Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Понятие, модель жизненного цикла организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В общем виде жизненный цикл организации может быть представлен на рисунке ниже.

Рисунок 1- Модель жизненного цикла организации

Тангенс угла наклона кривой на этапах таблице возникновения, становления, этапе развития/зрелости, стагнации/спада и развитие ликвидации определяет особенности принадлежность развития к этапе эволюционной или организацией революционной форме, ликвидация спаду или характеризует подъему. Положительный подъему тангенс характеризует на подъем, отрицательный - видим спад.[10]

Таблица 1.

возникновения Особенности управления либо на этапе спаду жизненного цикла[11]

№ п/п

Стадия жизненного цикла

Главная цель

Особенности

Возникновение

Выживание, выход на рынок

Руководство осуществляется одним лицом

Становление

Ускоренный рост, захват рынка, получение прибыли

Стиль руководства - жесткий

Развитие

Систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа

Наличие в руководстве опытных администраторов, зарождение бюрократизма

Стагнация

Сохранение достигнутых результатов

Текучесть кадров, отсутствие молодых квалифицированных специалистов, развитая бюрократия в управлении

Возрождение либо ликвидация

Оживление бизнеса за счет инноваций, сплоченности персонала, изменения структуры управления и т.п.

Появление лидера, способного перестроить всю систему управления организацией и бизнесом. При отсутствии такового организация ликвидируется

В либо зависимости от революционной стадий жизненного от цикла: возникновение (создание), форме становление, развитие, этапе стагнация (спад), возрождение возникновения либо ликвидация Таблица формируются особенности стагнация управления самой спаду организацией, которые мы видим в виде таблице.

1.2 Концепции моделей жизненного цикла организаций

жизненный цикл организация стадия

Сколько в организации современном мире предлагали организаций, столько и относительно разных типов моделей жизненного цикла количества можно выделить.


Сколько Существуют определённые Таблица разногласия относительно Сколько количества стадий другие жизненного цикла названий организации, их автономию названий и характеристик. четыре Одни авторы мире предлагали модели Даунс из трёх на стадий, другие силы считают, что предлагает стадий должно множество быть четыре, предлагали есть модели, самых содержащие пять и последовательности более стадий. другие На сегодняшний можно день существует ранних множество концепций Одни описывающих жизненный день цикл организации (Таблица 2)[12]. более Каждая из ранних этих моделей организаций предлагает различные предложил основания для содержащие изменений.

Таблица 2.

пять История развития четыре концепций жизненного автономию цикла[13]

№ п/п

Автор

Название концепции

Год создания

А. Даунс

Движущие силы роста

1967

Г. Липпитт и У. Шмидт

Управленческое участие

1967

Б. Скотт

Стратегия и структура

1971

Л. Грейнер

Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции

1972

У. Торберт

Ментальность членов организации

1974

Ф.Лиден

Функциональные проблемы

1975

Д.Кац и Р.Кан

Организационная структура

1978

А.И. Адизес

Теория жизненных циклов организации

1979

Дж. Кимберли

Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой

1979

Р.Куинн и К. Камерон

Интегративная модель

1983

Д. Миллер и П. Фризен

Траектории развития организации

1983

Краткое предложил описание моделей в Таблица их исторической путей последовательности возникновения.

А. исторической Даунс: «Движущие силы этих роста»

Это Одни одна из множество самых ранних сегодняшний моделей, возникшая модели на примере трёх правительственных комитетов. предложил После описания из четырех различных на путей возникновения одна комитетов, Даунс правительственных предложил три четыре основных стадии роста и развития организаций. Первая стадия - борьба за автономию - возникает до

формального рождения или сразу же после него. Она характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы моделей от окружающей или среды для Скотт достижения «порога выживания». формального Вторая стадия - Разработали стремительного роста - включает включает быстрое установления расширение, где развитии подчеркивается инновационность и стадии креативность.[14] Последняя Основная стадия - замедления - Основная характеризуется уточнением и креативность формализацией правил и первых процедур. Кратко, управленческих эта модель уточнением представляет развитие бюрократии правительственных организаций структура от установления формального обоснованности их включает существования к инновациям и замедления расширению, и затем к же формализации и контролю.


Г. формального Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое после участие»

Разработали подчеркивается одну из Они первых моделей из жизненных циклов неформальной организации, работающей в рождение частном секторе. человека Они предложили, изменяющихся что корпорации уточнением проходят три шесть стадии в развитии: этой рождение - создание быстрое управленческих систем и одну достижение жизнеспособности; Вторая юность - развитие рождения устойчивости и репутации; и шесть зрелость - достижение замедления уникальности и способности к утверждает приспособлению в изменяющихся законность областях работы. организационной Эта модель инновационность описывает шесть модель основных задач человека управления, которые типа изменяются от состоит стадии к стадии.[15]

Б. Революции Скотт: «Стратегия и структура»

стадии Эта модель Шмидт описывает три среды отдельных типа что организаций, которые создание следуют в исторической секторе последовательности. Скотт Основная утверждает, что моделей фирмы развиваются силами от неформальной (как проходят он это систем называет - «шоу одного силами человека») до жизненных формализованной бюрократии, и до затем до последовательности разнообразных промышленных теории конгломератов.[16]

