Файл: Эффективность менеджмента организации (Проектирование эффективных организаций).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
Менеджера могут ошибочно определить требования, предъявляемые к работнику, или способности и навыки кандидата на данную вакансию. Порой рутинный, монотонный труд на производстве, ставящий работника в узкие рамки, не подходит сегодняшним хорошо образованным, материально-обеспеченным работникам которые стремятся к более разнообразной и интересной работе. И нередко организации решают эту проблему, изменяя параметры рабочих мест, делая их более содержательными и интересными, «обогащая» предлагаемую сотрудникам работу. Для этого есть два пути. «Расширение рабочих обязанностей» (job enlargement) — это объединение нескольких рутинных, простых работ, чтобы увеличить разнообразие (например, рабочий на швейной фабрике не только размечает ткань, но и раскраивает ее и складывает заготовку). «Обогащение рабочих мест» (job enrichment) увеличивает ответственность, автономию и сложность трудовых обязанностей (например, работникам дают возможность самим определять свой рабочий график, распределять бюджет для приобретения необходимых ресурсов). Однако менеджеру, производящему такие изменения, нужно быть осторожным и учитывать, будут ли соответствовать новые параметры рабочих мест навыкам и потребностям работников. Например, компания — производитель амортизаторов из гофрированного картона запустила программу «расширения рабочих обязанностей», ожидая, что она повысит производительность труда и удовлетворенность работников. В реальности произошло обратное, потому что работникам нравилось быть экспертами в конкретной области и дополнительные обязанности, которые у них появились в результате внедрения программы, не вызвали энтузиазма. Поэтому прежде, чем принимать решение, следует сопоставить потребности работников и характеристики их трудовых обязанностей, чтобы изменения рабочих мест и структуры организации соответствовали потребностям персонала.
1.9 Стратегическое партнерство
Традиционно при обсуждении оптимальной модели главным образом уделяют внимание внутренним элементам организации. Однако в последнее десятилетие организации стали работать и вести свой бизнес иначе: все чаще и чаще они вступают в партнерские отношения с другими компаниями, чтобы производить свои товары и услуги. Такие партнерства «размывают» формальные границы организаций, и выбор стратегических партнеров стал важным компонентом проектирования организаций. В общем плане стратегическое партнерство можно определить как неформальную или формализованную зависимость от природы взаимодействия с организациями-партнерами.
Неформальные партнерства, такие, как альянсы или торговые организации, основаны на нечетко определенных и достаточно свободных отношениях между организациями-партнерами. Преимущества неформального партнерства включают в себя экономию масштаба и расширенный доступ к информации и ресурсам. Поскольку обычно партнерства такого типа не требуют привлечения никаких дополнительных ресурсов, их легко расторгнуть, и это не влечет за собой никаких значительных убытков. Эти простые партнерства обычно не требуют от организаций-участников больших затрат на координацию и управление взаимоотношениями.
Формализованные партнерства — совместные предприятия, консорциумы и сети — это регламентированные соглашения, которые требуют от участников существенных затрат (ресурсов), чтобы партнерство было успешным.
В случае совместного предприятия две организации создают новое юридическое лицо, и новая организация объединяет ресурсы и/или возможности организаций-партнеров. Примером совместного предприятия может служить автомобильная фирма New United Motor Manufacturing, Inc. (NUMMI), которую в 1981 г. создали Toyota и General Motors . Через NUMMI корпорация Toyota получила более легкий доступ на американский рынок, a GM, в свою очередь – доступ к передовым технологиям корпорации Toyota.
Консорциум — это уникальный тип совместного предприятия, в котором организации-партнеры объединяют усилия для решения какой-то общей проблемы, например проведения исследований и разработок. Наконец, сеть предполагает существование центральной фирмы и группы более мелких организаций каждая из которых обеспечивает партнерству дополнительные ресурсы. Более мелкие компании в сети часто выступают в роли поставщиков. Так, широкая сеть поставщиков корпорации Toyota у каждого из которых тесные отношения с центральной компанией, позволила ей успешно пережить многочисленные кризисы и остаться одной из самых уважаемых компаний в мире. Поскольку официальные формализованные партнерства объединяют финансовые и материальные ресурсы фирм-партнеров и часто требуют длительного взаимодействия, организации-партнеры сильно зависят друг от друга, что сказывается на затратах, необходимых для координации работы партнерства и обеспечения его успеха.
Решая, какой тип партнерства и когда использовать, менеджеры должны учитывать, будут ли оправданы затраты на управление взаимоотношениями с фирмой-партнером теми выгодами, которые принесет партнерство. Потенциальные выгоды формализованного официального партнерства могут быть очень высоки, но, если у организации нет ресурсов для того, чтобы эффективно управлять этим партнерством, оно вряд ли будет успешным. Кроме того, необходимо оценить, насколько соответствует культуре компании потенциальный стратегический партнер. Даже если есть стратегические соображения в пользу партнерства, но корпоративная культура и стиль управления партнеров плохо сочетаются друг с другом, успешное партнерство маловероятно. Неудачные стратегические партнерства можно встретить очень часто, и одна из причин такого положения вещей — то, что компании мало внимания уделяют управлению партнерством. Таким образом, менеджерам рекомендуется, прежде чем вступать в стратегическое партнерство, проанализировать силы и слабости различных типов партнерств, а также наличие необходимых ресурсов и другие требования, которые они предъявляют к участникам.
1.10 Многонациональные организации
Есть ряд проблем, специфических для многонациональных организаций, которые необходимо обсудить в контексте организационного проектирования. В многонациональных компаниях эти задачи усложняются из-за размера организаций, разнообразия продукции и рынков, на которых они работают, широкой географии подразделений таких компаний.
