Файл: Особенности коммуникаций в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается в том, что информация и знания определяют развитие любой экономической системы. Особое значение они приобретают в обществе глобализирующемся мире.

Последнее характеризуется действительно революционным развитием информационно-коммуникационных технологий, которые используются на всех уровнях, во всех сферах, отраслях, территориальных и временных пространствах управления. Характерным признаком рыночной экономики является то, что информация и знания воплощены в большинстве создаваемых благ. Поэтому в условиях современного производства, обеспечения его эффективности и нового качественного роста в нестабильной внешней среде коммуникация между людьми и организациями превращается в стратегический ресурс управления.

Роль коммуникации в современном обществе неуклонно растет. Коммуникация является одним из важных компонентов процесса управления, которая обеспечивает создание личностного коммуникативного комфорта для каждого члена коллектива и организации в целом. Поэтому большое значение приобретает эффективное управление коммуникациями.

Проблемы теории коммуникации разрабатывались многими зарубежными учеными и практиками, в числе которых С. Блэк, Ж-П. Бодуан, Г. Брум, Ф. Буари, А. Вайсман, Б. ван Рулер, Дж. Вернет, М. Кастельс, Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен, М. Мескон, С. Мориарти А. Сентер, Ф. Хедоури, Дж. Эванс и др.

Усилиями отечественных специалистов был дополнен понятийный аппарат и проведены значимые исследования вопросов формирования организационных коммуникаций субъектов хозяйствования. В частности, Алешиной И.В., Балкизовым М.Х., Глуховым В.В., Иноземцевым B.JI., Красовским Ю.Д., Мильнером Б.З, Спиваком В.А. рассмотрены проблемы функционирования и типология организационных коммуникаций; Галенко В.П., Гореловым Н.А., Колесниковым Н.Е., Потемкиным В.К. осуществлены разработки по построению коммуникаций в социально-трудовой сфере деятельности предприятий; Соловьевым Б.А., Багиевым Г.Л., Голубковой Е.Н., Моисеевой Н.К., Томиловым В.В. определены концептуальные подходы к формированию коммуникаций в сфере маркетинга; Блажновым Е.А., Викентьевым И.Л., Почепцовым Г.Г., Шишкиной М.А., Яковлевым И.П. исследованы проблемы формирования имиджа предприятий и связей с общественностью.

Говоря о вкладе отечественной науки в создание теоретической базы представлений о коммуникативных процессах, следует учесть особенности экономического и социально-политического развития России в XX столетии. Если в более развитых экономиках Запада научные достижения в области социальных и психологических наук, а позднее и научных направлений системно-методологического характера (кибернетика, системный анализ, исследование операций, информатика и т.п.) находили более быстрые и интенсивные выходы в сферу экономики и управления, во многих случаях достигая замечательных синтетических обобщений, непосредственно влияющих на практике ведения бизнеса (Ф. Тэйлор, А. Файоль, Ч. Барнард и др.), то в России подобные исследования, как правило, оставались в сфере чисто научной компетенции. Таким образом, необходимо исследование комплекса внутренних и внешних организационных коммуникаций, образующих неразрывное коммуникативное пространство фирмы и составляющих «материю» управления предприятием.


В качестве объекта исследования выбрана компания связи АО «ТрансТелеКом».

Предмет исследования – применение коммуникационных процессов АО «ТрансТелеКом».

Цель исследования курсовой работы заключается в исследование теоретических аспектов коммуникационных процессов и практическое анализе системы коммуникаций на примере АО «ТрансТелеКом».

Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

  • изучить сущность системы коммуникаций в организации;
  • обозначить элементы и процесс управления коммуникациями в организации;
  • проанализировать коммуникационный процесс АО «ТрансТелеКом»;
  • разработать рекомендации по совершенствованию системы коммуникаций АО «ТрансТелеКом».

В ходе исследования были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, анкетирования, анализ и интерпретация результатов исследования, табличный и графический методы.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы коммуникаций в организации

1.1. Сущность системы коммуникаций в организации

Понятие коммуникация рассматривается в современной научной литературе достаточно часто. Приведем несколько определений.

Как отмечает автор Т.П. Хохлова «коммуникация – это универсальное социокультурное взаимодействие людей, социальная связь между людьми, мотивированная и целенаправленная активность, предполагающая обмен идеями и ценностями, знаниями и опытом, образцами деятельности и поведения» [18, с.52].

По мнению А.Б. Леоновой «коммуникация» – это обмен информацией между двумя или большим количеством людей. В общении главная задача информационного обмена – выработка общего смысла, единственной точки зрения или согласия касательно всевозможных ситуаций и задач [9, с.134].

Как считает Р. Вердербер коммуникация – это процесс создания и обмена существенных сообщений в беседе неформального характера, групповом взаимодействии или публичном выступлении. В этот процесс включены участники, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратную связь [4, с. 71].


С помощью этих определений можно сделать вывод, что коммуникация – это передача и получение информации между двумя действующими сторонами процесса благодаря знакам понятными этим сторонам. Под сторонами понимаются как живые существа, так и технические средства.

Если коммуникация рассматривается как явление, имеет свои характеристики, участников, средства общения или коммуникационного воздействия на коммуникантов для достижения цели передачи информации и знаний, то коммуникационная деятельность базируется на элементах, входящих в любой общественной деятельности: объект и предмет деятельности, орудия и средства труда, технология обработки, предметы труда, эталонные образцы и формы изготовления продуктов и услуг. С этой точки зрения необходимо рассмотреть подход к пониманию коммуникационного процесса, его структуры и отражение в общественной деятельности.

Обращение к понятию коммуникационный процесс всегда присутствует при определении коммуникации как явления, что предполагает участие не менее двух участников и основывается на воздействии коммуниканта на коммуниканта с целью достижения равновесия или соответствия состояний [7, с.55].

