Файл: 1. Сущность и значение доходов бюджета, их классификация 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целью данной работе было попытаться проанализировать неналоговые доходы государственного бюджета РБ в условиях рыночной экономики. Какой же можно сделать вывод? Как изменилось формирование неналоговых доходов на современном этапе?

Структура неналоговых доходов государственного бюджета не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Основными источниками неналоговых доходов являются доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи. Их удельный вес в структуре неналоговых доходов государственного бюджета занимает в среднем 30% и 27% соответственно. Однако, в республиканском бюджете на 2010 год статья «Административные сборы и платежи» стала намного ниже – 6,6%, что видимо, связано с выделением отдельной статьи «Административные штрафы и экономические санкции, удержания», которая занимает 10 %.

На протяжении исследуемых пяти лет в доходных статьях республиканского бюджета предусмотрены доходы от прибыли Национального банка. Правда, этот показатель весьма трудно поддается расчетам и прогнозированию. В 2006 году доходы от прибыли Нацбанка планировались в размере 15трлн. руб., в 2007 году - 10трлн. руб., в 2004 году - 20трлн. руб., в 2009 году - 15трлн. руб., а в республиканском бюджете на 2010 год такая статья неналоговых доходов отсутствует вовсе.

Следует также отметить, что на протяжении исследуемых пяти лет наблюдается тенденция к увеличению числа статей неналоговых доходов. Особенно наглядно это усматривается в республиканском бюджете 2010 года.

В целом растёт роль неналоговых доходов в доходной части бюджета. Это просматривается по динамике структуры доходов государственного бюджета. В процентном отношении неналоговые доходы за 2006 – 2010 года увеличились с 5,3% до 6,7%

Республика Беларусь вступает в XXI век в условиях переходной экономики и развития рыночных отношений. Государству предстоит адаптировать к рыночному механизму систему общегосударственных финансов с учетом усиления роли бюджетных методов регулирования общественных процессов.

На основе комплексного и многостороннего исследования организации доходов бюджета и исполнения бюджета можно наметить основные направления развития бюджета в перспективе. Развитие рыночных отношений, усиление роли
государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования.

В частности, в области формирования неналоговых доходов можно предложить следующее:

1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

2. Повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования неналоговых доходов бюджета.

3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в законодательстве для исчисления неналоговых доходов.

4. Реструктуризация доходов республиканского бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций, налогов на собственность и др.).

  1. Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета.



Список использованной литературы


  1. Государственное регулирование экономики: Курс лекций/Н.Б. Ан­тонова, А. Г. Завьялков, Г. А. Кандаурова и др.; под общ. ред. Н. Б. Антоновой. Мн.: 2008

  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2009. 512с.

  3. Киреев А. П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. 1. Международ­ная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: Учеб. пособие для вузов. М.: Международные отношения, 2009. 416 с.

  4. Исчисление налоговых и неналоговых платежей // журнал Главный бухгалтер – 2008 г. №7-с.83.

  5. Закон РБ «О бюджетной системе Республики Беларусь» от 04.06.93г., №2348-XII // Ведомости НС РБ. – 2009. - №1.

  6. Государственный бюджет: учебное пособие /Под ред. М.И.Ткачук. – Мн.: Высш. школа, 2005 г.

  7. Общая теория финансов, под ред. Л.А. Дробозиной, Минск, 2005 г.

  8. Заяц Н.Е. Теория финансов: Учеб. / Н.Е. Заяц. – Мн.: БГЭУ, 2007 г.

  9. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2015 года // Белорусский Экономический Журнал. – 2005. - №2.

  10. Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2010 год» и комментарии к
    нему//- 31 декабря 2005 г. № 81-3.