Файл: Налоговый учет по акцизу (Развитие акцизного налогообложения в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— для собственных нужд;

— в уставный капитал и т. п.;

— участнику при выходе из общества;

— на переработку на давальческой основе.

3) ввоз подакцизных товаров в страну;

4) получение отдельных видов подакцизных товаров, в том числе: денатурированного этилового спирта; прямогонного бензина; бензола, параксилола или ортоксилола; авиационного керосина.

Не признаются как подакцизные товары:

— лекарственные препараты, которые прошли госрегистрацию и были внесены в соответствующий реестр медикаментов.

К ним относят средства, гомеопатические в том числе, которые изготавливаются аптечными предприятиями по рецептам и требованиям медучреждений, расфасованные в емкости в соответствии с предписаниями нормативных документов, согласованных уполномоченным исполнительным федеральным органом[15].

— ветеринарные препараты, внесенные в госреестр, разработанные для применения на территории России в животноводстве. Они должны быть разлиты в емкости объемом не больше 100 мл.

— парфюмерно-косметическая продукция объемом не более 100 мл и содержанием спирта до 80% включительно, или до 90% при наличии пульверизатора на флаконе, или разлитая в емкости до 3 мл.

— отходы, предназначенные для последующего использования в технических целях или подлежащие переработке, образующиеся при изготовлении этилового спирта из водок, пищевого сырья, ликероводочных изделий и соответствующие нормативным документам, утвержденным федеральным исполнительным органом.

— пивное, фруктовое, виноградное сусло, виноматериалы.

Налоговая ставка акцизов устанавливается государством и отражена в ст. 193 НК РФ.

Рисунок 4. Виды налоговых ставок акцизов

Специфические (твердые) представляют собой фиксированную сумму за единицу измерения. Именно специфические ставки утверждены для всех подакцизных товаров кроме сигарет и папирос. Например, для шампанских вин в 2019 году в общем случае действует ставка в размере 36 руб. за один литр.

Адвалорные ставки установлены в виде процента от стоимости товара. В настоящее время такой вид ставок не применяется[16].

Комбинированные (смешанные) ставки имеют две составляющие: специфическую и адвалорную. Смешанные ставки утверждены для сигарет и папирос. В частности, по папиросам в 2019 году акциз рассчитывается по ставке 1 890 руб. за одну тысячу штук плюс 14,5 процентов расчетной стоимости (но не менее 2 568 руб. за одну тысячу штук).


Значения акцизных ставок ежегодно пересматриваются. Сейчас установлены ставки на 2019, 2020 и 2021 годы.

В 2017 году новым п. 9 ст. 194 НК РФ введен также повышающий коэффициент Т к специфической ставке акциза на сигареты, и (или) папиросы, и (или) сигариллы, и (или) биди, и (или) кретек[17]. Он применяется при реализации этой продукции в сентябре - декабре в объемах, превышающих среднемесячный объем реализации за прошлый календарный год. Это сделано для равномерного поступления акцизов от продажи в течение года, поскольку обычно пик реализации такой продукции приходится на конец налогового периода.

Федеральным законом № 254-ФЗ предусмотрена индексация специфических ставок акцизов на отдельные подакцизные товары. Планируются также другие изменения налогового и бюджетного законодательства, изменяющие ставки акцизов и нормативы их распределения между бюджетами бюджетной системы.

В части табачной продукции предусмотрены:

— установление с 1 июля 2018 года специфической ставки акциза на сигареты и папиросы в размере 1 718 рублей за 1000 штук, с 1 января 2020 года - 1 966 рублей за 1000 штук;

— установление минимальной специфической ставки на сигареты и папиросы с 1 июля 2018 года в размере 2 335 рублей за 1000 штук и с 1 января 2020 года в размере 2 671 рублей за 1000 штук;

— c l января 2020 года установление ставки на табак трубочный в размере 3 172 рублей за 1 килограмм;

— с 1 января 2020 года установление специфической ставки на сигары в размере 215 рублей за 1 шт.;

— с 1 января 2020 года установление специфической ставки на сигариллы в размере 3 055 рублей за 1000 штук.

В части алкогольной продукции предусмотрены[18]:

— с 1 января 2020 года установление специфической ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов в размере 544 рубля за 1 литр;

— с 1 января 2020 года установление ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно в размере 435 рублей за 1 литр;

— на вина (за исключением вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и игристых вин (шампанских) с 1 января 2020 года устанавливается ставка акциза в размере 19 рублей за 1 литр;

— на спирт этиловый из всех видов сырья с 1 января 2020 года устанавливается ставка в размере 111 рублей за 1 литр безводного этилового спирта;

В части легковых автомобилей предусмотрены[19]:


— индексация с 1 января 2020 года ставки акцизов на автомобили легковые: с мощностью двигателя свыше 67,5 КВт (90 л.с) и до 112,5 КВт (150 л.с) в размере 49 рублей за 1 л.с., с мощностью двигателя свыше 112,5 КВт (150 л.с) - 472 рублей за 1 л.с.;

— введение с 2018 года дифференцированной шкалы акцизов на легковые автомобили мощностью свыше 200 л.с.: в размере 897 рублей за 1 л.с. для автомобилей мощностью от 200 до 300 л.с., 925 рублей за 1 л.с. для автомобилей мощностью от 300 до 400 л.с., 965 рублей за 1 л.с. для автомобилей мощностью от 400 до 500 л.с., 1084 рубля за 1 л.с. для автомобилей мощностью свыше 500 л.с.

