Файл: 1. Сущность и значение доходов бюджета, их классификация 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
иного обязанного лица, но не более суммы неисполненного обязательства по уплате налога, сбора (пошлины), пени и не менее десяти базовых величин;

Суммы экономических санкций, не уплаченные в установленные сроки, взыскиваются с юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном законодательством порядке.[5]

Таможенные органы в целях создания условий для взыскания налога, сбора (пошлины), пени имеют право налагать на имущество плательщика (иного обязанного лица) - нарушителя налогового законодательства арест, который заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться этим имуществом либо в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (его представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.

Арест имущества может производиться в случаях:

  • неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней;

  • необходимости обеспечения исполнения решений о наложении экономических санкций, предусмотренных в Указе.

Наложение ареста производится таможенными органами в порядке, установленном в пунктах 5-12 статьи 54 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Арест налагается только на то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, исполнения решений о наложении экономических санкций, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.

3. Динамика неналоговых доходов в республиканском бюджете


Управляя бюджетным процессом, государство определяет бюджетные отношения, направляет финансовые потоки таким образом, чтобы максимально обеспечить выполнение важнейших параметров социально-экономического развития страны, реализацию общенациональных программ, выравнивание уровней развития регионов и др. Поэтому интерес, проявляемый обществом к принимаемому на очередной финансовый (бюджетный) год основному финансовому плану страны, вполне обоснован.

Рассматривая доходные части республиканских бюджетов 2006-2010 гг. можно отметить существенные изменения неналоговых доходов как в целом по доходным частям бюджетов, так и внутри по каждым статьям неналоговых доходов.


В целом, неналоговые доходы занимают небольшую часть в структуре доходов консолидированного бюджета. Однако нужно отменить, что с 2006г. по 2008г. наблюдается рост неналоговых доходов в процентном соотношении, особенно ярко этот рост заметен с 2007 года, когда неналоговые доходы увеличились по сравнению с 2006 годом на 0,7 %.

В составе неналоговых доходов бюджета на протяжении последних пяти лет основной удельный вес занимают доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, что составляет по годам:

  • 2006г. – 27 %,

  • 2007г. – 20 %,

  • 2008г. – 23 %,

  • 2009г. – 27 %,

  • 2010г. – 53 %

Второе место занимают административные сборы и платежи (в среднем 21-33 %), хотя в бюджете на 2010 год этот показатель стал намного ниже – 6,6 %, что видимо, связано с выделением отдельной статьи «Административные штрафы и экономические санкции, удержания», которая занимает 10 %. Наименьший процент среди всех неналоговых доходов занимают: в 2006 - 2008 гг. – «Дивиденды», 2007году – «Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета», в 2010 году – «Доходы от оказания платных услуг».

Большой скачок можно отметить в республиканском бюджете РБ на 2010г. Также в бюджете на 2010 год заметно снижение прочих неналоговых доходов. Это связано с более подробной детализацией некоторых статей неналоговых доходов, которые в прошлые года были включены в графу «Прочие неналоговые доходы».

Среди них выделяются такие как:

  • Доходы от оказания платных услуг;

  • Компенсации затрат государства;

  • Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

  • Доходы от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества;

  • Административные штрафы и экономические санкции, удержания;

  • Доходы от сдачи в аренду иного имущества;

  • Доходы от сдачи в аренду земельных участков.

Наиболее значительные темпы роста доходов республиканского бюджета в 2010г. (в разрезе групп бюджетной классификации) по отношению к 2006г. предусматриваются именно за счет роста неналоговых доходов — 136,7 %, в т.ч. прочих неналоговых доходов — 200,6 %, доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности — 133,9 % и доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности - 130,4 %. Об этом также говорит большой рост неналоговых доходов в республиканском бюджете 2010 года, хотя основное увеличение неналоговых доходов произошло в 2007 году: они выросли на 07 %, где почти в пять раз увеличились платежи от государственных организаций и почти в три раза доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности.



Следует также отметить, что на протяжении исследуемых пяти лет наблюдается тенденция к увеличению числа статей неналоговых доходов.

Ниже приведены неналоговые доходы республиканских бюджетов 2006–2010г. по статьям:

Таблица 3.1 Неналоговые доходы республиканских бюджетов за 2006 – 2010 г.

2006 год

Тыс. руб.




2007 год

Тыс. руб.

Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

215 239 655,00




Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

283 844 652,00

1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности

78 631 900,00




1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности

72 039 255,00

2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь

15 500 000,00




2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь

10 000 000,00

3.Проценты

11 896 390,00




3.Проценты

18 218 080,00




4.Дивиденды

3 800 000,00




4.Дивиденды

3 500 000,00




5.Платежи от государственных организаций

47 435 510,00




5.Платежи от государственных организаций

40 321 175,00

6.Административные сборы и платежи

60 380 640,00




6. Административные сборы и платежи

116 709 203,00

7. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

76 227 115,00




7. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

95 096 194,00





2008 год

тыс. руб.




2009 год

Тыс. руб.

Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

443 017 091,00




Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

917 521 158,00

1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности

129 654 300,00




1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности

338 933 649,00

2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь

20 000 000,00




2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь

15 000 000,00

3.Проценты

27 802 970,00




3.Проценты

51 599 039,00




4.Дивиденды

8 028 380,00




4.Дивиденды

11 640 000,00




5.Платежи от государственных организаций

59 322 950,00




5.Платежи от государственных организаций

253 649 610,00

6.Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета

14 500 000,00




6.Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета

7 045 000,00

7.Административные сборы и платежи

162 469 557,00




7.Административные сборы и платежи

263 187 329,00

8.Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

150 893 234,00




8. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

315 400 180,00





2010 год




Тыс. руб.

Неналоговые доходы

1 044 080 434,0

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

556 862 490,0

2.Проценты за пользование денежными средствами бюджетов

89 813 850,0

3.Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале

467 048 640,0

4. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности

245 864 636,0

5.Доходы от сдачи в аренду земельных участков

699 000,0

6.Доходы от сдачи в аренду иного имущества

37 510 036,0

7.Административные сборы и платежи

69 528 705,0

8.Доходы от оказания платных услуг

95 630,0

9.Компенсации затрат государства

22 620 960,0

10.Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности

32 512 400,0

11.Доходы от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества

82 897 905,0

12. Административные штрафы и экономические санкции, удержания

102 984 438,0

13. Прочие неналоговые доходы

138 368 870,0



Заключение


Государственный бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны.