Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из социальных особенностей работников рыночного организация, является болезненное внимание к проблеме социальной справедливости. Чтобы избежать конфликтов, связанных с порядком оплаты труда, доступ к информации о зарплате сотрудников можно ограничить, а заработную плату работники организация могут получать через банковскую систему по пластиковой карте, что в итоге снижает конфликтность и социально-психологическую напряженность в коллективе[36].

Целесообразно сочетать методы материального и нематериального стимулирования. Эффективность нематериальных стимулов зависит от умелого индивидуального подхода в работе с персоналом.

Нематериальное стимулирование в ОАО «Хальмг Сувенир» должно задействовать следующие психологические, социальные аспекты трудовых отношений:

- создание условий для межличностных контактов в процессе труда;

- создание «единой команды»;

- периодические совещания с участием работников;

- высокая оценка и поощрение достигнутых результатов;

- открытые и доверительные отношения руководителя и работников;

- систематическое информирование коллектива о производственно-экономической ситуации организация, его перспективах, планах[37].

Облегчить вхождение новых сотрудников в организацию призваны процедуры адаптации. В самом общем виде адаптация - это процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. Сейчас уже многими компаниями эффективно используется программа адаптации нового сотрудника, в процессе которой происходит безболезненное «вхождение» нового сотрудника в сложившейся коллектив. Исследователями установлено, что около 80% увольняющихся сотрудников приняли решения о скором увольнении в первый день работы на новом месте. Экономисты называют такое явление «вторичной безработицей». В первые часы выхода на работу новый сотрудник оценивает компанию, в которой ему придется работать. Оценивает очень просто, по простым критериям: нравится - не нравится. Не нравится спрашивать у неприветливых людей дорогу в бухгалтерию, отдел кадров и элементарно в туалет. Не нравится обедать в полном одиночестве. И дальше можно приводить массу примеров с «не» и список этот будет очень длинный. Самое главное нужно помнить, что для человека совсем не случайно смена работы считается одним из самых стрессовых состояний и стоит на четвертом месте после смерти родственника, рождения ребенка и развода. Это не просто новый этап жизнедеятельности человека, это практически, полная, смена социального окружения. Человек попадает в новые для него условия: новый коллектив, новое руководство, новое рабочее место, новые должностные обязанности.


Поэтому так важно, чтобы адаптация на новом месте прошла успешно и как можно безболезненно для нового сотрудника, так как для компании программы адаптации являются как имиджевыми стратегиями, так и экономическими программами. Для компании гораздо выгоднее проводить программы адаптации новых сотрудников, чем испытывать текучесть кадров и тратить большие деньги на поиск, оценку и обучение новых сотрудников. Адаптация персонала в компании является своего рода индикатором успешности или провала работы по поиску, отбору и найму персонала. Основная задача адаптации - помочь сотруднику адаптироваться в новой обстановке, и достичь необходимой эффективности в наиболее короткий срок.

Итак, процесс трудовой адаптации начинается уже при отборе кандидатов на должность. Очень много можно выяснить при собеседовании: проанализировать ожидания, мотивы поступления на работу, связанные с данной организацией. Здесь можно использовать различные тестовые задания, таковые в работе имеются, связь с коммуникативными адаптивными в поведении, а также с определением психическим поведением человека. На основании этого можно прогнозировать состояние (как физическое, так и психологическое) сотрудника, т.е. как долго он может проработать в коллективе, организации, каковы мотивы и цели по службе, каково взаимодействие с коллективом, руководством, желание работать и мн. др.

Таким образом, повышают статус работника в его собственных глазах и в коллективе привлечение подчиненных к процессу управления организацией, делегирование прав и полномочий, стимулирование карьерного роста подчиненных, плановое обучение и переподготовка.

Вывод по главе 2.

Подводя итог, отметим, что применение разных способов мотивации работников в сложных условиях перехода к рыночной экономике позволяет значительно повысить успех работы организация и сделать более определенными перспективы его развития.

В плане морального стимулирования работников можно также порекомендовать руководителям ОАО «Хальмг Сувенир» чаще выражать своим сотрудникам положительную оценку их работы, руководствуясь правилами выражения одобрения.

Совершенствование системы управления мотивацией и отдельных ее направлений позволит повысить качество работы персонала.

Заключение

Процесс активного приспособления новых сотрудников к организации и работе является прямым продолжением процесса отбора. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев.


Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода - несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию - важнейшая задача его руководителя и сотрудников службы персонала.

Зачастую «новичок» приходит на предприятие, а его рабочее место не подготовлено, и никто особенно этим не озабочен, новичкам предоставляют право выплывать самим. Но поскольку первое впечатление обычно оставляет глубокий след, такая процедура может оказать длительное отрицательное воздействие на мотивацию и отношение сотрудника к работе.

«Опыт» такого рода может зачастую объяснять высокую текучесть кадров в первые недели или месяцы работы и причины, по которым новый сотрудник может испытывать чувство отчуждения и занять негативную позицию по отношению к организации прямо с первого дня работы. Если новые сотрудники предоставляются самим себе, то организация не может влиять на то, что они случайно узнают, и потеряет возможность сформировать у них положительное отношение к работе и преданность традициям фирмы.

Облегчить вхождение новых сотрудников в организацию призваны процедуры адаптации. В самом общем виде адаптация - это процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. Сейчас уже многими компаниями эффективно используется программа адаптации нового сотрудника, в процессе которой происходит безболезненное «вхождение» нового сотрудника в сложившейся коллектив. Исследователями установлено, что около 80% увольняющихся сотрудников приняли решения о скором увольнении в первый день работы на новом месте.

Применение разных способов мотивации работников в сложных условиях перехода к рыночной экономике позволяет значительно повысить успех работы организация и сделать более определенными перспективы его развития.