Многонациональные организации работают сразу в нескольких странах с особой внешней средой и законодательством, специфику которых необходимо учитывать. В этих странах различны ценности и нормы в сфере бизнеса, что еще больше затрудняет координацию деятельности организаций.
Все вышесказанное создает массу трудностей при проектировании эффективной многонациональной организации. Например, компания — производитель потребительских товаров, модель которой построена на основе производственных линий, может потерять возможность использовать экономию масштаба из-за того, что требования к продукции варьируют от страны к стране. Например, вкусовые добавки, популярные в одной стране, могут быть абсолютно непопулярны в другой, поэтому рецепты придется модифицировать, чтобы учесть эти различия. Поскольку модели и стандарты ведения бизнеса в различных странах варьируют, не всегда реально применять во всех отделениях компании стандартные методы работы с персоналом. Так, в США допустимо оценивать результаты труда каждого члена «команды» на основе результатов работы всей команды, в то время как в Англии такое может быть неприемлемо. Трудовое законодательство в Европе очень существенно отличается от трудового законодательства в Мексике, и это означает, что параметры рабочих мест в этих странах должны учитывать это обстоятельство. Наконец, широкая география таких организаций еще более затрудняет координацию их работы. Производство отдельных компонентов в разных странах может не только дать экономию масштаба, но и создать проблемы, и повлечь дополнительные затраты из-за задержек и таможенных расходов при перевозке комплектующих из страны в страну. Необходимо все это учесть, чтобы добиться максимальной эффективности.
Для решения всех перечисленных проблем при проектировании многонациональных организаций менеджеры обычно используют один из следующих подходов11. Первая и, возможно, наиболее часто используемая модель — это модель многонациональной организации. Эта модель преобладала до Второй мировой войны и была особенно популярна в Европе, когда европейские компании начали экспансию за рубеж. Она дает возможность представительствам компании в каждой из стран вести своей бизнес независимо и самостоятельно принимать практически все решения, относящиеся к стране, в которой они расположены.
Иными словами, для этой модели характерна высокая степень децентрализации
Несколько более сложная модель многонациональной организации появилась в первые послевоенные десятилетия и была популярна в США — это модель международной организации. В этом случае представительства компании в различных странах могут вносить некоторые модификации в продукцию и тактику поведения на локальных рынках, но главные стратегические решения, например о выводе на рынок новой продукции или о новых бизнес-процессах, принимаются только в штаб-квартире корпорации. Таким образом, зависимость национальных представительств компании от информации и ноу-хау, предоставляемых штаб-квартирой, значительно выше, чем в предыдущей модели. Усложняются и механизмы интеграции, поскольку стал более сложным характер взаимозависимости между штаб-квартирой и национальными представительствами. Таким образом, можно получить экономию масштаба за счет координации между национальными представительствами, а национальные представительства могут действовать довольно гибко, реагируя на изменения локальных рынков.
Третья модель — модель глобальной организации' — широко использовалась японскими компаниями в период их экспансии на мировой рынок в начале 70-х — 80-е годы. Степень централизации в этой модели по сравнению с двумя, представленными ранее, значительно выше. Штаб-квартира контролирует большую часть ресурсов, активов и принятие стратегических решений. А цель национальных представительств — это продвигать продукцию и услуги корпорации на локальных рынках и помочь ей добиться глобальной экономии за счет масштаба операций. Национальные представительства занимаются в основном продажами и сервисом, хотя иногда могут и собирать продукцию из комплектующих. Эта модель дает возможность наиболее полно использовать глобальную экономию масштаба, но, к сожалению, недостаточно учитывает локальную специфику.
Бартлетт и Гошал считают, что в 80-х появилась еще более сложная модель многонациональных организаций, которую они назвали транснациональной моделью.
Уникальной чертой транснациональной модели является взаимозависимость национальных представительств. Для трех предыдущих моделей тип взаимозависимости представительств может быть охарактеризован как совокупная взаимозависимость и не более того. Они могут влиять друг на друга только опосредованно, через штаб-квартиру. Тип взаимозависимости в четвертой модели — это обоюдная взаимозависимость, так как независимые представительства активно обмениваются продукцией, ресурсами, людьми и информацией. В результате нужны более-сложные механизмы интеграции. Модель транснациональной организации по сравнению с другими моделями требует наибольших затрат, но если она действует оптимально, то приносит компании стратегические преимущества.
Заключение
Руководители организаций всех уровней могут использовать представленные в этой курсовой работе идеи для создания организации, которая работает рационально и эффективно. Одновременно управлять персоналом, распределять задания, оптимизировать организационную структуру и процессы, координировать все это, чтобы деятельность организации соответствовала запросам внешней среды, достаточно сложно, но руководители, которым это удается, создают в своих организациях корпоративную культуру, позволяющую достичь долговременной эффективности. Постоянный мониторинг организационной структуры и процессов может требовать много времени, но повышение эффективности работы организации оправдает эти затраты.
Библиографический список литературы
- Тебекин, А.В. Менеджмент организации: Учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. — М.: КноРус, 2011. — 424 c.
- А.Н.Мардас, О.А. Мардас Организационный менеджмент 2003 г.- 330 с.
- Алтен Р. Коэн, Курс МВА по стратегическому менеджменту, 2004 г. 505 с.
- Джейс Рос, Темилат Ричард Энциклопедия менеджера: алгоритмы эффективной работы 2004 г. 678 с.
- Вумек Джеймс Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании, 2004 г. 473 с.