Файл: Человеческий фактор в управлении организацией ( кафе «Кочетова» ООО «ПТК-Сервис»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Трудовые ресурсы как категория человеческого фактора производства
1.1. Управление людьми как компонент общего процесса управления
1.2. Сущность трудовых ресурсов
1.3 Состав и характеристики трудовых ресурсов
1.4. Человеческий капитал как качественный аспект человеческих ресурсов
Глава 2. Роль человеческого фактора в менеджменте
2.1. Человеческий фактор в менеджменте, его характеристика
2.2. Эффективный менеджмент и человеческие ресурсы
2.3. Личностные ценности работников как фактор менеджмента
Глава 3. Анализ трудовых ресурсов кафе «Кочетова» ООО «ПТК-Сервис»
3.1. Общая характеристика и организационная структура предприятия
Человеческие ресурсы включают в себя как занятое, так и незанятое в экономике трудоспособное население.
Человеческие ресурсы включают две категории ресурсов. Первая – трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Вторая – работающее население вне пределов трудоспособного возраста.
Человеческие ресурсы обладают количественной и качественной характеристикой, образуя в своей совокупности абсолютную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который, в свою очередь, имеет количественный и качественный аспекты[5].
Количественный аспект характеризуется следующими параметрами:
- общей численностью трудоспособного населения;
- количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.
Качественный аспект определяется следующими показателями:
- состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;
- качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня его общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки.
1.4. Человеческий капитал как качественный аспект человеческих ресурсов
Категория «человеческий капитал» понимается как второй (качественный) аспект, характеризуемый уровнем образования, способностью повышать доходы и производительность работников, вносить вклад в общее экономическое развитие.
Если человеческие ресурсы представляют собой совокупность физических и умственных способностей, применяемых в трудовой деятельности, то человеческий капитал – стоимостная категория, имеет стоимость и цену на рынке труда.
Трудовую деятельность можно рассматривать как:
а) труд регламентированный;
б) труд творческий (интеллектуальный или инновационный).
Неоднородность интеллектуального капитала человека выражается, прежде всего, в том, что одна его часть неотделима и не отчуждаема от человека-владельца (она не может быть воспроизведена и передана другому), другая же, наоборот, может быть «скопирована» и отчуждена в пользу другого субъекта.
Соответственно, интеллектуальный капитал можно разделить на две составляющие:
-
- Человеческий капитал, воплощенный в работниках – в их опыте, знаниях, склонности к нововведениям, к развитию культуры вообще и усвоению философии фирмы, в частности.
- Структурный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки, модели, программы, организационную структуру, электронные сети, базы данных и т.п. Именно он создает для владельца фирмы преимущества в конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов.
Человеческий капитал как необходимый элемент экономического роста следует рассматривать со следующих сторон:
а) реальной производительной деятельности, в которой свою роль играет любой капитал и ресурсы, как процесс неотделимый от использования профессионально-квалификационного уровня и научно-технических знаний рабочей силы;
б) приобретения и эксплуатации больших природных ресурсов и капитала путем применения новой техники и рабочей силы с соответствующими профессионально-квалификационными характеристиками.
Понятие экономики, основанной на знаниях (или «интеллектуальной экономики»), получившее в последние годы распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того обстоятельства, что научные знания непосредственно определяют параметры экономического роста, создавая основу для инноваций и формирования квалифицированной рабочей силы. На долю наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг ныне приходится в среднем более половины ВВП ведущих индустриальных стран. Именно эти отрасли отличаются наиболее высокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках[6].
В хозяйственной деятельности при принятии решений все многообразие неэкономических переменных (геоэкономических, экологических, социальных, биологических, исторических, культурных, психологических и т.д.) предприниматель учесть не в состоянии. Здесь нужна новая сила, а именно всесторонние знания, начиная от знания особенностей своего предприятия, региона и страны и кончая знанием тенденций развития мировой экономической системы. Для того чтобы ускорять темп экономического роста, необходимо повышать производительность труда, уровень образования и профессиональной подготовки рабочей силы. Все это не возможно без грамотно организованной системы мотивации на предприятии.
Глава 2. Роль человеческого фактора в менеджменте
2.1. Человеческий фактор в менеджменте, его характеристика
Основу менеджмента составляет человеческий фактор, заключенный в знании субъектом управления своего дела, в умении организовать собственный труд и работу коллектива, в заинтересованности, к саморазвитию и творческой деятельности. Центральной фигурой менеджмента выступает профессионал - управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В этой связи менеджер должен обладать определенным профессиональными и личными качествами: высокой компетентностью, гибкости мышления, умением идти на риск, реализовывать намеченные планы, быть лидером в коллективе.[7]
Основой человеческого фактора является личность: психологический облик человека, как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в обществе. В связи с этим создается функциональная структура.
