Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия ООО «МЕГАСТРОЙ» и ее совершенствование.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерческая деятельность в системе рыночных отношений
1.1. Сущность и содержание коммерческой работы
1.2. Виды и структура коммерческой деятельности
1.3. Особенности коммерческой работы по розничной продаже товаров
2. Анализ организации коммерческой деятельности ООО «Мегастрой»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Организация коммерческой деятельности предприятия
2.3 Совершенствование коммерческой деятельности в ООО «Мегастрой»
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. В структуре валового внутреннего продукта торговля занимает лидирующие позиции: по итогам 2018 г доля оптовой и розничной торговли составила более 18%. Торговля обеспечивает около 10% всего объема налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
Вопросы умелой и грамотной коммерческой деятельности в торговле и других отраслях хозяйствования в современных условиях приобрели исключительную актуальность. Коммерческие операции все больше становятся объектом труда многих категорий работников, включая маркетинговые и коммерческие службы торговых, производственных предприятий и организаций.
Розничная торговля является конечным звеном процесса товародвижения, в котором товар обретает своего потребителя. Развитая инфраструктура розничной торговли уже сама по себе стимулирует увеличение спроса, за счет роста числа возможных «контактов» потенциальных потребителей с предлагаемыми к реализации товарами. Наличие достаточного количества точек розничной торговли и рациональное их размещение также обеспечивают стимулирование товарооборота за счет экономии времени покупателей, затрачиваемого на дорогу и очереди.
Коммерческая деятельность охватывает всю совокупность товарных ресурсов: предметы потребления и средства производства. Коммерческая деятельность - это форма хозяйственных отношений между предприятиями, организациями. Она формирует систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему, происходит территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов.
Актуальность данной темы заключается в существенном влиянии розничной торговли на качество и уровень жизни человека. Розничная торговля или ритейл (от англ. retail — «розничный, в розницу») — продажа товаров (услуг) небольшим количеством, поштучно. Осуществляется через предприятия розничной торговли.
Объектом розничной торговли является покупатель, приобретающий товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Субъектом розничной торговли является продавец.
Целью данной работы является изучение вопросов организации и развития коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.
В соответствии с поставленной целью, в работе решены следующие задачи:
- изучены особенности коммерческой деятельности на предприятиях розничной торговли;
- проведен анализ коммерческой деятельности предприятия ООО «Мегастрой»;
- предложены мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия.
Объектом исследования в работе является ООО «Мегастрой».
Предмет исследования – коммерческая работа предприятия.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования полученных результатов в аналогичных организациях при разработке и внедрения мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам организации коммерческой деятельности в розничной торговле.
1. Коммерческая деятельность в системе рыночных отношений
1.1. Сущность и содержание коммерческой работы
В условиях усиления конкуренции важная роль в повышении эффективности деятельности хозяйствующих субъектов принадлежит коммерческой деятельности, направленной на получение прибыли. В условиях растущей конкуренции коммерческая деятельность играет важную роль в повышении эффективности экономических единиц с целью получения прибыли.
Понятие «коммерческая деятельность» распространилось в Российской Федерации в контексте перехода компаний на принципы экономических отношений, общепризнанных в мире рыночной экономики. Официальный статус термин «коммерческий» получил в РФ с принятием I Части Гражданского Кодекса РФ (с 1 января 1995 г.) [3, с. 6].
Следует отметить, что на современном этапе в официальной экономической учебной литературе нет единого мнения в определении сущности категории «коммерческая деятельность».
Коммерческая деятельность организаций по существу ограничивается выполнением коммерческих и агентских транзакций, а также мерами по продвижению и сбыта товара и доведения его до конечного пользователя. В широком смысле под коммерческой деятельностью понимается «любая предпринимательская деятельность юридического или физического лица при совершении сделок купли-продажи товаров и оказания услуг с целью удовлетворения спроса на товары и услуги и получения прибыли» [2, с. 10].
Бизнес компании предполагает реализацию комплекса торговых и организационных процессов и управление ими. Он основан на теоретических и практических знаниях вопросов организации и технологии коммерческих операций. Ряд экономистов считают, что коммерческая деятельность является маркетинговой деятельностью бизнеса. Однако деловая активность не может быть ограничена продажами или торгово-закупочной деятельностью, которые составляют только часть этой деятельности, хотя и основную часть [9, с. 81].
Содержание основ коммерческой деятельности включает в себя инструкции по покупке материально-технических ресурсов; планирование поставок и сбыта продукции на предприятиях; выбор лучшего партнера для коммерческой деятельности; организацию продажи товаров и коммерческое посредничество, а также розничную торговлю как форму коммерческо-посреднической деятельности. То есть коммерческая деятельность компании состоит из ряда торговых и организационных процессов и управления ими. Основой для осуществления этой деятельности являются теоретические и практические знания организации и технологии торговых операций [13, с. 124].
Коммерческая деятельность компаний также подчиняется определенным принципам, которые необходимо учитывать для достижения поставленных целей. К ним относятся:
развитие и осуществление коммерческой деятельности на основе современных достижений в теории и практике маркетинга-менеджмента;
эффективное обучение и мотивация труда специалистов коммерческой службы;
сочетание личной инициативы и высокой ответственности специалистов-коммерсантов;
подчиненность оперативной и тактической работы всех функциональных подразделений стратегическим целям предприятия на рынке [5, с. 33].