В части нефтепродуктов планируется[20]:

— с 1 января 2020 года ставку акциза на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5 установить в размере 13 624 рубля за 1 тонну; на автомобильный бензин класса 5 в размере 11 395 рублей за 1 тонну; на дизельное топливо - 7 649 рублей за 1 тонну; на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 5 616 рублей за 1 тонну;

— ставку акциза на средние дистилляты с 1 января 2020 установить в размере 8 773 рубля за 1 тонну;

— c l января 2018 года увеличены ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо на 50 копеек в расчете на 1 литр, а с 1 июля 2018 года - дополнительно увеличить на 50 копеек в расчете на 1 литр при одновременном изменении норматива зачисления акцизов на нефтепродукты с целью направления в субъекты Российской Федерации дополнительных доходов, эквивалентных стоимости 1 рубля с каждого литра дизельного топлива. При этом, норматив распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет составит на 2018 год 42,94%, на 2019-2020 годы - 41,86% и 41,80% соответственно;

— планируется уточнение определения средних дистиллятов для целей налогообложения с одновременным зачислением акцизов на средние дистилляты по нормативу 50% в федеральный бюджет (в настоящее время действует норматив 100% в бюджеты субъектов Российской Федерации).

2.2. Особенности формирования налоговой базы и уплаты акцизов

С объектом налогообложения тесно связана налоговая база, которой в соответствии с определением, закрепленным в ст. 53 НК РФ, признается физическая, стоимостная, либо иная характеристика объекта обложения. Налоговую базу считают основой налога, потому что она является величиной, к которой применяется налоговая ставка и по которой исчисляется сумма налога. Характерной чертой налогообложения акцизами является то, что налоговая обязанность по их уплате возникает при обороте различной подакцизной продукции, поэтому при акцизном налогообложении фактически невозможно определить единую налоговую базу как элемент правового механизма акциза в целом. Налоговая база устанавливается отдельно по каждой разновидности товара, облагаемого акцизами. Законодатель обращает на это внимание, фактически начиная с данного положения, регулирование налоговой базы в ст. 187 НК РФ[21].


Налоговая база при реализации произведенных, а также полученных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда;

4) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.

Что касается способов определения налоговой базы при акцизном налогообложении, представляется нецелесообразным выделять такое же количество способов, сколько существует разновидностей товаров, облагаемых акцизами[22]. Поэтому налоговая база при налогообложении акцизами определяется в зависимости от вида налоговой ставки, при этом она будет исчисляться или в натуральном, или в стоимостном выражении.


Стоимостные характеристики налоговой базы применяются при исчислении ее в случае использования процентных или адвалорных налоговых ставок акцизов. Количественные характеристики, отражающие объем реализации в натуральном выражении, используются в случае установления специфических или твердых налоговых ставок, которые предполагают исчисление акцизного платежа в абсолютной сумме на единицу измерения.

В отношении такой подакцизной продукции как папиросы и сигареты, для которой предусмотрены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой и адвалорной ставок налога, налоговая база определяется как объем реализованной подакцизной продукции в натуральном выражении и как ее расчетная стоимость, которая исчисляется, основываясь на максимальных розничных ценах. Порядок определения расчетной стоимости установлен ст. 187.1 НК РФ, появившейся-в налоговом законодательстве в 2007 году в связи с изменением порядка расчета налоговых ставок на такие табачные изделия[23].

Также НК РФ предусматривает исчисление налоговой базы исходя из учета стоимостных характеристик по товарам, облагаемым акцизами и реализуемым на безвозмездной основе, в случае осуществления с ними товарообменных (бартерных) операций. Кроме того, это касается и операций по передаче товаров, облагаемых акцизами, при натуральной оплате труда, также по передаче таких товаров в соответствии с соглашением о предоставлении новации или отступного.

Налоговая база по операциям с такими подакцизными товарами как авиационный керосин, бензол, ортоксилол и параксилол определяется как полученный объем этих товаров в натуральном выражении. Аналогичным образом определяется налоговая база по операциям со средними дистиллятами. А по операциям с природным газом налоговая база определяется как стоимость реализованного природного газа, исключая таможенные платежи и расходы на его транспортировку за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Однако, в некоторых случаях оборот по реализации подакцизной продукции даже одного вида нельзя представить, как единый целостный процесс. Он требует применения различных ставок налога, обусловливающие использование натуральных либо стоимостных характеристик при исчислении налоговой базы. В таких случаях налоговая база исчисляется определяется применительно к каждой ставке налога. В случае, если налогоплательщик не ведет раздельного учета, то по всем операциям с подакцизной продукцией определяется единая база налогообложения. В налоговом законодательстве есть и отдельные варианты корректировки налоговой базы, в частности, в случае «увеличения налоговой базы на суммы, которые были получены за реализованную подакцизную продукцию, в случае проверки правильности применения цен и так далее.