Файл: Налоговый учет по акцизу (Развитие акцизного налогообложения в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В данный период времени акцизы выполняют фискальную функцию, что выражается в стремлении властей пополнить бюджет за счет введения акцизов. Тем не менее, регулирующее воздействие этого налога проявляется довольно активно, особенно в сфере оборота алкогольной продукции.

Спорным моментом все же остаются величины ставок акцизов и способы индексирования величины специфических ставок.

Акцизы являются своеобразными рычагами влияния государства на экономические процессы и явления, имеющие место в обществе. Одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации и пополнения федерального и регионального бюджетов является совершенствование налогообложения в сфере акцизов.

1.2. Развитие акцизного налогообложения в России

Акциз — это один из видов косвенного налога, которым облагаются отдельные виды продукции. Акцизы включаются в стоимость подакцизного товара, тем самым увеличивая ее.

Как отмечают экономисты и историки, акцизы являются исторически наиболее ранними и значимыми налогами из всех косвенных налогов. Например, правителями Римской империи данный налог применялся как один из основных источников пополнения государственной казны.

При изучении истории налогообложения обращает на себя внимание тот факт, что повышение доходов государственного бюджета в целом и доли доходов от косвенных налогов в структуре бюджета ь частности связано с зарождением основ будущей акцизной системы налогообложения.

Речь идет о появлении в XVII веке регалий - монопольного права государства на производство или реализацию продукции, которое первоначально реализовывалось через систему откупов. Именно регалии считаются базой акцизной системы налогообложения. Товары, которые были отнесены к числу государственных регалий в XVII веке, и сегодня являются подакцизными, это алкоголь, табак, пушнина, драгоценные металлы и т.д.[7]

Переход к акцизной системе налогообложения произошел в 1835-1839 гг. Взамен винной регалии (винный откуп) вводится акциз на пиво, брагу и медовый квас. Введение акцизной системы повлекло за собой предоставление свободы при производстве и торговле спиртными напитками, а также установление государственного контроля над этими процессами. В 1839 г. вводят акциз на нюхательный и курительный табак, в 1848 г. - акциз на сахар, в 1849 г. - акциз на спички.


В дальнейшем вводятся акцизы на дрожжи, медоварение, продукты из нефти и т.д. Реформирование акцизной системы продолжается и во второй половине XIX века. С 1863 г. до 90-х годов XIX века периодически меняется практика взимания акциза на алкогольную продукцию. Заканчиваются преобразования в данной сфере введением государственной винной монополии. За 30 лет доходы бюджета от этого источника выросли в 2,5 раза. Акцизная система налогообложения в целом способствовала росту доходов бюджета и повышению роли косвенных налогов в его структуре[8].

В царской России в 1901 г. акцизы занимали большую в составе косвенных налогов государства.

Важная роль акцизов всегда наблюдалась в России. В первую очередь ими облагалась алкогольная продукция, которая в России всегда являлась достаточно привлекательным источником дохода.

Со временем вид подакцизной продукции и ставка налога изменялись. В истории обложения акцизным налогом встречалась такая продукция как соль, табак, алкогольная продукция, нефтепродукты и сахар. Суммы поступлений в бюджет в виде акцизных налогов были весомыми. Наибольший рост наблюдался во второй половине XIX века.

Косвенное налогообложение обсуждалось еще несколько веков назад. В XVIII веке английские экономисты писали о нецелесообразности косвенного налогообложения и переходе на прямое налогообложение. В России налаживание финансовой системы наступило в период новой экономической политики (НЭП), в этот период были сняты запреты на торговлю и на местный кустарный промысел.

В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый, собственно, с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами.

В конце XIX - начале XX в. Объектами акцизного обложения были:

— свеклосахарное производство;

— крепкие напитки;

— табак;

— осветительные нефтяные масла;

— зажигательные спички.

До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли.

Причитающийся акциз вносился в казначейства в три срока (1 июня, 1 сентября, 1 декабря) по третям. На оставшуюся недоимку начислялась пеня за каждый месяц по 2%. Акциз за вывезенный за границу сахар возвращался[9].


Акциз с крепких напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861 г. По этому уставу сбор с крепких напитков состоял из: патентного сбора с фабрик и торговых помещений, и акциза, которым были обложены:

— спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы и других припасов;

— спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов;

— портер, вино всех родов и мед;

— брага, приготовляемая на особо устроенных заводах.

Не подлежали обложению:

— спирт и вино, вывозимые за границу;

— виноградное вино, уксус и медовый квас;

— осветительный спирт;

— еврейское изюмное (розенковое) вино.

Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу[10].

В 1917 году был введен первый акциз. Его действие началось в 1921 году, облагались виноградные вина крепостью до 14% (затем крепость облагаемых налогом вин была повышена до 20%).

Также в 1921 году стали облагаться акцизами табачные изделия, папиросная бумага, гильзы и зажигательные спички.

В дальнейшем система акцизного обложения постепенно расширялась:

— законом от 3 февраля 1922 года облагались спирт, пиво, мед и прохладительные напитки;

— законом от 23 февраля 1922 года облагалась соль.

Нефтепродукты стали облагаться акцизами 9 марта 1922 года.

Также в 1922 году законом от 21 апреля введен акциз на свекловичный и крахмальный сахар, а также на восковые свечи; в законе от 4 мая акцизами облагаются чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе.

