Файл: Построение организационных структур (Опыт создания организационной структуры управления персоналом предприятия в России и за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в современных условиях хозяйствования ни одно из направлений деятельности компании не должно оставаться без внимания. Особое место в системе управления современным предприятием занимает формирование его организационной структуры.

Организационная структура представляет собой сочетание звеньев управления и управленческих работников, цель которых - решение поставленных перед предприятием оперативных производственных и стратегических задач.

Естественным является тот факт, что на организационную структуру предприятия влияют внешние и внутренние факторы, и организации крупного размера имеют более сложную и разветвленную структуру управления.

По мере развития рыночных отношений и усложнения условий хозяйствования перед специалистами ставятся все более нетривиальные задачи, недостаточно быть просто профессионалом, необходимо постоянно совершенствовать собственные навыки и уровень профессиональной подготовки. Поэтому организационная структура предприятия должна быть построена таким образом, чтобы каждый человек находился «на своем месте» и выполнял функции наиболее соответствующие его талантам и возможностям к трудовой деятельности.

Организационная структура управления не должна оставаться неким застывшим каркасом, необходимо постоянное ее развитие по мере того как компания растет, меняются ее задачи и рынки сбыта. Особое значение построение рациональной организационной структуры имеет в условиях ориентации экономики на инновационный путь развития.

Изучением организационных структур управления занимаются такие исследователи как Баринов В.А., Блинов А.О., Рудакова О.С., Угрюмова Н.В., Дворник И.В., Хомякова А.А., Козлов В.В., Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н. и др.

Целью данной курсовой работы является анализ и характеристика процесса формирования организационных структур.

Предмет исследования – процесс формирования организационных структур.

Объект исследования – организационные структуры управления.

Исходя из объекта, предмета и цели работы, были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие и классификацию организационной структуры управления;

- изучить опыт создания организационной структуры управления персоналом предприятия в России и за рубежом;


- рассмотреть проектирование организационной структуры для оптимального выполнения задач предприятия.

Методы исследования: проведенные исследования базируются на применении методов обобщения, системного, логического и сравнительного анализа, статистического анализа и др.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1 Понятие и классификация организационной структуры управления

Управление любой организацией осуществляется через человека: через людей вносятся определенные коррективы в техническую, технологическую и организационную стороны процесса. Но и сами работники являются объектом управления. Это касается количества и качества рабочей силы, формирования трудового потенциала, его развития и использования, мотивации трудового поведения, трудовых и личностных отношений и т.д. Поэтому организационно-управленческая деятельность напрямую зависит от персонала. Именно трудовые ресурсы, реальные и потенциальные, является одним из главных объектов управления на уровне как макросистем (государство, регион, отрасль), так и микросистемы (предприятие). Для управления персоналом на уровне предприятия создается и формируется организационная структура управления[1].

Организационная структура управления предприятия - обеспечивающий, обслуживающий элемент эффективного управления, и ее роль в менеджменте огромна. Многие прорывы в управленческой мысли концентрированы именно в переосмыслении рациональной формы структуры предприятия.

Структура (от лат. structura – расположение) – это расположение и связь частей, составляющих единое целое. Структурой организации является совокупность ее элементов и связей между ними. Представление о структуре организации существенно зависит от точек зрения на нее. Так, можно выделить три проекции с разных точек зрения. Она рассматривается как структура предприятия[2]:


- по капиталу (владельцами бизнеса и стратегическими инвесторами);

- по управлению (топ-менеджерами);

- по функциональным взаимодействиям (сотрудниками).

Совмещение этих трех проекций дает достаточно полное представление о структуре предприятия (рис. 1).

Рис. 1. Проекции организационной структуры

Внешне современное предприятие представляет собой целостный организм, имеющий сложную внутреннюю структуру. Предприятие является открытой системой и зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, кадров, энергии, поставщиков, потребителей, конкурентов и др. (рис. 2).

Рис. 2. Предприятие – открытая социально-экономическая система [1, с. 27][3]

Влияние факторов внешней среды на оргструктуру является опосредованным, так как внешние переменные требуют от организации изменения ее поведения, пересмотра ее стратегии. А уже стратегия определит требования как к оргструктуре, так и к другим подсистемам предприятия. Организационная структура управления и другие элементы предприятия могут создавать ограничения в реализации стратегии. Отношения всех элементов предприятия носят двусторонний характер. Механизм управления оргструктурой направлен на обеспечение ее соответствия стратегии и другим подсистемам предприятия, а также требованиям внешней среды.

