Файл: Выбор стиля руководства в организации (ООО «Золотой луч»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Для курсовой работы по предмету Теория менеджмента мною была выбрана тема "Выбор стиля руководства в организации". Актуальность данной темы сложно переоценить, ведь во многом именно выбранный стиль руководства оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности всей организации. Неоднократно на практике было доказано, что сильный руководитель, сумев выбрать наиболее верный стиль руководства, не просто выводит коллектив из "спячки", но и значительно повышает их показатели эффективности.

Выбрать стиль руководства, который будем максимально эффективен для организации не так просто, как может показаться на первый взгляд. Сделать это можно лишь тщательно проанализировав текущую ситуацию в организации и собрать наиболее полную информацию о подчиненных, которыми предстоит руководить. Ошибка руководителя в этом вопросе может привести к крайне неудачному исходу, что окажет непосредственное влияние на всю организацию в целом во всех её сферах.

В этой курсовой работе мы постараемся внимательно рассмотреть и изучить структуру стиля управления организации. Также обратим внимание на основные типы управления: авторитарный, демократический и либеральный, разберем плюсы и минусы каждого из них.

В качестве примера для анализа мы возьмем ООО "Золотой луч". На её примере мы рассмотрим основные характеристики организации, постараемся максимально четко определить выбранный стиль руководства и дадим рекомендации, как улучшить внутренние показатели эффективности, а также наладить отношения между начальством и его подчиненными.

Объект – общество с ограниченной ответственностью "Золотой луч".

Предмет исследования – стиль руководства, выбранный в организации.

Цель работы – определить стиль руководства организации, при котором работа организации ООО "Золотой луч" будет наиболее эффективна.

Задачи:

  1. Рассмотреть основные составляющие менеджмента.
  2. Максимально точно охарактеризовать выбранный объект исследования.
  3. Провести анализ стиля руководства, выбранный в организации.
  4. Предложить рекомендации для совершенствования выбранного стиля руководства, которые могли бы улучшить основные показатели эффективности организации.

Структурно моя курсовая работа будет состоять из введения, трех глав, раскрывающих тему курсовой работы, заключения и списка использованной литературы.


1. Формирование стиля руководства в организации: теоретические основы

1.1 Стиль руководства: понятие и факторы его формирования

Чтобы быть наиболее эффективным управленцем, руководителю (менеджеру) крайне важно иметь полное представление о стилях лидерства и управления, применяемых в современных организациях.

Необходимо также быть в курсе всех тонкостей и нюансов формирования и нормального функционирования не только формальной части организации, но и неформальной (социально-психологической) структуры рабочего коллектива, которые напрямую зависят от от руководителей разного уровня масштаба.

Руководителем является официальное лицо, наделенное определенными полномочиями в организации деятельности группы.

Стиль руководства – «Устойчивая система средств, методов и форм воздействия руководителя с коллективом организации направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными субъективными факторами протекания управленческого процесса» [7, с. 465], иными словами, это модель поведения руководителя во взаимоотношении со своими подчиненными ради выполнения поставленных задач. Стиль руководства зависит от специфики конкретных черт личности, на основе которых и принимает решения.

Лидер – этот человек, который играет наиважнейшую роль в системе межличностных отношений.

Лидерство – доминирование одних членов группы над другими [19].

Лидерство – это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство – это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как правовой процесс [19].

У руководства и лидерства есть несколько принципиальных различий:

  1. В то время как руководством контролируется официальные отношения,

лидер обращает внимание на межличностные отношения внутри группы.

  1. Руководство является направленным процессом и контролируется,

лидерство же появляется стихийно.

  1. Руководство само по себе достаточно стабильно, лидера же выбирает

настроение группы.

  1. Лидерство куда меньше контролируется конкретными санкциями.
  2. Руководитель принимает решение вне зависимости от настроения

группы, а лидер основывается на деятельности группы.

  1. Деятельность руководства значительно шире, лидера же

ограничивается группой.

Как правило, выделяется несколько основных факторов, на основе которых и можно охарактеризовать стиль руководства [5, с. 232-233]:

1) Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;

2) Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;

3) Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.п. [5, с. 233-234].

Получается, что каждая отдельная организация – это абсолютно уникальное сочетание людей, поставленных целей и задач. Каждый управленец – это ни на кого не похожий человек со своими склонностями и способностями. Каждый из них создает свой собственный стиль управления, который и использует на деле.