Н.В. Кулагина определяет коммуникационный процесс как процесс передачи информации от одного человека к другому, или ее движение между группами людей по разным каналам и при помощи различных средств коммуникации (вербальных, невербальных и др.) [7, с.61]. Информационную зависимость процесса коммуникации поддерживает и Е.А. Нахимова, социальный психолог. Поэтому коммуникация как процесс предполагает, прежде всего, процессы перекодировки вербальной информации в невербальную и невербальной в вербальную [11, с.25].

К рассмотрению коммуникации как процесса Э. Борчанинова выделяет в коммуникации несколько стадий [1, с.84]:

– формирование сообщение коммуникаторами;

– отправка сообщения с помощью средств социальных коммуникаций;

– распространение сообщения с использованием различных каналов коммуникации;

– интерпретация значения сообщения коммуникантами;

– результат усвоения значений сообщения или сообщений, или проявление влияния.

Принципиальным выводом из размышлений Борчаниновой Э. о функционирование массовых коммуникаций является то, что в рамках современной теории социальных коммуникаций информация может восприниматься как предмет, используемый в процессе коммуникационной деятельности. Также автор поднимает вопрос о наличии глобальной коммуникации как медиа процесса. Он тоже выводит моделирования коммуникаций с теоретико-концептуального моделирования и технологических изменений в передаче сообщений в условиях информатизации общества.


Распознают три аспекта коммуникаций: технический, семантический и прагматический. Технический аспект связывают с процессами передачи информации от одной точки, оборудования или лица с другой, по соответствующим каналам. Семантический аспект отображает передачу и прием информации, включая ее понимания получателем. Прагматический аспект учитывает влияние принятой информации на поведение получателей и эффективность использования этой информации [6; 7].

Осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимый для каждого управленческого действа. Существует мнение, что эффективно работающие руководители – это те, кто преуспел в налаживании коммуникаций [5, с. 44].

Организация коммуникаций способствует, с одной стороны, повышению производительности труда, а с другой – достижению удовлетворенности в групповом взаимодействии. В широком смысле коммуникация не только способствует интеллектуальному развитию личности, но и представляет собой средство управления обществом или социальной группой.

В общем виде процесс коммуникации определяется как процесс обмена информацией между людьми [5, с.47].

В учебном пособии Е.А. Нахимовой отмечено, что «социология и психология определяют процесс коммуникации как процесс обмена и передачи эмоционального и интеллектуального содержания. Философы определяют процесс коммуникации как категорию философии, что является смысловым и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия людей. С позиции маркетингового подхода процесс коммуникации является связью между участниками рынка, такими как потребители, посредники, поставщики, цель которого – обеспечить эффективное ведение хозяйственной деятельности и усиления влияния на рынок. Это также общение с потенциальными потребителями продукции предприятия» [11, с. 56-58].

С точки зрения экономики процесс коммуникации является средством развития системы предоставления информации, ее передачи большой количества лиц внутри предприятия и его пределами [4, с.88]. Это процесс обмена информацией между руководителем, подразделениями и отдельными работниками, его цель заключается в помощи при принятии управленческих решений [4, с.89].

Таким образом, возможно систематизировать понятия, охватывающей процесс коммуникации на предприятии (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Подходы к определению процесса коммуникации на предприятии

Общепринятой признана классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. Наиболее часто выделяют следующие виды коммуникации: массовую, групповую и межличностную.


Массовая коммуникация – это процедура передачи информации с помощью применения технических средств (прессы, радиовещание, кинематографа, телевидения и т.д.), с поддержкой различного рода профессиональных способов для воздействия и влияния на большие категории людей. При этом задача прогнозируемого влияния – разрешение политических либо финансовых вопросов, а также продвижение просветительских идей, сопряженных, к примеру, с желанием сообщить до каждого лица морально-нравственные нормы и ценности [7, с.102].

В массовой коммуникации используются специальные средства, которые представляют собой каналы и передатчики, посредством которых информация распространяется на значительные территории. Современная система включает в себя несколько звеньев. В частности, в СМК входят СМИ, информатика и телекоммуникация [7, с.104]. Первые включают в себя прессу, аудиовизуальные каналы (радио, телетексты и пр.), информационные службы. СМИ состоят из технических средств фиксации, тиражирования, копирования, хранения данных, а также постоянного, системного распространения больших объемов музыкальных, словесных, образных сведений.

Групповая коммуникация возникает в процессе непосредственного общения небольшого количества субъектов, которые хорошо друг друга знают и постоянно обмениваются информацией. В качестве нижнего предела такой коммуникации обычно выступает диада или триада. Первая предполагает взаимодействие двух, а вторая – трех индивидов. Все формы коммуникации в группе реализуют и другие функции [7, с.108]. Например, при взаимодействиях обеспечивается единство действий.

Понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Условием успешной коммуникации такого типа является создание участниками общей действительности, вне которой взаимодействие не может состояться вообще.

Также выделяют следующие виды коммуникаций (абл.1.1).

Таблица 1.1

Виды и формы коммуникаций [10, с.202-206]

Виды коммуникаций

Форма коммуникаций

Средства коммуникаций

Вертикальная – это обмен информацией между руководителем и подчиненными.

Горизонтальная – представляет собой процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня.

Вербальная – процесс общения с целью передачи информации при помощи слов.

Невербальная – общение с помощью мимики, жестов, взглядов.

Формальная

Неформальная

Эмфатическая

Интеллектуальная

Письменная

Устная

Видео

Электронная

Эмоциональная

Документы

Речь

Знаковые системы

Электронные средства связи

Видео- и телекоммуникации

Элементы структуры физиологической системы человека