Файл: Налоговый учет по акцизу (Развитие акцизного налогообложения в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Для проведения эффективной государственной налоговой политики важен четкий налоговой учет, что влечет за собой необходимость урегулирования налоговым правом данной правовой категории. Возникновение налогового учета обусловлено фискальными целями, трудностью контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками, что вызвало становление и развитие данного вида учета в целях налогового контроля.

Косвенные налоги, имеющие высокую аккумулирующую способность, занимают особое место в налоговой системе, оказывая регулирующее воздействие на социально-экономическое развитие экономики.

Вместе с тем, российский опыт в области косвенного налогообложения свидетельствует о наметившемся отставании теоретических разработок от практической реализации проблем налогообложения. Имеют место противоречия и нерешенные вопросы в области косвенного налогообложения, а также и акцизного налогообложения, что требует внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.

Усиление функциональной роли косвенных налогов в регулировании социально- экономических процессов приводит к необходимости переосмысления и уточнения их сущностного содержания и выполняемых функций. Проблема акцизного налогообложения замыкается на решении вопросов соответствия его экономического содержания социальному назначению, а также выявления особой роли акцизов в системе косвенного налогообложения.

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации заложило фундаментальную основу правового регулирования налоговых отношений в России. В настоящее время главой 22 НК РФ; определены основные элементы налогообложения акцизами - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. В соответствии с положениями Налогового кодекса принят также ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам уплаты акцизов.

Однако ведение налогового учёта по акцизам имеет свои особенности и может вызывать трудности на практике, что определяет необходимость его углублённого рассмотрения. Соответственно, выбранную тему курсовой работы можно признать актуальной.

Целью работы будет выступать изучение теоретических и практических аспектов налогового учёта по акцизам, исследование особенностей акцизов как вида косвенных налогов.


На основе данной цели можно выделить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты понятия и генезиса акцизного налогообложения в России.

2. Исследовать практические особенности налогового учёта по акцизам, в частности, определения налоговой базы.

Объектом работы выступает система акцизов, применяемая в Российской Федерации и их налоговый учёт.

Предметом работы выступают нормативные акты, регулирующие акцизы, теоретические исследования в данной сфере.

Теоретической основой работы выступают учебники и научные работы, посвящённые налоговому учёту акцизов. Особо хотелось бы выделить таких авторов как М.А. Гуляева, Е.С. Куранов, П.В. Седаев, В.С. Шевляков и др.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, состоящих из 4 параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Теоретические аспекты и развитие акцизного налогообложения в России

1.1. Экономическое содержание и регулирующая роль акцизов: сущность и функции

Акцизы являются федеральным косвенным налогом, включаемым в стоимость подакцизных товаров и оплачиваемым покупателями подакцизных товаров, регулируются НК РФ (главой 22 «Акцизы») и обязательны к применению на всей территории Российской Федерации.

Акцизы относятся к группе косвенных налогов, одним из отличительных признаков которых является регулирование потребления тех или иных видов товаров. Акцизом называют косвенный налог, который устанавливается на некоторые товары массового потребления. Это специфическая особенность данного налога, которая отличает его от других. Акциз включён в цену товара и оплачивается конечным потребителем[1].

Этот налог взимается с юридических лиц и ИП не только при реализации товаров в РФ, но и перемещении товаров или любого вида сырья через границу Его размер может достигать 1/2, а по некоторым товарам даже 2/3 их стоимости.

Акцизное налогообложение, как и налогообложение любыми косвенными налогами, имеет очень важное значение для нашего государства. Акцизы приносят существенный доход в государственный бюджет; это один из наиболее стабильных и надежных источников пополнения бюджета страны с рыночной формой экономики.


Особенностью акциза: как косвенного налога, является то, что он может обеспечивать возрастание дохода государства только за счет увеличения численности населения, роста благосостояния людей, а не только за счет увеличения ставок налогообложения.

Косвенные налоги позволяют облагать налогами доходы все слои населения посредством акцизов и пошлин.

Данный налог уплачивается работниками, прибывшими из-за рубежа, которые находятся в стране временно, не являются резидентами, не могут облагаться прямыми налогами.

Кроме того, государство регулирует с помощью акцизов развитие структуры народного потребления, с помощью повышения ставок уменьшается потребление того или иного продукта.

Косвенные налоги имеют и политическое значение: ввиду того, что данный налог «скрыт» в цене подакцизного товара, потребитель не осознает факт уплаты налога и не может проконтролировать соразмерность сумм налога[2].

Основной нормативный акт, регулирующий правовое обеспечение уплаты акциза, является часть 2 НК РФ, раздел 8 «Федеральные налоги», глава 22 «Акцизы».

Чтобы разобраться, к какому виду налогов относятся акцизы, воспользуемся схемой (рисунок 1).

Акцизы относятся к налогам группы «федеральные налоги» и по отдельным объектам налогообложения и подакцизным товарам подлежат зачислению:

— полностью в бюджет РФ (по автомобилям, табаку, спирту этиловому и др.); частично в бюджет РФ и бюджеты субъектов (моторные масла, автомобильный бензин и др.);

— полностью в бюджет субъектов РФ (на топливо печное бытовое, алкоголь крепостью менее 9% и др.).

