском бюджете 2010 года, хотя основное увеличение неналоговых доходов произошло в 2007 году: они выросли на 07 %, где почти в пять раз увеличились платежи от государственных организаций и почти в три раза доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности.
Следует также отметить, что на протяжении исследуемых пяти лет наблюдается тенденция к увеличению числа статей неналоговых доходов.
Ниже приведены неналоговые доходы республиканских бюджетов 2006–2010г. по статьям:
Таблица 3.1 Неналоговые доходы республиканских бюджетов за 2006 – 2010 г.
2006 год | Тыс. руб. | | 2007 год | Тыс. руб. |
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи | 215 239 655,00 | | Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи | 283 844 652,00 |
1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности | 78 631 900,00 | | 1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности | 72 039 255,00 |
2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь | 15 500 000,00 | | 2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь | 10 000 000,00 |
3.Проценты | 11 896 390,00 | | 3.Проценты | 18 218 080,00 |
| ||||
4.Дивиденды | 3 800 000,00 | | 4.Дивиденды | 3 500 000,00 |
| ||||
5.Платежи от государственных организаций | 47 435 510,00 | | 5.Платежи от государственных организаций | 40 321 175,00 |
6.Административные сборы и платежи | 60 380 640,00 | | 6. Административные сборы и платежи | 116 709 203,00 |
7. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи | 76 227 115,00 | | 7. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи | 95 096 194,00 |
2008 год | тыс. руб. | | 2009 год | Тыс. руб. |
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи | 443 017 091,00 | | Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи | 917 521 158,00 |
1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности | 129 654 300,00 | | 1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности | 338 933 649,00 |
2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь | 20 000 000,00 | | 2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь | 15 000 000,00 |
3.Проценты | 27 802 970,00 | | 3.Проценты | 51 599 039,00 |
| ||||
4.Дивиденды | 8 028 380,00 | | 4.Дивиденды | 11 640 000,00 |
| ||||
5.Платежи от государственных организаций | 59 322 950,00 | | 5.Платежи от государственных организаций | 253 649 610,00 |
6.Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета | 14 500 000,00 | | 6.Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета | 7 045 000,00 |
7.Административные сборы и платежи | 162 469 557,00 | | 7.Административные сборы и платежи | 263 187 329,00 |
8.Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи | 150 893 234,00 | | 8. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи | 315 400 180,00 |
2010 год | | Тыс. руб. |
Неналоговые доходы | 1 044 080 434,0 | |
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности | 556 862 490,0 | |
2.Проценты за пользование денежными средствами бюджетов | 89 813 850,0 | |
3.Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале | 467 048 640,0 | |
4. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности | 245 864 636,0 | |
5.Доходы от сдачи в аренду земельных участков | 699 000,0 | |
6.Доходы от сдачи в аренду иного имущества | 37 510 036,0 | |
7.Административные сборы и платежи | 69 528 705,0 | |
8.Доходы от оказания платных услуг | 95 630,0 | |
9.Компенсации затрат государства | 22 620 960,0 | |
10.Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности | 32 512 400,0 | |
11.Доходы от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества | 82 897 905,0 | |
12. Административные штрафы и экономические санкции, удержания | 102 984 438,0 | |
13. Прочие неналоговые доходы | 138 368 870,0 |
Заключение
Государственный бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны.