Файл: Эффективность менеджмента организации (Проектирование эффективных организаций).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
Между корпоративной культурой и структурой организации существуют сложные отношения взаимного влияния. С одной стороны, особенности структуры организации часто влияют на те ценности, которые в ней складываются и поддерживаются. Но культура, в свою очередь, также влияет на структуру организации и ее системные характеристики. Так, если определяющая для организации ценность — это отличный клиентский сервис, вероятно, структура организации будет включать методику оценки качества сервиса. Хотя причина разработки и использования такой методики — это особенности организационной культуры в которой ценится отличный сервис, методика будет оказывать влияние на ценности и нормы и поддерживать их.
Хотя менеджерам достаточно сложно прямо влиять на организационную культуру, они могут использовать ее, чтобы осуществлять нужную организационную стратегию. Один из способов добиться этого — понимать, что определенные решения по поводу структуры будут оказывать существенное влияние на организационную культуру, а культура определять, какие структурные системные характеристики организации поддерживаются и на практике воспроизводятся ее сот рудниками. Внутренние компоненты системной модели — производственные задачи, персонал, особенности организационной структуры, системы измерения и оценки работы, система стимулирования, методики подбора и обучения персонала — это фундаментальные характеристики организации, которые необходимо принимать во внимание, так как они поддерживают и обеспечивают деятельность организации, а иногда коренным образом меняют организационную культуру.
1.3 Проектирование основной структуры организации
Создавая проект эффективной организации, менеджеры часто начинают с решения проблем, относящихся к формальной структуре организации:
- Как организовать и координировать работу и персонал?
- Какой принцип организации избрать: функциональный, по видам продукции или географический?
- Каковы должны быть властные полномочия менеджеров на различных уровнях организационной иерархии?
- Как добиться того, чтобы отдельные группы сотрудников работали на общую цель, определяемую стратегией организации, а не преследовали локальные цели своего подразделения?
Эти структурные решения являются основанием организации, потому что определяют, как решаются задачи и взаимодействуй ют сотрудники. Координация формальной структуры организации, решаемых задач и персонала и обеспечение того, чтобы эти внутренние элементы соответствовали внешней среде и стратегии организации, возможна, только если менеджер очень продуманно и осторожно принимает решения о формальной структуре организации. В данном разделе основное внимание уделяется четырем основным взаимосвязанным проблемам, которые необходимо решать при проектировании формальной структуры организации: это организация групп, распределение властных полномочий, взаимозависимость в процессе работы и механизмы интеграции.
1.4 Организация групп
Организация групп — это процесс создания различных подразделений, в результате чего организация получает возможность производить продукцию или оказывать услуги. Для координации работы разных групп, которым назначается общий менеджер, выделяются ресурсы, определяются задачи. Такие решения определяют, что и каким образом делает организация. В идеале этот процесс помогает организации реализовать свою стратегию и выполнить свои цели. Для того чтобы это произошло, менеджер должен понимать, каким образом оптимально группировать сотрудников с учетом стратегии организации и особенностей ее внешней среды.
В организациях, построенных по функциональному принципу, группы организуются на основе различных функциональных сфер деятельности, необходимых для достижения ее целей. В этом случае сотрудники, занимающиеся продажами, работают в одной рабочей группе (или подразделении), как и работники производства, сотрудники, занимающиеся исследованиями и разработками, и пр. Поскольку организации, построенные по функциональному принципу, ориентируют своих сотрудников на то, чтобы они стали экспертами в своей области, они часто делают акцент на достижение высокого качества в функциональных областях. Если организационная стратегия — это сокращение издержек и «экономия масштаба», функциональный принцип организации часто оказывается наиболее эффективным. Однако организации, построенные по функциональному принципу, как правило, недостаточно быстро реагируют на изменения внешней среды, потому что их сотрудники слишком сильно ориентированы на специализацию только в своей области. Следовательно, функциональный принцип лучше подходит для организаций, работающих в относительно стабильной внешней среде и выпускающих постоянный ассортимент продукции или услуг.
