Файл: Построение организационных структур (Анализ организационной структуры ПАО «Вымпелком»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для построения оптимальной организационной структуры управления применяют следующие принципы[10]:

1. Единоначалие (один руководитель для подчиненного) – основополагающий принцип любого процесса управления, говорит о том, что у одного подчиненного должен быть только один непосредственный начальник, тот перед кем он отвечает за выполнение своих работ. В противном случае подчиненному будет сложно определиться кто же главнее.

2. Оптимальное распределение обязанностей (столько работы, сколько можно сделать за весь рабочий период) – каждая должность в структуре управления должна иметь такое количество работы, которое можно выполнить в течение рабочего времени, ни больше, ни меньше. Количество работы просчитывается по существующим нормам времени (заранее известным и давно использующимся), но просчитать все точно не всегда возможно в силу появления разных ситуаций и событий. Тут как раз и кроются сложности в работе, кто-то недогружен по работе, а кто-то наоборот «зашивается». И та и другая ситуация плоха для организации, получается либо не эффективно используется рабочее время и тратятся деньги впустую, или наоборот работник не успевает все выполнять как положено. В этом направлении в организациях всегда есть необходимость корректировки состава работ по должностям. Плюс все работники разные: кто-то работает быстрее кто-то медленнее, это тоже желательно учитывать при возможности.

3. Оптимальное число уровней управления (количество руководителей в иерархической лестнице 4-5) – количество руководящих уровней от самого низшего до самого высшего должно быть 4-5, то есть от мастера до директора, максимум 5 разных руководителей. Все дело в скорости прохождения команд. 5 уровней или меньше имеют хорошую скорость и минимум застревания информации. Чем больше уровней управления, тем медленнее идет информации, а зачастую она теряется. Именно поэтому в государственном управлении бывают сложности, пока информация дойдет до высшего руководства страны, она уже потеряла часть своих фактов и проблем и до верха дошла чистой. И только потом, чисто случайно, высшее руководство может узнать, что все не так радужно, а может и не узнать.

4. Информационная обеспеченность руководителей (информационный принцип).

5. Единство первичной информации (информационный принцип).

6. Оптимальность информационной нагрузки на персонал (информационный принцип).

Все эти три принципа объединенные общей информационной идеей.


Итак, вся существующая в организации информация должна быть одинаковой для всех. Первичная информация должна быть одинакова для всех, это уже потом может быть деление в зависимости от эффективности работы, опыта, стажа, но это следствия, а не основа. Руководителю необходимо предоставлять всю информацию по руководимому им кругу задач. А вот подчиненные от своего руководителя должны получать столько информации, сколько им надо для работы. Больше не нужно, это приведет к досужим разговорам. Поэтому выдача информации подчиненным порционная и по мере необходимости, чтобы работники не отвлекались на лишние не нужные темы[11].

7. Наличие контроля (доверяй, но проверяй) – без контроля процесс управления не строится, он основа всего и он же показатель эффективной работы. И здесь при проектировании организационной структуры забыть о контроле нельзя, но это уже задача высшего руководства собирать и отслеживать информацию о работе компании.

8. Заинтересованность исполнителей в результате (общие идеи и ценности сближают работника и работодателя) – пожалуй, самый сложно выполнимый принцип, всегда хочется, чтобы исполнители заботились об организации и выкладывались как можно больше для достижения ее целей.

Таким образом, давая общую характеристику организационной структуре управления, можно выделить несколько положений, определяющих ее значимость[12]:

1. Организационная структура фирмы обеспечивает координацию всех функций менеджмента.

2. Структура организации определяет точно права и обязанности исполнителей (полномочия и ответственность) на управленческих уровнях.

3. От качества организационной структуры зависит эффективная деятельность фирмы, ее выживание и процветание.

4. Структура, принятая в данной конкретной фирме, определяет организационное поведение ее сотрудников, т.е. стиль менеджмента и качество трудового коллектива.

1.2 Принципы, методы и инструменты организационного проектирования

Организационное проектирование - это первый этап создания любой организации или подразделения. Здесь подразумевается определение будущей структуры организации, её систем управления, процедур выполнения действий, технологических и других взаимодействий между элементами[13].


Суть организационного проектирования состоит в разработке таких организационных элементов и отношений в создаваемой (моделируемой) системе, при реализации которых возникшее организационное целое обладало бы свойствами высокой надежности, устойчивости и экономичности.

Эффективность функционирования управляющей системы организации зависит от грамотно спроектированной организационной системы управления. В этом и заключается сущность организационного проектирования.

Цели организационного проектирования – это[14]:

1) создание новой системы;

2) частичное усовершенствование существующей организационной системы;

3) радикальное преобразование существующей организационной системы.

Организационное проектирование должно соответствовать принципам, представленным на рисунке 1.1.

Принципы организационного проектирования

- адекватность структуры, носящей организационный

характер, соответственно и деятельности управленческого объекта;

- способность к изменениям в соответствии с имеющейся

ситуацией на данный момент времени;

- обеспечение максимальной оптимизации всех уровней

управления;

- создание некоего «баланса» между правами и

полномочиями;

- равномерная нагрузка на все элементы управления в структуре;

- согласованность всех решений структурных подразделений.