В плане морального стимулирования работников можно также порекомендовать руководителям ОАО «Хальмг Сувенир» чаще выражать своим сотрудникам положительную оценку их работы, руководствуясь правилами выражения одобрения.

Совершенствование системы управления мотивацией и отдельных ее направлений позволит повысить качество работы персонала.

Список использованной литературы


  1. Аверченко Л.К. Психология и стратегия управления персоналом /Л.К.Аверченко. - М., Новосибирск, 2017. — 561 с.
  2. Андреев С.В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям. - М.: ЭКО-Пресс, 2017. - 320 с.
  3. Аширова Д.А. Управление персоналом: учебное пособие / Д.А.Аширова - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. - 432 с.
  4. Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие / Г.Х. Бакирова. – М.: Юнити-Дана, 2015. - 591 с.
  5. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: учебное пособие / Г.Х. Бакирова. – М.: Юнити-Дана, 2015. - 439 с.
  6. Васильев Ю.П. Управление персоналом производства: Опыт США /Ю.П.Васильев. - М.: Экономика, 2018. - 203 с.
  7. Вейл П. Искусство менеджмента /П.Вейл. - М.: Вадим-Пресс, 2013. - 575 с.
  8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - М.: БЕК, 2015. - 390 с.
  9. Дейнека А.В. Управление персоналом организации: учебник / А.В. Дейнека. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 288 с. 
  10. Дятлов В.А., Кибанов А.Л. Управление персоналом / В.А.Дятлов, А.Л.Кибанов. - М.: Олбис, 2017. - 467 с.
  11. Кузнецов К. Мотивация персонала и стратегии фирмы /К.Кузнецов. - СПб.: Питер, 2017. - 482 с.
  12. Маренков Н.А., Косаренко Н.Н. Управление персоналом организаций: Учебное пососбие для студ. высш. уч. завед. /Н.А.Маренков, Н.Н.Косаренко. - М.: Академический Проект, Трикста, 2016. - 464 с.
  13. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие /Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М, 2017.- 312 с.
  14. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение /Е.Б.Моргунов. - М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2016. - 264 с.
  15. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / А.Н. Байдаков, Л.И. Черникова, О.С. Звягинцева и др.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Кафедра «Менеджмент». - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2017. - 115 с. 
  16. Мотивация, стимулирование и оплата труда: учебник / Е.В. Михалкина, Л.С. Скачкова, Е.П. Костенко и др.; под общ. ред. Е.В. Михалкиной; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2017. - 337 с. 
  17. Омаров А.М. Управление и человек /А.М.Омаров. - М.: Экономика, 2017. - 515 с.
  18. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 278 с.
  19. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 512 с.
  20. Управление персоналом: учебное пособие для студ. вузов / Под ред. проф. П.Э.Шлендера. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 320 с.
  21. Управление персоналом: учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева, Д.Л. Михайлин, А.В. Беляк. - 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 280 с.
  22. Управление персоналом: учебное пособие / П.Э. Шлендер, В.В. Лукашевич, В.Д. Мостова и др.; ред. П.Э. Шлендер. – М.: Юнити-Дана, 2012. - 320 с.
  23. Шапиро С.А. Краткий курс мотивации труда: учебное пособие / С.А. Шапиро, И.М. Кувакова. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 96 с. 
  24. Шаховой В.А. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / В.А. Шаховой, С.А. Шапиро. - 4-е изд. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 425 с.

Приложение 1

Методика 1. «Оценка практики управления»

Анкета для методики

Уважаемый участник!

Мы просим Вас заполнить все пункты прилагающейся анкеты.

а) Ваш возраст (отметьте соответствующий вариант):

 18-25 лет  26-35 лет  36-45 лет  46 лет и старше

б) Пол ____________________

в) Стаж работы в данной организации:

(полных) _________________ лет

Внимательно прочтите каждое приведенное ниже утверждение. Напротив каждого утверждения обведите кружком цифру, отражающую степень вашего согласия с ним, в соответствии со шкалой, приведенной в таблице:

Степень согласия

Варианты ответов

+3

совершенно согласен

+2

в основном согласен

+1

скорее согласен, чем не согласен

0

не могу сказать, согласен или нет

-1

скорее не согласен, чем согласен

-2

в основном не согласен

-3

совершенно не согласен

Выберите из предложенных вариантов только один, в большей степени отражающий Ваше мнение.

Старайтесь отвечать быстро, не задумываясь над деталями предложенных ситуаций. Честно и свободно выражайте свое мнение и помните, что в предлагаемой анкете нет «правильных» и «неправильных» ответов, нам интересны общие направления деятельности современного руководителя по мотивации персонала.

Вопросы анкеты

1. Работникам, очень хорошо выполняющим свою работу, следует давать особые надбавки к зарплате.

+3 +2 +1 0 -1 -2 -3

2. Наличие четких правил и инструкций помогает работникам избежать ошибок в работе и несчастных случаев.

+3 +2 +1 0 -1 -2 -3

3. Работникам следует напоминать, что их занятость и благосостояние зависит от конкурентоспособности компании.

+3 +2 +1 0 -1 -2 -3

4. Руководители должны уделять серьезное внимание условиям, в которых работают подчиненные.

+3 +2 +1 0 -1 -2 -3

5. Руководителям следует обращать особое внимание на создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

+3 +2 +1 0 -1 -2 -3

6. Для большинства людей большое значение имеет признание их личных достижений в работе.

+3 +2 +1 0 -1 -2 -3

7. Для достижения высоких рабочих результатов важно, чтобы работник встречал понимание и поддержку со стороны других членов коллектива.

+3 +2 +1 0 -1 -2 -3

8. Работники хотят, чтобы их навыки и возможности были задействованы в работе максимально полно.