Менеджменту в управление персоналом и в решении социальных проблем коллектива необходимо руководствоваться этой структурой, для того чтобы:
- заинтересовать каждого работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности индивидуальный подход к каждому члену коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал;
- ориентация на здоровый психологический климат в коллективе;
- умение найти необходимый инструмент, средство воздействия на коллектив и каждого его члена.
В целях зарождения энтузиазма, желания эффективно трудиться есть наиболее ответственная и сложная задача менеджера. В этой связи важное значение имеет способность менеджера акцентировать внимание на достижении каждого сотрудника, умение выразить благодарность за достигнутый результат, создать материальные и моральные стимулы к труду. Все это требует специальной системы подготовки и переподготовки менеджеров.[8]
Классическое понимание традиционного менеджмента основано на разделении процесса управления по функциям.
Однако традиционное определение менеджмента «управлять - это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» уже не в полной мере отвечает реальной ситуации, сложившейся в современной экономике, основными характеристиками которой являются:
- изменения в характере современного менеджмента, который, с одной стороны, превращается в интегрированный процесс, объединяющий все вышеуказанные функции, а с другой стороны, приобретает модульную структуру, включая появление множества видов менеджмента - маркетинговый менеджмент, инновационный, бюджетный и др.;
- появления ряда новых функций, таких как развитие культуры менеджмента, постоянные инновации, интеллектуальный творческий процесс развития и использования индивидуальных внутренних ресурсов менеджера и человеческого капитала организации, интеллектуальное лидерство в управлении командами и проектами, влияние менеджера на имидж своей организации;
- нестабильность и динамичность внешних и внутренних условий, которые приобрели турбулентный характер, вынуждают менеджеров самостоятельно постоянно реорганизовывать и изменять свои цели;
- внимание к конечным результатам и эффективности управленческой деятельности, а не к функциям, деятельности, процессу;
- радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством: никто не должен «управлять людьми»; задача - вести людей за собой; цель - сделать продуктивными специфические сильные стороны личности и знания каждого индивида;
- качественно новый вид децентрализации управления, создающей максимальную свободу менеджеру-преобразователю, формирование новых внутренних сетевых структур управления в виде команд, рабочих групп для решения проблем развития;
- новые интеллектуальные факторы современного управления, проявляющие себя в изменении уровня квалификации кадров менеджеров, используемых ими новых методах планирования и новых высоких информационных технологиях и технических средствах (высокопроизводительные ЭВМ и их сети, телекоммуникации, Интернет);
- фактор риска, который в современной экономике стал одним из приоритетных в принятии управленческих решений.
Современный менеджмент - это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия - дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия:[9]
- Лояльность к работающим.
- 100% ответственность - как обязательное условие успешного менеджмента.
- Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.
- Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих. Постоянное обучение всех, везде и всегда.
- Долевое участие каждого работающего в общих результатах.
- Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
- Методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству.
- Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности.
- Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т. п.
- Этика бизнеса.
- Честность и доверие к людям.
- Использование в работе фундаментальных основ менеджмента.
- Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть.
- Качество личной работы, постоянное самосовершенствование.
Реализация принципов управления в современных условиях предъявляет высокие требования к личности менеджера.
2.2. Эффективный менеджмент и человеческие ресурсы
Одна из важнейших функций менеджмента - сделать продуктивными вверенные ему человеческие ресурсы. В современном менеджменте очень популярен взгляд на человека с точки зрения его способностей к организованной деятельности. Дуглас Мак Грегор в своей работе «Человеческий фактор в производстве» пришел к выводу, что в практике управления персоналом существует два подхода: теория Х и теория У.[10] Эти теории отражают естественные противоречивые отношения человека к труду. Задачей эффективного менеджмента является создание таких условий, при которых потенциал персонала будет использован наилучшим образом. Действительность такова, что теория Х (т.е. способ «кнута и пряника») в цивилизованных странах не срабатывает даже применительно к работникам физического труда: «кнут» сегодня не доступен менеджеру, а «пряник» перестал быть единственным стимулятором добросовестной работы. Поэтому все процветающие корпорации США придерживаются подхода У, по которому главной обязанностью эффективного менеджера является достижение заинтересованности работников в труде и эффективности их работы. Дуглас Мак Грегор создал свою теорию, а японец Уильям Оучи , основываясь на его теории, развил свой подход в управлении персоналом и назвал его теорией Z (приложение 1).