Признаки классификации акцизов (рисунок 2): принадлежность к уровню власти; принадлежность к субъектам уплаты; характер использования; способ изъятия; способ обложения; полнота прав пользования налоговыми поступлениями.

Рисунок 1. Система налогов и сборов РФ (ст. 12-15 НК РФ)

Рисунок 2. Классификационные признаки акциза

Существует механизм, при помощи которого происходит определение суммы акциза и его уплаты, когда проводится операция с товаром подакцизной номенклатуры, включая этот налоговый сбор в стоимость продукции[3].

Иными словами, каждый субъект, принимающий участие в операциях с подакцизной продукцией, делает расчет косвенного налога, который надо заплатить в бюджет, когда продукция реализуется от производителя продавцу, эту функцию он ему передает. Конечный потребитель акцизного товара (покупатель) несет всю тяжесть акцизного сбора. Специалисты утверждают, что, таким образом влияя на стоимость продукции, можно регулировать ее потребление покупателем.


Недостатком акцизного налога является то, что им могут облагаться лишь некоторые категории товаров и услуг. Невозможно их установить на самые распространённые категории продуктов, на товары первой необходимости, потому что это поставит под удар благосостояние малоимущих слоёв населения. В список товаров, облагаемых подакцизным налогом, входят обычно «социально опасные» продукты, предметы роскоши, некоторые разновидности минерального сырья и продукты их переработки.

Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей[4].

В основном в практике развитых стран основной является регулирующая функция акцизов. Это связано с тем, что при налогообложении основное внимание уделяется налогам с дохода, поскольку они подразумевают большую социальную справедливость. Акцизы, относящиеся к косвенным налогам, имеют регрессивный характер, следовательно, широко их применять нецелесообразно.

На сегодняшний день акцизы основной функцией акцизов является фискальная. Она заключается в стремлении властей при помощи различных категорий акцизов в первую очередь пополнять бюджет, а не регулировать производство и потребление той или иной продукции.

К примеру, акцизы на бензин имеют сугубо фискальную направленность. При этом, рост цен на бензин в значительной мере оказывает влияние на увеличение издержек практически любого производства. Таким образом, увеличиваются затраты на производство и реализацию продукции, и, как следствие, совокупному снижению конкурентоспособности экономики страны.

Регулирующая функция акцизов больше всего проявляется в области оборота алкогольной продукции. В данном случае введенные акцизы дают возможность не только пополнить бюджет, но и снизить количество потребляемого алкоголя, а также улучшить качество реализуемых товаров.

Акциз для государства является неким поставщиком сверхприбыли от производства продукции массового потребления, другими словами, популярных товаров среди населения. Результатом взимания этого налога с лиц, имеющих доход выше среднего, является перераспределение доходов, следовательно, акцизы могут выступать, как инструмент прогрессивного налогообложения.

Потребительский спрос, государственная политика в сфере установления налоговых платежей во многом формируют стоимость товара. Рост налогов в конечном итоге приводит к росту цен. Акцизы представляют собой весьма нестабильный вид налогов, подверженный постоянным модификациям, что становится причиной роста цен на некоторые виды продукции[5].


Акцизы являются частью косвенного налогообложения. Сумма удерживаемого налога включена в стоимость подакцизного товара. Стоимость этого налога в полном размере погашается покупателем товара. Алкогольная и табачная продукция, бензин и дизельное топливо являются подакцизными товарами. Ставки налога одинаковы для всей территории Российской Федерации. Акцизы могут меняться путем издания правительством страны соответствующего постановления. Согласно положениям Налогового Кодекса сумма акцизов должна перечисляться в бюджет каждый календарный месяц. Индексация ставок в России происходит постоянно, результатом чего является стабильный рост цен подакцизных товаров.

Можно отметить тот факт, что взимание акцизов с импортируемой продукции по ставкам, превышающим те, которыми облагаются схожие товары местного производства, мировая торговая практика не допускает.

Устранение препятствий развития международного разделения труда и мировой торговли, связанные с двойным налогообложением, является основной задачей пограничного налогового регулирования. Именно поэтому, право на взимание косвенных налогов исключительно принадлежит стране, импортирующей товар. В этой стране производства товара он освобождается от уплаты такого налога. Данный тип акцизов относится к пограничным уравнительным налогам, но их следует отличать от таможенных пошлин.

Так же можно отметить, что акцизы на табачную и алкогольную продукцию может косвенно стимулировать антиалкогольную и антитабачную программу, в первую очередь ее ценовую политику, направленную на уменьшение спроса данной продукции.

Отличие акциза от НДС[6]:

— устойчивая ставка (кроме акциза на сигареты).

— узкий круг облагаемых товаров, так как услуги и работы не подпадают под этот налог.

— взимается на конечной ступени производства товара, в то время как НДС оплачивается на всех стадиях создания продукции.

В заключении, исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что акцизы — сильные провокаторы, роста цен на продукцию массового потребления. Нельзя не отметить, что данное налогообложение носит неопределенный характер, так как этим налогом облагаются как обеспеченные, так и бедные слои населения. В настоящее время акцизы нельзя назвать положительным регулятором социальных отношений, ведь именно они становятся причиной еще большего увеличения разрыва между состоятельными и беднейшими людьми. Именно поэтому косвенные налоги оказывают сильнейший сдерживающий эффект на экономику, что слишком опасно в условиях кризиса.