Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Методические основы анализа внешней и внутренней среды организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа (рисунок 6).

Рисунок 6 – Матрица SWOT-анализа

В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии современного оборудования, высокой квалификации персонала, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент продаваемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.

Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

Для сопоставления возможностей вашего предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа (таблица 1).

Таблица 1 Матрица SWOT-анализа

Возможности

1. Появление новой розничной сети 2. и т.д.

УГРОЗЫ

1.Появление крупного конкурента 2. и т.д.

Сильные стороны

1. Высокое качество продукции 2.

3. и т.д.

1. Как воспользоваться возможностями Попытаться войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции

2. За счет чего можно снизить угрозы Удержать наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции

Слабые стороны

1.Высокая себестоимость продукции 2. 3. и т.д.

3. Что может помешать воспользоваться возможностями Новая сеть может отказаться от закупок нашей продукции, так как наши оптовые цены выше, чем у конкурентов

4. Самые большие опасности для фирмы Появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам


Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:

  • определены основные направления развития предприятия;
  • сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.

SNW – анализ – это усовершенствованный SWOT-анализ.

  • Strength (сильная сторона),
  • Neutral (нейтральноя сторона),
  • Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

Таблица 2 – SNW – анализ

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции

Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

Стратегия организации

Бизнес-стратегии

Организационная структура

Продолжение таблицы 2

Финансы

Продукт как конкурентоспособность

Структура затрат

Дистрибуция как система реализации продукции

Информационная технология

Инновации как способ к реализации на рынке продуктов

Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации)

PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society), технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.


Основные положения PEST – анализа – стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны. Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

PEST – Анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.

2. Анализ внешней и внутренней среды ИП Пандышев В.И. магазин «Арамиль»

2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия

Объектом данного анализа является ИП Пандышев В.И. магазин «Арамиль».

Основной вид деятельности – розничная торговля непродовольственными товарами, а именно ювелирными изделиями. Основной целью предприятия является получение прибыли, а также удовлетворение запросов потребителей. Общая площадь торговой организации составляет 60 кв. м. Площадь торгового зала магазина, в свою очередь, 40 кв. м.

Ассортимент магазина «Арамиль» очень широк и рассчитан практически на все группы потребителей. Компания предлагает своим клиентам изделия с камнями и без камней (литье и штамповка), изделия с фианитами, изделия с алмазной гранью, изделия с жемчугом, перламутром. Вниманию покупателей представлено более 3500 моделей украшений из высококачественного золота и природных драгоценных камней. Мастера создают неповторимый дизайн украшений, ориентируясь на современные направления в ювелирной отрасли.

Осуществляются индивидуальные заказы, которые разрабатываются персонально и в единственном экземпляре.

Магазин «Арамиль» работает с 10-00 до 22-00 без перерывов и выходных. Режим работы магазина позволяет охватить довольно широкий сегмент потребителей.

Управляющим торговой организации является генеральный директор. В его обязанности входит осуществление общего руководства администрацией, контролирование оперативно-хозяйственной деятельности и координирование работы всех служб и подразделений.


Организационная структура предприятия представлена на рисунке 7.

Главный бухгалтер

Специалист по кадрам

Управляющий магазином

Менеджеры

Продавцы-консультанты

Кассиры

Генеральный директор

Бухгалтеры

Рисунок 7 – Организационная структура магазина «Арамиль»

В подчинении у директора находятся управляющий. Он определяет перспективы развития торгового предприятия, ищет новых поставщиков, обеспечивает высокое качество продукции и увеличение ее ассортимента.

В штате торгового предприятия наибольшее количество торгово-оперативных работников – 11 человек, остальные 4 человека обслуживают торговый процесс. Одновременно в магазине работает 1 касса и два продавца-консультанта. Средняя стоимость чека составляет около 5 тыс. руб.

Рассмотрим общие показатели деятельности торгового предприятия за 2012-2017 годы по данным таблицы 4.