1.2 Классификация стилей руководства

Все классификация стилей основаны на поведенческом подходе. Согласно этому подходу, эффективность зависит даже не от личных качеств управленца, а скорее его стилем поведения в своем отношении к подчиненным. Немецким ученым Куртом Левином (1890-1947 гг) был проведен ряд экспериментов – на их основе в последствии было выделено три основных стиля управления.

  1. Авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
  2. Демократический (или коллегиальный);
  3. Попустительский или либерально-анархический, или нейтральный) [10, с. 109].

Авторитарный стиль управления

Авторитарный стиль управления можно охарактеризоваться излишним сосредоточение власти руководителя, свойственна неограниченность.

Руководство самостоятельно принимает решение, не позволяя посторонним проявить какую бы то ни было активность. Такой руководитель отличается резкостью и категоричностью в своих решениях, не спрашивает советов.


Особенности стиля заключаются в следующих чертах:

  • управленец чаще приказывает, распоряжается, угрожает. Его не

заботят интересы подчиненных;

  • говорит он, как правило, четко, создает впечатление неприветливого и

резкого, порой даже нетактичного и грубого человека;

  • рабочая цель превыше интересов коллектива;
  • нередки догматизм и достаточно стереотипные решение.

Недостатки авторитарного стиля управления:

  • большая вероятность принять неверное решение;
  • подобным поведением, управленец подавляет творческие задатки у

своих подчиненных, лишая организацию возможности скорых нововведений, сотрудники же становятся менее активными;

  • работники не удовлетворены свой работой и ролью в коллективе;
  • в коллективе складывается напряженная и даже враждебная атмосфера.


Подобный стиль управления считается эффективным лишь в крайнем случае, когда необходимы суровые меры.

Демократический стиль управления

Когда речь идет о демократическом стиле управления, важно понимать, что такой руководитель будет стремиться разрешить все вопросы совместно, при этом систематически ставя в курс дела подчиненных.

Руководитель отличается вежливостью и общей доброжелательностью – ему доверяют, и он доверяет в ответ. Он достаточно требователен, но при этом принимает справедливые решения.

Такой стиль управления организации считается одним из наиболее эффективным, поскольку дает возможность принимать верные решения, показывает высокую результативность труда, поощряет инициативу сотрудников и благоприятный климат внутри коллектива. Основан такой стиль на доверительном взаимодействии и полном взаимопонимании. Управленец здесь – такой же член группы, при этом он может меняться в процессе в зависимости от поставленных целей.

Демократический стиль, как правило, может быть двух разных видов:

  • Партисипативный или совещательный стиль – подразумевает общее

решение возникающих проблем, руководитель советуется с коллегами, спокойно воспринимает и принимает критику, несет ответственность за свои решения и не винит подчиненных [7, с. 496];

  • Консультативный или участвующий стиль руководства предполагает

максимальное вовлечение коллектива сотрудников в принятие решений и контроль за их использование. Полное доверие своим работникам. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов коллектива. Ответственность за неудачи в работе руководитель разделяет со своими подчиненными [15, с. 307].


Либеральный стиль руководства

Главное отличие либерального стиля управления заключается в том,

что руководитель не поступает лишь по собственной инициативе, при этом ответственность за рискованные решения разделяется между всем коллективом. Работники получают максимальную свободу, они самостоятельны.

Руководители, которым свойственен либеральный стиль управления,

как правило, люди не слишком решительные, довольно добродушные, избегающие ссор и конфликтных ситуаций. Но нередко, такие лидеры оказываются достаточно творческими личностями, которые настолько погружены в свои интересы, что всячески лишены организаторского таланта.

Руководитель влияет на подчиненных, пытаясь их уговорить и упросить.

1.3 Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией

По словам Ф. Тейлора, «управлять - это значит знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом» [7, с. 498].

Напрасно полагать, что выбор стиль руководства, которые удовлетворил бы каждому члену коллектива – это достаточно простое задание для управленца. Как правило, это происходит постепенно, опираясь на внутренние ощущения до тех пор, пока не будет найдена наиболее оптимальная схема взаимодействия с подчиненными для достижения максимальной эффективности внутри коллектива [6, с. 196].

Огромное влияние на формирование выбранного стиля руководства оказывает и уровень иерархии, конкретный тип деятельности и особенно определенные ситуации.

На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом - в других) [22].

Руководитель может контролировать ситуацию с помощью трех основных переменных.

  1. Взаимоотношения руководителя и подчиненных. Переменная в таком

случае отражает степень поддержки, уважения и доверия к руководству.

  1. Структурированность работы – показывать уровень систематизации

задач, которые необходимо решить группе. Измерить её помогают:

  • Ясна ли цель. Показывает, насколько четко объяснена задача,

которую необходимо решить.