Рис. 1.1. Принципы организационного проектирования

Исходя из принципов, представленных выше, необходимо отметить, что организационное проектирование достаточно сложное и многогранное понятие, которое сочетает в себе множество аспектов создания организации.

Следующий элемент организационного проектирования – это методы.

Основные методами организационного проектирования представлены на рисунке 1.2[15].

Метод аналогий. Сущность применения данного метода состоит в использовании опыта организаций с аналогичной структурой управления.

Метод аналогий основан на выработке типовых структур управления в различных видах организаций, определение различных условий и механизмов применения.

Методы организационного проектирования

Метод аналогий

Экспертно-аналитический

метод

Метод структуризации целей

Организационное моделирование


Рис. 1.2. Основные методы организационного проектирования

Экспертно - аналитический метод –основан на изучении рекомендаций от экспертов и опытных управленцев. Цель метода состоит в выявлении особенностей аппарата управления. На основе опроса экспертов проводится анализ организационных структур и их оценка. Формулируются научно - обоснованные формирования организационных структур с учетом конкретных ситуаций и условий деятельности фирмы.

Метод структуризации целей - основан на разработке системы целей организации, которая включает в себя количественную и качественную формулировки, и последующий анализ организационных структур с точки зрения соответствия системе целей. При его использовании выполняются следующие этапы[16]:

- проводится разработка «дерева целей»;

- далее осуществляется экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры;

- проводится составления таблиц полномочий и ответственности за достижение целей, как каждым подразделением, так и по комплексным многофункциональным видам деятельности, где конкретизируются границы

ответственности;

- определяют конкретные итоги, за достижение которых устанавливается ответственность полномочий, которыми наделяются соответствующие органы управления.

Последним методом организационного проектирования является метод организационного моделирования. Суть метода заключается в разработке графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур, по взаимосвязи их переменных.

Инструментарий организационного проектирования представлен более чем 20 технологиями и несколькими сотнями инструментов, предназначенных для осуществления данного проектирования, наиболее популярными на российском рынке продуктами для организационного проектирования являются следующие инструменты:

- Bpwin/Erwin (Platinum Technology): ERwin - это средство организационного проектирования, применяющее стандарт IDEF1X. ERwin осуществляет разработку схемы БД (база данных), генерацию ее описания на языке целевой СУБД и реинжиниринг существующей БД. ERwin выпускается в нескольких различных конфигурациях, ориентированных на наиболее распространенные средства разработки.

BPwin - средство функционального проектирования, реализующее методологию IDEF0. Методология IDEF0, являющаяся официальным стандартом США и представляет собой совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели объекта какой-либо предметной области. Функциональная модель IDEF0 отображает функциональную структуру объекта, т.е. производимые им действия и связи между этими действиями


- Rational Rose (Rational Software Corporation) - данный инструмент предназначен для автоматизации этапов анализа и проектирования, а также для генерации кодов на различных языках и выпуска проектной документации. Rational Rose использует синтез-методологию объектно- ориентированного анализа и проектирования.

- ARIS (Scheer AG). Методология ARIS рассматривает организацию как взаимосвязь четырех взглядов: взгляд на организационную структуру, взгляд на структуру функций, взгляд на структуру данных, взгляд на структуру процессов. Далее эти взгляды разделяется еще на три подуровня: описание требований, описание спецификации, описание внедрения.

Таким образом, инструментарий ARIS предлагает рассматривать организацию с позиции более чем 12 аспектов, которые отображают разные взгляды на предприятие, а также разную глубину этих взглядов. Для описания бизнес - процессов предлагается использовать 85 типов моделей, каждая из которых принадлежит тому или иному аспекту[17].

2. Анализ организационной структуры ПАО «Вымпелком»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

ПАО «Вымпелком» входит в группу компаний «ВымпелКом Лтд», которая является одним из крупнейших мировых интегрированных операторов связи, в который входят компании, предоставляющие услуги голосовой связи и передачи данных на основе широкого спектра технологий беспроводной и фиксированной связи, а также широкополосного доступа в Интернет в России, Италии, Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Лаосе, Алжире, Бангладеш, Пакистане и Зимбабве. «Вымпелком» предоставляет услуги по всему миру на территории с общим населением около 739 миллионов человек. 

Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, фирменное наименование, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак.

Компания «Вымпелком» организована в сентябре 1992 года Дмитрием Зиминым с привлечением в качестве учредителей «КБ Импульс», Радиотехнического института имени академика Минца и ряда других предприятий. В июне 1997 года осуществлен успешный запуск первой в России сети стандарта GSM-1800 – «БИ ЛАЙН 1800». К концу 1997 года эта сеть имела емкость в 120 тыс. абонентов, насчитывала 160 базовых станций и обеспечивала покрытие всей территории Москвы. Полное наименование компании – открытое акционерное общество «Вымпелком».