Таблица 4 – Динамика основных экономических показателей деятельности ИП Пандышев В.И. магазин «Арамиль» за 2015-2017 годы

Показатели

2015 год

2016 год

2017 год

Отклонение

2017 г. от 2016 г.

Темп роста 2017 к 2016, %

Выручка от продаж, тыс.руб.

15365

17047

18737

1690

109,91

Себестоимость, тыс.руб.

8874

9735

10942

1207

112,40

Валовая прибыль, тыс.руб.

6491

7312

7795

483

106,60

Прибыль от продаж, тыс.руб.

2932

3185

3788

603

118,93

Рентабельность продаж, %

19,08

18,68

20,21

1,53

108,19

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

2927

3176

3791

615

119,36

Чистая прибыль, тыс.руб.

2342

2541

3033

492

119,36

В целом на предприятии наблюдается положительная тенденция развития основных экономических показателей. В 2017 году по отношению к 2016 году увеличение выручки предприятия составило на 1690 тыс.руб. или 9,91%. Темп роста валовой прибыли ниже темпа роста выручки на 3,31%. По отношению к прошлому году валовая прибыль увеличилась на 483 тыс.руб. Однако необходимо отметить, что темп роста прибыли от продаж и чистой прибыли предприятия выше темпа роста валовой прибыли. Исходя из вышесказанного, работу предприятия можно нельзя оценить как эффективную.


Среди абсолютных показателей необходимо выделить объем продаж продукции, прибыль и величину активов. Оптимальное соотношение («золотое правило экономики») между ними:

Тп>Тв>Та, (1)

где Тп, Тв, Та – темпы роста соответственно прибыли, выручки от реализации продукции и активов предприятия.

Для того чтобы наглядно представить изменение показателей деятельности предприятия в динамике за 2012-2017г.г. по рассчитанным темпам роста, построим их графическое изображение на рис. 8.

Рисунок 8 – Динамика темпов роста прибыли, выручки и активов предприятия

Сравнительный анализ динамики показывает, что в 2017 темп роста прибыли превышает темп роста выручки, темп роста выручки превышает темп роста активов предприятия. Таким образом, динамика роста основных показателей соответствует золотому правилу экономики.

2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия

Как известно, существует ряд факторов, влияющих на эффективность продаж. Все эти факторы можно разделить на две группы, это внешние факторы, на которые предприятие влиять не может или влияет в незначительной степени и внутренние, которые тесно связаны с предприятием.

К внешним же факторам, влияющие на внутреннею среду предприятия в целом: политические (P), экономические (E), социальная (S), технологические (T). Анализ влияния этих сфер на деятельность организации называется PEST-анализом.

Рассмотрим влияние различных внешних факторов на деятельность предприятия ИП Пандышев В.И. магазин «Арамиль»:

В настоящее время в России сложилась не совсем благоприятная экономическая ситуация. Происходит падение платежеспособности потребителей, ужесточаются требования по выдаче потребительских кредитов, а также наблюдается их дороговизна. В связи с этим снижается покупательная способность клиентов, а значит и спрос на товар.

Нестабильность курса валюты в любом государстве отражается на многом, в том числе на социально-экономических последствиях. Падение курса рубля в 2017 году (особенно после 6 октября и 22 апреля) продемонстрировало особенность экономики РФ. Ситуация привела к прогрессирующей инфляции, к увеличению цен и на импортную, и на отечественную продукцию.

Магазин розничной торговли «Арамиль» имеет не только отечественных поставщиков, но и зарубежных фирм производителей, поэтому повышение курса иностранной валюты по отношению к российскому рублю приводит к удорожанию товара. Следовательно, повышение курса евро и доллара сказывается негативным образом на деятельности предприятия и заставляет его искать наиболее подходящую цену, которая бы способствовала незначительному снижению спроса и сохранила бы прибыль на прежнем уровне.