По мере того как цели организации усложняются и требую более тесного взаимодействия функциональных подразделений они часто начинают использовать принцип организации по видам продукции. В этом случае специалисты разных направлений работают вместе в подразделениях, ответственных за производство каких-то специфических видов продукции или услуг. Сотрудники организации, выполняющие различные функции и обладающие разными навыками, объединяются в одном подразделении потому что все вносят свой вклад в один и тот же конечный продукт. Например, фирма, выпускающая потребительские товары может быть организована по производственным линиям и, допустим, иметь три подразделения: производство мыла, производство туалетной бумаги и бумажных полотенец и производство зубной пасты. А подразделения большой консалтинговой фирмы могут отвечать каждое за одну из оказываемых фирмой услуг: консультирование по проблемам информационных систем стратегическое консультирование, консультирование по проблемам управления и т.д. Поскольку в данном случае в подразделениях организации вместе работают специалисты разного профиля, фирмы, организованные на основе видов продукции, легче справляются с повышенными требованиями к информационному обеспечению и сложным задачам, которые необходимо решать, работая в конкурентной и нестабильной внешней среде. Однако у такой организации нет возможностей для экономии масштаба, характерной для организаций, построенных по функциональному принципу, и возникают трудности с координацией работы различных производственных линий.
Принцип организации по отделениям (дивизионный принцип) использует несколько более сложную стратегию группировки, которая помогает организациям лучше учесть требования различных типов клиентов и географических рынков. В этом случае создаются подразделения, обслуживающие определенные группы клиентов или локальные рынки. В итоге сотрудники, которые выполняют различные функции и производят разные товары и услуги, работают в одном подразделении, потому что обслуживают один и тот же географический регион и клиентов. Так, банки могут использовать структуру, организованную по отделениям, которые работают с различными типами обслуживаемых клиентов (отделение для обслуживания частных вкладчиков, для инвестиций, для институциональных клиентов). Еще один способ — организация отделений по географическому принципу. Вернемся к консалтинговой фирме: например, ее менеджеры могут создать в фирме подразделения, обслуживающие различные географические регионы (например, юго-восточный, северо-восточный, центральный и западный регионы). Каждым региональным отделением будет управлять исполнительный директор или партнер, который несет ответственность за все виды консалтинговых услуг в данном регионе (т.е. за консультирование по вопросам стратегии, информационных систем и управления). Кроме того, такая система позволит фирме быстро реагировать на изменения, происходящие на рынке и во внешней среде. Однако, поскольку различные функции в отделениях придется дублировать, этот принцип организации уменьшит возможности для экономии масштаба и приведет к проблемам в координации работы различных производственных линий. Следовательно, это принцип организации следует использовать только в том случае, если объем производства достаточно велик, чтобы фирма могла себе позволить подобное дублирование.
По мере того как компании становятся все более сложными из-за более сложных характеристик окружающей среды, они все чаще используют матричный принцип организации, чтобы иметь возможность быстро реагировать на противоречивые требования окружающей среды. Матричный принцип нацелен на то, чтобы разрешить противоречивые требования сложной внешней среды при помощи одновременного включения сотрудников сразу в два подразделения. Например, если матричная организация одновременно использует и функциональный принцип, и принцип видов продукции, сотрудник будет одновременно подчинен и функциональному менеджеру, и менеджеру, отвечающему за данный вид продукции. Оба они будут обладать равными полномочиями по отношению к данному сотруднику. Преимущества такой сложной структуры заключаются в том, что она позволяет организации очень эффективно реагировать на изменения внешней среды и проводить стратегию, у которой может быть одновременно два приоритета.
Однако матричной организацией трудно управлять, и в ней нелегко работать. Часто задачи и роли определены нечетко. Сотрудники должны уметь работать в ситуации неопределенности, уметь вести переговоры, брать на себя ответственность и выполнять многочисленные (порой противоречивые) требования. В результате эффективная матричная организация требует двойной системы контроля и оценки (отдельной для каждого подразделения, в котором работает сотрудник); кроме того, сотрудники должны принимать идею авторитета и руководства на основе информации, распределяющейся «по горизонтали», и организационную культуру, в которой каждый должен уметь полномочии.
На практике в большинстве организаций применяется определенная комбинация функциональной, производственной дивизионной и/или матричной структур. В компании, производящей потребительские товары, например, может быть пять основы производственных подразделений, в каждом из которых — четыре функциональных отдела (производство, продажи, технический отдел и отдел маркетинга) плюс одно «географическое» отделение (международное производство, продажи, технический отдел и отдел исследований и разработок), а также отдел маркетинга который делится на подотделы, ориентированные на различные сегменты рынка. Еще раз необходимо повторить, что нет идеальных принципов построения организационной структуры — у каждого из подходов есть свои сильные стороны и свои слабости. Идеальная структура — это та, преимущества (и недостатки) которой лучше всего соответствуют требованиям внешней среды фирмы, ее внутренней стратегии и другим принципам проектирования организации (персоналу, задачам).
1.5 Взаимозависимость
Какой бы принцип построения организационной структуры менеджер не выбрал, он должен помнить, что одни группы сотрудников зависят от информации и ресурсов, которые они получают от других групп. Например, если используется функциональная структура, отдел маркетинга получает от клиентов и собирает на рынке информацию о том какая продукция будет иметь спрос. Эту информацию необходимо передать отделу исследований и разработок, отвечающему за разработку новой продукции. Сотрудники отдела продаж, отвечающие за реализацию продукции, должны, в свою очередь, дать информацию производственникам, чтобы последние могли эффективно и в срок выпустить нужную продукцию. Нужно очень хорошо представлять природу взаимозависимости подразделений, чтобы выбрать оптимальный способ координации их деятельности.
Взаимозависимость различных групп сотрудников в организации приводит к взаимозависимости решаемых ими задач, которая требует различных механизмов интеграции. Когда взаимозависимость подразделений сложна, менеджеру требуются более сложные методы для координации их работы. Искусство руководителя состоит в том, чтобы создать и использовать оптимальные интегрирующие механизмы, которые способствуют обмену информацией и координации работы подразделений, но в то же время не приводят к чрезмерным затратам.
В организациях существуют три основных типа взаимозависимости:
- Совокупная взаимозависимость.
- Последовательная или этапная взаимозависимость. Обоюдная взаимозависимость.
Совокупная взаимозависимость означает, что каждая группа вносит свой вклад в общую работу, но с другими группами непосредственно не взаимодействует. Например, отделы продаж, предлагающие одну и ту же продукцию в разных регионах, могут служить примером именно такого типа взаимозависимости. Эти отделы при решении своих задач непосредственно от работы коллег не зависят, но все они вносят свой вклад в общий успех дела.
Последовательная или этапная взаимозависимость означает, что подразделение не может начать свою работу, пока не решит свои задачи другое подразделение. Например, производственное подразделение может изготовить продукцию только после того, как оно получит чертежи от отдела конструкторских разработок.
Обоюдная взаимозависимость возникает, когда два подразделения должны постоянно обмениваться информацией и ресурсами. Разработка концепции нового потребительского товара — это пример обоюдной взаимозависимости между отделами маркетинга, продаж, исследований и разработок, производства и администрацией компании.
Сложность взаимозависимости возрастает от совместного типа через последовательный к обоюдному, который являемся самым сложным. По мере того как сложность взаимозависимости возрастает, приходится использовать более дорогие и сложные механизмы интеграции.
1.6 Координация работы групп
Существует широкий диапазон механизмов интеграции, которые можно использовать для координации работы различных групп в организации для достижения общей цели. Эффективная модель организации использует интегративные механизмы, которые делают все необходимое для информационного обмена и координации, не требуя при этом слишком больших затрат (как финансовых средств, гак и времени). В реальности организации обычно используют несколько интегрирующих механизмов.