Эффективная организационная структура управления должна обеспечить достижение организационных целей с наименьшими затратами на функционирование. Критерии эффективности организационной структуры предприятий:

- полное и устойчивое достижение поставленных целей

- соответствие объективным требованиям к построению организационной структуры

- количество уровней и управленческих звеньев

- норма управляемости по и подразделениям организации

- функционирование предприятия в рынка

- оптимальный централизации управления

- связей между управления

- получение экономического эффекта – прибыли.[4]

Структуры определяющие распределение и обозначающие область работников, весьма Они бывают жесткими или быть спроектированы образом, чтобы гибкости и координации. Как опыт, от выбора организационной структуры результативность и эффективность предприятия. Вместе с любая, даже совершенная структура обречена на изменения и совершенствование. Чем раньше управления определят этих перемен, тем будет процесс тем меньше будет регресса системы.


В от характера связей несколько основных организационных структур

- линейные (административное

- функциональные (по сфере без прямого административного

- межфункциональные, или кооперационные подразделениями одного и же уровня).

Дадим представленным выше структурам.

Линейная управления образуется в построения аппарата только из взаимоподчиненных в виде иерархической (рис. 3).

Руководитель

уровень управления

уровень управления

уровень управления

уровень управления

уровень управления

уровень управления

-

ники

Работ-

Работ-

ники

-

ники

Работ-

Работ-

ники

-

ники

Работ-

Рис. 3. Схема организационной структуры[5]

Во каждого подразделения руководитель, наделенный полномочиями и осуществляющий руководство подчиненными. Все управления сосредоточены в его Сам руководитель находится в подчинении руководителя уровня. Встречается на небольших предприятиях, однородную продукцию с несложной технологии. Как сложных структур на линейных подразделений повсеместно.

В настоящее линейная структура практически не использу

Функциональная структура – каждый орган специализируется на выполнении функций. Выполнение каждого функционального в пределах его компетенции для производственных подразделений 4).

Руководитель

Начальник службы

Начальник службы

Начальник службы

Рис. 4. структура управления

нацелена на выполнение повторяющихся рутинных Используется на небольших при устойчивом производстве ассортимента однородных

Линейно-функциональная структура – обеспечивает такое управленческого труда, при линейные руководители решения, а функциональные информационную базу для решения (консультируют в конкретных вопросов). внимание уделяется статуса функциональных и порядку их взаимодействия с руководителями. Наиболее в условиях массового или производства. Необходима регламентация ответственности и руководителей разных и подразделений, соблюдение управляемости, особенно у руководителей и их заместителей 5).

Директор

Зам.по

Главный специалист

функциональных подразделений

Цех 1


Цех 2

Ф

Ф

Ф

Ф

5. Линейно-функциональная структура: Ф - изображение руководителя службы

Дивизиональная управления – управляющий подразделения наделяется комплексом властных относящихся к оперативной и несут ответственность за целей по плану развития компании в Потребность в дивизиональной возникла в связи с увеличением размеров диверсификацией их деятельности, технологических процессов. построения дивизиональной управления представлен на 6.

Директор

Регион 1

2

Функциональные подразделения

Страна 1

Страна 2

1

Страна 2

Рис. 6. структура управления

структура управления на организации деятельности по группам. Основными такого типа производственного процесса автономная работа бригад; горизонтальная деятельности, привлечение разных подразделений для и решения задач 7).

Руководитель

Заместитель

по

Заместитель

по функции

по функции

Заместитель

по

Функциональная служба

служба

Функциона-льная

Функциональная служба

связи управления

связи управления

7. Бригадная структура

Основными преимуществами структуры являются: управленческого аппарата, гибкое использование состава, предоставление условий для самосовершенствования, потребности в широкого профиля. К стоит отнести требования к квалификации и сложность в координации ости.

Проектная управления представляет временную форму управленческого процесса, в рамках решения задачи. По завершении привлеченные для его выполнения как правило, возвращаются к работе в свои Все члены команды и выделенные для решения задач подчинены проекта. Преимущества структуры управления высокую гибкость производственного процесса, численности управленческого Недостатками можно высокие требования к специалистов, сложность различных проектов компании и усложнение организации как единого

Матричная структура представляет собой из наиболее эффективных проектной организации. Эта предполагает подчинение проектных команд не руководителям проектов, но и функциональных подразделений, в которых они постоянно чис (рис. 8).

Руководитель

ФР 1 бухгалтер)