Управление коммерческой деятельностью должно базироваться на результатах проведенного анализа, эффективности и результативности осуществления данного вида деятельности.
Коммерческую деятельность компании следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой и охватывать различные экономические и социальные вопросы. Она должна основываться на российской модели формирования рынка, экономических факторах и формирующихся рыночных отношениях. В этих условиях предприятия сталкиваются с множеством вопросов, которые приходится решать интуитивно, методом проб и ошибок.
В современных экономических условиях коммерческая деятельность предприятия является непременным условием его эффективной работы и развития. Эффективность коммерческой деятельности предприятия торговли отражается результативностью коммерческих операций. Эффективность коммерческой деятельности можно определить, как сумму доходов или прибыли, соотносимых с объемами вовлеченных затрат или ресурсов [6, с. 37].
Принципы управления включают следующие позиции:
1. На современном предприятии четко обозначены управленческие группы, управленческая работа отделяется от неуправленческой. Основное внимание уделяется командной работе.
2. Учет управления поведенческими и социальными аспектами. Мотивация работников. Повышенное внимание не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участия рядовых работников в прибыльных, имущественных и руководящих функция [14, с. 132].
3. В соответствии с процессным подходом управление должно пониматься как процесс, поскольку достижение целей с помощью других людей – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Они называются функциями управления: планирование, организация, мотивация и контроль.
4. Люди, структура, задачи, технологии, цели - взаимосвязаны. Об этом всегда должен помнить менеджмент предприятия. Каждая часть системы вносит свой вклад в характеристику целого. Неисправность одной из этих частей приводит к неисправности всей системы [10, с. 25].
5. Коммерческое предприятие – открытая система, которая постоянно находится во взаимодействии с открытой средой. В свою очередь, открытая система приспосабливается к изменениям внешней среды в целях своего дальнейшего функционирования. Все факторы во внешней среде подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия.
6. Возрастает роль экономико-математических методов в управлении [19, с. 231].
Эффективность системы управления коммерческой деятельностью определяется не только возможностью достижения целей предприятия, но и способностью организации реагировать на происходящие изменения. Для этого менеджеры предприятия должны вести активный поиск новых способов и методов управления, внося изменения в существующую систему.
Совершенствование системы управления коммерческой деятельностью организации представляет собой внесение прогрессивных изменений в управление, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия. Необходимость таких изменений обусловлена как внешними факторами, такими как обострение конкуренции предприятий, наличие неопределенности, так и внутренними – увеличением количества организационной информации, необходимостью стратегического планирования [7, с. 502].
Система управления коммерческой деятельностью во многом связана с внешней средой, поэтому ее совершенствование должно быть направлено на адаптацию к изменяющимся условиям в соответствии с тенденциями рынка. Использование системного подхода к управлению коммерческой деятельностью дает организации возможность вести высокоэффективную деятельность за счет формирования оптимального взаимодействия всех элементов.
1.2. Виды и структура коммерческой деятельности
Основные виды коммерческой деятельности:
- организационно-коммерческая;
- товароведно-экспертная;
- маркетинговая;
- торгово-экономическая;
- аналитическая;
- торгово-закупочная;
- внешнеторговая [4, с. 221].
Основные разновидности коммерческой деятельности полностью отражают ее сущность. Во-первых, речь идет о снабжении предприятия необходимыми для него сырьем, материалами и изделиями. Работа, связанная с их закупками, включает следующие основные операции:
- планирование материальной потребности;
- организация приобретения ресурсов и доставка их на предприятие;
- регулирование размеров материальных запасов;
- организация и контроль потребления ресурсов на предприятии необходимо выполнять специальными подразделениями [8, с. 27].
В типовых ситуациях им (подразделениям) присваиваются такие названия:
- отдел материально-технического снабжения (обеспечения); отдел производственной (производственно-технической и производственно-технологической комплектации);
- служба комплектования оборудованием строящихся объектов.
В современных условиях, когда в профессиональный лексикон коммерсанта входят все новые термины и понятия, в данной роли могут выступать подразделения по управлению материальными ресурсами и логистике. Служба закупок предприятия обычно занимается и вопросами получения необходимой коммерческой информации [22, с. 40].
Необходимо выделить сбыт готовой продукции (услуг). Функцию сбыта выполняет специальная служба предприятия, которая организует формирование партий отгрузки, занимается продвижением товара на рынок, осуществляет поиск и оформление отношений с покупателями (клиентами). В современных условиях успех этой деятельности в большой степени зависит от профессионализма сбытового персонала и поэтому основной технологией работы службы сбыта становится маркетинг [11, с. 19].
В отдельную категорию следует выделить торгово-посреднические операции на потребительском и промышленном (бизнес) рынке, имея в виду, прежде всего, оптовую и розничную торговлю. Участие посредника в процессе товародвижения во многих случаях является необходимым условием заключения сделки купли-продажи, так как обеспечивает более широкий доступ потребителей к товару. Более того, на потребительском рынке покупатель, почти всегда, может приобрести товар только через посредника (розничного торговца), так как фирмы-изготовители практически никогда не работают с физическими лицами [15, с. 160].