Чтобы обеспечить наибольшую полноту сбора акцизных налогов во второй половине XIX века в России формировались акцизные управления[11]. Сначала основной их задачей была организация питейного акциза. Впоследствии данные управления собирали акцизный налог и по другим видам продукции. Ликвидация акцизных управлений произошла после Октябрьской революции 1917 г. В 1920 году акцизы были отменены.

В советский период вышеперечисленные налоги создали наиболее активный период развития косвенного налогообложения. Исходя из этого акцизы в 20-е годы занимали большое место в пополнении государственного бюджета. В период финансовой реформы 1930-1932 гг. акцизы были снова ликвидированы.

Вновь акцизный налог был введен в России с 1 января 1992 г. В настоящее время акцизы являются вторым по величине косвенным налогом после НДС.

Начиная с 1 января 2001 г. взимание акцизов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с главой 22 Налогового кодекса РФ. Акцизы относятся к разряду регулирующих налогов, т.е. сумма акцизного налога распределяется в определенных пропорциях между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в зависимости от вида подакцизного товара (по некоторым подакцизным товарам налог целиком поступает в федеральный бюджет).


Подводя итог изложенному в главе, можно сделать следующие выводы. Акциз — это разновидность косвенного налога на отдельные виды товаров. Акцизы включаются в структуру цены подакцизной продукции, во многом определяя уровень цены конечной продукции.

Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В основном в практике развитых стран основной является регулирующая функция акцизов. Это связано с тем, что при налогообложении основное внимание уделяется налогам с дохода, поскольку они подразумевают большую социальную справедливость.

На сегодняшний день основной функцией акцизов является фискальная. Она заключается в стремлении властей при помощи различных категорий акцизов в первую очередь пополнять бюджет, а не регулировать производство и потребление той или иной продукции

Отсутствие оптимального баланса между двумя этими функциями акцизов предопределяет проблемы акцизного налогообложения. Стремление к ограничению потребления, например, алкоголя и табачной продукции, при одновременном стремлении нарастить налоговые поступления в бюджет приводит к необходимости регулярной индексации акцизов.

Глава 2. Особенности налогового учёта по акцизам в Российской Федерации

2.1. Характеристика основных элементов акцизов: налогоплательщики, объект, ставки

Плательщики акцизов - лица, которые работают с отдельными видами товаров, называемых подакцизными[12].

Перечень лиц, которые могут признаваться плательщиками акцизов, приведен в п. 1 ст. 179 НК РФ. К ним относятся (рисунок 3):

Рисунок 3. Налогоплательщики акциза

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщиками акцизов являются юридические липа, индивидуальные предприниматели (ИП), импортеры и экспортеры, которые совершают операции, облагаемые акцизами. На практике в роли плательщиков акцизов выступают производители, переработчики и импортеры подакцизной продукции. Перекупщики не платят акцизы.


Если компания является изготовителем, то акциз уплачивается: при продаже, при передаче товаров другим лицам (например, тому, кто предоставил сырье), при использовании для собственных нужд или переработке, или если это является вкладом в уставной капитал.

Необходимо отметить, что при перемещении товара в пределах организации — для производства неподакцизных товаров — также придется платить налог.

Объекты начисления акцизов (ст. 182 НК РФ) для разных групп товаров различаются: для алкогольной продукции плательщиком выступает организация, осуществляющая розлив продукции в потребительскую тару; для бензина — производитель[13].

Налогоплательщики акцизов имеют постоянный статус только в том случае, когда они регулярно совершают операции, облагаемые этим налогом. У остальных подобная обязанность может возникать от случая к случаю. Дело в том, что уплатить акциз любой из указанных выше субъектов должен только тогда, когда совершает какую-либо из операций, подпадающих под обложение акцизами, т.е. операцию с подакцизными товарами. Если такие обстоятельства не возникли, то это к налогоплательщикам акцизов субъекта не причисляют. Об этом прямо сказано в п. 2 ст. 179 НК РФ.

Подакцизные товары обычно обладают характерными чертами: спрос на них независимо от уровня дохода мало изменяется и существует всегда. Налоговым органам гораздо легче проследить за их объемом, чем полагаться на данные бухгалтерского учета предприятий.

К таким товаром относятся:

— табачные изделия и электронные сигареты (налог берется с единицы веса или партии); спирт и напитки, его содержащие (сумма акциза зависит от содержания спирта в объеме продукции);

— легковые авто (применяются адвалорные ставки); мотоциклы при мощности двигателя более 150 л.с.; металлы драгоценные, ювелирные изделия;

— природный газ (т.к. цены на него регулируются на законодательном уровне, на этот вид товара устанавливается специфическая ставка); горюче-смазочные материалы;

— бытовое печное топливо из дизельных фракций (акциз на него введен с 2013 г.).

Перечень операций, подлежащих обложению акцизом, содержится в ст. 182 НК РФ. Если говорить в общих чертах, то к ним относятся[14]:

1) любая реализация подакцизных товаров;

2) передача произведенных подакцизных товаров:

— переработчиком давальцу, а также их получение переработчиком в качестве платы за свои услуги;

— внутри организации для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина, используемого для дальнейшего производства продукции нефтехимии, или денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции при наличии у организации необходимых свидетельств на совершение операций с этими веществами);