Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Методические основы анализа внешней и внутренней среды организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – это условие выживания и развития. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в «жизнь», руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, так и о внешней среде. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением. В первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Целью данной работы является анализ внешней и внутренней среды и ее влияние на деятельность предприятия ИП Пандышев В.И. магазин «Арамиль».

В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

  • рассмотреть методические основы анализа внешней и внутренней среды организации;
  • провести анализ внешней и внутренней среды ИП Пандышев В.И. магазин «Арамиль»;
  • разработать мероприятия по улучшению деятельности предприятия.

В качестве объекта исследования выступает ИП Пандышев В.И. магазин «Арамиль» рознично-торгового предприятия, осуществляющее торговую деятельность на рынке золотых изделий.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических аспектов проведения и анализа внутренней и внешней среды предприятия.

В ходе исследования применяются общие, частные и специфические методы: обще логические методы (анализ, синтез, аналогия и др.); формально-экономический метод и иные методы.

Методологические и научные аспекты данной дипломной работы формировались на основе изучения литературы зарубежных и российских авторов в данной области, а также были использованы и результаты собственных исследований автора. Наиболее выраженная значимость научных статей была таких авторов как В. Г. Смирнова, Б. 3. Милънер, Зуб А. Т., Медведев В. П.

Структура работы определена поставленными целями и задачами. Состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе определяется понятие, сущность и методика анализа внешней и внутренней среды организации.

Во второй главе предлагается организационно-экономическая характеристика предприятия, проводится анализ внешней и внутренней среды, выявляются основные недостатки деятельности предприятия.


В третьей главе предлагаются мероприятия по устранению недостатков выявленные во второй главе, и рассчитывается эффективность предложенных мероприятий.

1. Методические основы анализа внешней и внутренней среды организации

1.1 Понятие и сущность среды организации

Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых товаров и услуг, сокращение их жизненного цикла, появление большого количества конкурентоспособных организаций, возрастание требований покупателей – все эти и другие изменения, происходящие в окружающей среде усиливают влияние и зависимость организаций от внешних условий.

Как известно, существует ряд факторов, влияющих на эффективность продаж. Все эти факторы можно разделить на две группы, это внешние факторы, на которые предприятие влиять не может или влияет в незначительной степени и внутренние, которые тесно связаны с предприятием.

Экономические факторы

Природные факторы

Научно-технич. факторы

Политические факторы

Культурно-исторические факторы

Демографические факторы

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Рисунок 1 – Основные факторы влияюшие на предприятие

К внешним же факторам, влияющие на внутреннею среду предприятия в целом: демографические, экономические, экологические, технологические, политические и культурные.

К внутренним факторам относятся само предприятие, посредники, поставщики, конкуренты, целевые потребители и контактные аудитории.

Любая организация зависит от окружающего мира, как в части получения ресурсов, так и части отношения потребителей, которые используют результаты её деятельности.

Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой.


Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание, чем прежде. Даже если бы изменения не были столь значительными, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая относительно обособленная система, зависит от внешнего мира в отношении материальных потоков – поставок ресурсов, энергии, кадров, конкретного спроса потребителей и информационных потоков – законодательных актов, решений различных органов, ситуаций на рынке и т.д.

Набор факторов внешней среды и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причем, не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу.

Как показывает исследование внешней среды, различают факторы прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия – это фактор, непосредственно влияющий на деятельность организации, которая, осуществляя свою операционную работу, испытывает это прямое и непосредственное воздействие извне.

К факторам прямого воздействия относят потребителей, конкурентов, поставщиков, правительственные учреждения, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к деятельности (операциям) конкретной организации (рис. 2.).

Законы и государственные органы

Поставщики трудовых ресурсов, материалов, капитала

Профсоюзы

Конкуренты

Потребители

Организация

Рисунок 2 – Факторы прямого воздействия внешней среды

Кратко рассмотрим основные факторы прямого воздействия.

Поставщики играют особую роль, так как организации любой природы и сложности в наибольшей мере находятся в самой непосредственной зависимости от сети поставщиков материалов и оборудования, потребляемой энергии, капитала и необходимых сотрудников (трудовых ресурсов) для фирмы.

Необходимые для осуществления торгового процесса материалы играют решающую роль в процессе жизнедеятельности организации и это вынуждает их накапливать и содержать определенные резервные объемы, связывая значительные денежные суммы на время хранения до включения в торговую деятельность.

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различными видами товаров, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т. п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество продаваемого организацией продукта.


Поставщики товаров, если они обладают большой силой, могут поставить организацию в очень сильную зависимость от себя.

Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения сними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы:

  • Стоимость поставляемого товара;
  • Гарантия качества поставляемого товара;
  • Временной график поставки товаров;
  • Пунктуальность, обязательность выполнения условий поставки товара.

Для роста и процветания организации (фирме) нужны не только поставщики товаров, но и поставщики капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, федеральные и международные займы для реализации конкретных программ, акционеры и конкретные лица, покупающие акции конкретных фирм или специальных программ. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств. Небольшие, в особенности венчурные, предприятия сегодня испытывают большие трудности с получением необходимых средств.

Поставщики трудовых ресурсов, материалов, капитала. Сложные технологии и техника требуют специалистов соответствующей подготовки. Например, бурно развивающимся отраслям, связанным с компьютерными технологиями, необходимы высококвалифицированные инженеры и техники, дизайнеры, опытные программисты. Постоянную нехватку ощущают фирмы в менеджерах, особенно среднего и высшего звеньев управления.

Законы и государственные органы, они способствуют развитию бизнеса или могут затруднять его развитие, а порою даже запрещать совсем. Организации, осуществляющие бизнес-деятельность обязаны соблюдать не только общегосударственные законы, региональные законодательные органы, но и требования государственных органов, регулирующих и контролирующих осуществление бизнес-операций. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию.

Потребители являются одним из «краеугольных камней» эффективного бизнеса. Классики менеджмента утверждают, что существование и эффективная деятельность организации зависят от ее умения находить потребителей результатов ее деятельности, как товаров, так и услуг для того, чтобы удовлетворять запросы клиентов.


Само выживание и существование организации зависит от ее способности находить потребителей результатов ее деятельности и удовлетворять ее запросы.

Потребители могут сильно различаться по своей природе и месту, которое они занимают в цепочке продвижения товара. Потребителями могут являться: физические и юридические лица как в пределах страны, так и за рубежом, общественные и государственные организации. Исходя из этого можно выделить пять клиентурных рынков: потребительский, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, государственных учреждений и международный.

Анализ покупателей, как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое. Все это позволит фирме максимально эффективно использовать свой потенциал.

Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:

  • Географическое месторасположение покупателя;
  • Демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности и т. п.;
  • Социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т. п.;
  • Отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т. п.

Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавец должен искать замену данному покупателю другим, который имел бы меньше возможностей в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа покупателя. К числу таких факторов относятся следующие: