Файл: Субъекты малого предпринимательства (Значение малого бизнеса для Республики Хакасия).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства
ГЛАВА 2. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СУБЪЕКТЕ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
2.1. Значение малого бизнеса для Республики Хакасия
2.2 Государственная поддержка малого предпринимательства
2.3 Муниципальная поддержка малого предпринимательства на примере города Абакана
Достигнутый к настоящему времени уровень развития субъектов малого недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса - предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения.
Что касается структуры деятельности субъектов малого предпринимательства за рассматриваемый период, то она осталась в течение года неизменной, о чем свидетельствует диаграмма (рисунок 2).
Рисунок 2. Отраслевая структура субъектов малого предпринимательства
При этом следует отметить, что отраслевая структура данных субъектов остается практически неизменной не только в течение года, но и в течение нескольких последних лет. Непроизводственная сфера деятельности (торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. Складывается ситуация, при которой развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, возможно лишь при активной целенаправленной поддержке.
Все перечисленные показатели отражают те проблемы, на которые в первую очередь нужно обратить внимание Правительства Республики Хакасия, чтобы завершить создание инфраструктуры малого предпринимательства в Хакасии и превратить сферу малого и среднего предпринимательства в республике в важный элемент экономической и социальной политики. Такими проблемами являются:
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки;
- недостаточный объем инвестиций в основной капитал, ограниченность возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Хакасия осуществлять обновление основных средств;
- в районах Республики Хакасия количество субъектов малого и среднего предпринимательства на тысячу человек населения в среднем на 40% меньше, чем в городах;
- недостаточный уровень информационной и методической поддержки предпринимательства в целом;
- нехватка квалифицированных знаний у предпринимателей.
О значении поддержки малого бизнеса говорят сведения мониторинга малого и среднего бизнеса (табл. 3)[15].
Таблица 3.
Количество индивидуальных предпринимателей в Республике Хакасия
Показатели |
На 01.01. 2017 г. |
На 01.01 2018 г. |
На 01.01. 2019 г. |
Изменения г. |
|
За 2017% |
За 2018% |
||||
Количество субъектов малого и среднего бизнеса |
21087 |
20502 |
19913 |
-2,8 |
-2,2 |
В том числе: |
|||||
Индивидуальные предприниматели и КФХ |
15425 |
14893 |
14332 |
-3,5 |
-3,8 |
в т.ч. КФХ |
1487 |
1561 |
904 |
5,0 |
-42 |
Малые предприятия, в т.ч. микропредприятия |
5607 |
5577 |
5547 |
-0,5 |
-0,5 |
Средние предприятия |
55 |
32 |
34 |
-42 |
6,3 |
|
4693,39 |
9799,5 |
6732,8 |
208,8 |
-31 |
|
1003,6 |
1056,2 |
1135,0 |
5,2 |
7,5 |
|
39,4 |
40,6 |
37,5 |
3,0 |
-7,6 |
Из таблицы можно сделать следующие выводы:
- Общее количество субъектов малого и среднего бизнеса за 2 календарных года уменьшилось на 5% (1174 субъекта), что является тревожной тенденцией. Это один из показателей того, что внимание Республики Хакасия к малому предпринимательству ослабевает, а сами справиться они не могут со всеми проблемами, поэтому им проще закрыться.
- В числе субъектов малого предпринимательства в Республике Хакасия основное место занимают индивидуальные предприниматели с учетом крестьянско –фермерских хозяйств. Они составляют около 72 %, что в 3,8 раза больше, чем предприятий.
- За 2 года уменьшилось количество индивидуальных предпринимателей на 7,3%. А вот количество закрытых только за 2018 год крестьяско – фермерских хозяйств составляет 42%, что лишний раз подчеркивает низкую доходность сельского хозяйства, огромные затраты, зависимость от погоды и необъяснимо малое внимание со стороны государства к данной категории налогоплательщиков.
- Торговый оборот за 2017 год вырос в 2 раза, а за 2018 год упал на 31%. Это можно объяснить, как уменьшением количества субъектов малого предпринимательства, так и снижение покупательской способности населения.
- Объем поступлений налогов в консолидированный бюджет Республики Хакасия растет: за 2017 год вырос на 5,2%, а за 2018 год на 7,1%. Рост поступлений налогов на фоне уменьшения совокупных доходов можно объяснить только усилением администрирования собираемости налогов со стороны налоговых органов.
- Если число занятых работников в малом бизнесе за 2017 год показывало рост на 3,0%, то за 2018 год спад составил на 7,6 %, т.е. за 2,5 раза.
В качестве вывода можно сказать, что достигнутый к настоящему времени уровень развития субъектов малого недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса - предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения. Кроме того активность малого бизнеса в Республике Хакасия резко снижается уже 2 года.
Что касается структуры деятельности субъектов малого предпринимательства за рассматриваемый период, то она осталась в течение года неизменной, о чем свидетельствует диаграмма (рисунок 3).
Рисунок 3. Отраслевая структура субъектов малого предпринимательства
На основании таблицы и диаграммы можно сделать следующие выводы:
- Наибольшая доля субъектов малого предпринимательства занимается торговой деятельностью и общественным питанием.
- На втором месте – промышленность.
- Довольно малое количество малых предприятий и предпринимателей занимается сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством, хотя все предпосылки для занятия ими есть.
- Что касается туризма, то его в статистических данных даже не выделено отдельной строкой, ввиду ничтожно малой доли. В то же время специалисты считают туризм для Республики Хакасия перспективным видом деятельности.
Исходя из сделанных выводов, становится понятным, почему Правительство Республики Хакасия считает приоритетными видами деятельности в части их государственной поддержки сельское хозяйство, лесное хозяйство и туризм.
При этом следует отметить, что отраслевая структура данных субъектов остается практически неизменной не только в течение года, но и в течение нескольких последних лет. Непроизводственная сфера деятельности (торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. Складывается ситуация, при которой развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, возможно лишь при активной целенаправленной поддержке.
Все перечисленные показатели отражают те проблемы, на которые в первую очередь нужно обратить внимание Правительства Республики Хакасия, чтобы завершить создание инфраструктуры малого предпринимательства в Хакасии и превратить сферу малого и среднего предпринимательства в республике в важный элемент экономической и социальной политики. Такими проблемами являются:
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки;
- недостаточный объем инвестиций в основной капитал, ограниченность возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Хакасия осуществлять обновление основных средств;
- в районах Республики Хакасия количество субъектов малого и среднего предпринимательства на тысячу человек населения в среднем на 40% меньше, чем в городах;
- недостаточный уровень информационной и методической поддержки предпринимательства в целом;
- нехватка квалифицированных знаний у предпринимателей.
2.2 Государственная поддержка малого предпринимательства
Основные направления поддержки малого бизнеса отражались в федеральных программах поддержки малого предпринимательства, которые в 90-е годы разрабатывались на два года. Анализ содержания и реализации этих государственных программ поддержки малого бизнеса позволил сделать следующие выводы:
- федеральные программы не имели четкой концепции и принципов государственной поддержки;
- отсутствовало обоснование приоритетов и направлений развития малого предпринимательства;
- декларативность политики государства;
- отсутствие источников реального финансирования федеральных и региональных программ государственной поддержки малого бизнеса, объемы финансирования планируемых мероприятий в период реализации программ поддержки всегда сокращались;
- разногласия в вопросах разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти;
- нереалистичность и необоснованность ожидаемых конечных результатов.
Фактически проводившаяся государственная поддержка предоставлялась ограниченному числу субъектов малого предпринимательства. По данным опроса руководителей малых предприятий, около 70% респондентов считали, что в России никто не помогал малому бизнесу.
Определение целевых ориентиров поддержки и развития малого предпринимательства в настоящее время исходит из необходимости сочетания интересов, как государства, так и малого бизнеса с учетом текущего состояния экономики страны. Основными целями государственной политики в области развития российского малого бизнеса являются на основании ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[16]:
- создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;
- устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;
- расширение самозанятости населения;
- увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и валового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета.
Основные принципы поддержки малого предпринимательства в России установлены в этой же ст. 6 данного Федерального закона[17]:
- ответственность органов власти за благоприятные условия для малого и среднего предпринимательства;
- участие данных субъектов в нормотворчестве;
- получение равного доступа к получению поддержки.
Государство на законодательном уровне старается помочь малому бизнесу. Созданная Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства[18] на основании Указа Президента РФ[19] и осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», занимается фактическими вопросами поддержки малого бизнеса с 2015 года в новом формате.
Именно она оказывает ему всестороннюю помощь. В самом общем виде существует несколько направлений поддержки малого бизнеса, как платные, так и бесплатные:
- субсидирование;
- обучение;
- информирование;
- организация выставочно-ярмарочной деятельности;
- бесплатные консультации узкопрофильных специалистов;
- предоставление в аренду земельных участков или помещений для малых предприятий.
- возможность получить финансовую государственную помощь, причем совершенно безвозмездно.
Данная Корпорация имеет доступ к:
- Единой информационной системе в сфере закупок;
- Единому порталу Госуслуг;
- Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства.
С помощью корпорации были заключены договоры на покупки у субъектов малого и среднего бизнеса за период с 2015-2018 гг. на общую сумму 6,9 трлн. рублей. Динамика объема и номенклатуры закупок по годам в таблице 4.
Таблица 4.
Объем закупок и номенклатура закупок у субъектов МСП
год |
Объем закупок, трлн. руб. |
Номенклатура закупок, тыс. наименований |
2015 |
0,064 |
8,4 |
2016 |
1,511 |
100 |
2017 |
2098 |
161 |
2018 |
3,264 |
362 |
Перечисленные сведения говорят о постоянно увеличивающемся участии малого бизнеса в объеме продаж результатов своего бизнеса с помощью поддержки Корпорации МСП, т.е. поддержки государства.
С помощью портала бизнес – навигатора малого и среднего предпринимательства (МСП)[20] пользователь, который зарегистрировался на нем, может:
- Рассчитать бизнес-план для одного из 90 видов бизнеса в 172 городах с населением более 100 тысяч человек.
- Найти банк, где можно взять кредит под гарантию Корпорации МСП.
- Подобрать в аренду помещение для бизнеса.
- Узнать о доступности известных и надежных франшиз.
- Узнать о мерах поддержки малого и среднего бизнеса.
- Быть в курсе планов закупок и конкурсов крупных заказчиков.
- Найти и проверить контрагента.
- Разместить объявление о своем бизнесе.
- Получить доступ к новостным, аналитическим и иным материалам.
Таблица 5.
Статистика лиц, воспользовавшихся бизнес – навигатора для решения различных задач с его помощью
Наименование задачи |
Доля воспользовавшихся сервисом |
1 Проверка контрагента |
30% |
2 Расчет рыночной ниши |
22% |
3 Поиск закупок |
20% |
4 Использование системы «Жизненные ситуации» |
19% |
5 Выбор локации (района города) для открытия бизнеса |
17% |
6 Расчет бизнес-плана |
15% |
7 Подбор недвижимости |
14% |