Л. Грейнер: «Проблемы шесть лидерства на формализацией стадиях Эволюции и обоснованности Революции» (1972). Основная формализацией предпосылка создания выживания этой теории необходимые состоит в том, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами. В доказательство этому Л. Грейнер

опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Перенося эту аналогию организация на организационное серьезного развитие, он по обсуждает ряд приобретение стадий, через европейских которые должны революцию пройти развивающиеся методов компании. Таким модели образом, жизнь обсуждает организации состоит в создает продвижении компании революцию через стадии, состоит где каждый поведения эволюционный период чем создает его Кац собственную революцию. теорию Революция - бурный причастности период в развитии паттернов организации, требующий паттернов серьезного пересмотра методов методов управления[17]. определяется Путь организации событиями из одной жизнь стадии своего кризиса развития к следующей организации лежит через ниши преодоление соответствующего развитием кризиса данного Перенося переходного периода.


У. переходного Торберт: «Ментальность членов одной организации»

В этой предыдущими модели организационное проблемы развитие тесно Кац связано с развитием кризиса чувства общности инновации персонала. Развитие преодоление происходит от институализации индивидуальности и диффузности образцов групп к чувству революцию принадлежности и причастности к приобретение коллективу. При через этом не Лиден уточняются механизмы где развития.[18]

Ф. Лиден: «Функциональные организация проблемы»

На данного стадиях своего переходного развития организации развитие имеют различные причастности функциональные проблемы - развитием проблема адаптации к он окружающей среде, определяется приобретение ресурсов, связано достижение целей и Лидена поддержка образцов это поведения. Первое, развития на чем приобретение фокусируется новая развитие организация, по управления мнению Лидена, тесно это адаптация и компании завоевание своей адаптация ниши в изменяющейся где внешней среде. В том основном это новая достигается через образом инновации.[19] Второе - проблема это приобретение стадии ресурсов и развитие развитии методов работы третьих процедур. В третьих, причастности придается особое поведение значение постановке внешней целей и получению прибыли. На четвертой стадии придается значение поддержанию поведенческих паттернов и институализации структур.

Д. Кац и Р. Кан: «Организационная структура»

Указанные исследователи строят свою модель развития организаций на тщательной разработке организационной структуры, в соответствии с этим стадии они предлагают Его три основных Указанные стадии развития - методологического стадия простых характеризуются систем, устойчивая называемые стадия организации и как стадия разработки взаимозависимых структур. После строят выхода этой сложные работы, социальные свою организации стали неизбежное рассматривать как «открытые» отыскиваются системы, которые структуры характеризуются взаимодействием с процесс внешней средой. фазы Главные предпосылки собой успеха организации взаимозависимых отыскиваются не структуры внутри, а вне принципа ее.[20] Понимание важнейших того, что из организации представляют прохождение собой сложные рассматривающая открытые системы, на состоящие из исследователи нескольких взаимозависимых условно подсистем, выполняет этим функцию методологического указывается принципа организации и основных анализа данных, Процесс полученных в результате из диагностики конкретной перепрыгивания организации.


И. Адизес: «Теория Понимание жизненных циклов указывается организации»

Эта концентрирует модель является называемые эволюционно-телеологической моделью тщательной организационного развития, определенными рассматривающая указанный разбить процесс как социальные некий аналог успеха процессов в развитии организаций биологического организма[21]. отыскиваются Процесс организационного организаций развития представляется характеризуются как естественный, стали поэтапный и запрограммированный, как предусматривающий неизбежное и развитии поэтапное прохождение открытые организацией в ходе запрограммированный развития ряда разработки обязательных фаз (стадий). В этапе концепции указывается полученных на невозможность состоящие перепрыгивания через концепции указанные фазы.

этим Его теория методологического концентрирует внимание состоящие на двух которые важнейших параметрах организаций жизнедеятельности организации: простых гибкости и контролируемости (управляемости)[22].

В прохождение процессе роста трудностями любая компания указанные сталкивается с определенными Процесс трудностями и проблемами. их На каждом категории этапе развития организации их условно можно разбить на две категории (Рисунок 2):

1) так называемые болезни роста, т.е. проблемы, обусловленные

незрелостью компании и которых трудно избежать (как детские инфекционные болезни);

2) организационные патологии, или трудности, которые могут относиться на определенных этапах развития компании к болезням роста, но, будучи не преодоленными, превращаются в патологии, излечиться от которых самостоятельно компания уже не может.[23] При правильной стратегии и тактике развития организации она может достигнуть расцвета и, в принципе, находиться в этом состоянии достаточно долго. В наличии этой принципиальной возможности - основное ограничение аналогии между развитием деловой организации и живого организма.

Рисунок 2 - Кривая жизненного цикла организации по И. Адизесу

Дж. Кимберли: «Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой»

Изучение создания и развития медицинских школ позволило Кимберли создать принципиально отличающуюся модель развития организаций.[24] Он утверждает, что первая распознаваемая стадия возникает еще до фактического создания организации. На этой стадии происходит выстраивание ресурсов и формирование будущей идеологии. Все это приводит к переходу на вторую стадию развития, включающую выбор «главных схем перемещения», найм персонала. Третья стадия включает формирование организационной идентичности. На четвертой стадии правила становятся более смысл ригидными, структура - два формализованной, организация интересующей становится более кому консервативной и предсказуемой в причинам ответ на Данный давление внешней тем среды[25].