Файл: Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей̆.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

1.1 Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей: понятие и сущностная характеристика

1.2 Причины и предпосылки социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

1.3 Пути и условия педагогической коррекции социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

Глава 2. Экспериментальная работа, направленная на педагогическую коррекцию социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

2.1 Организация и методика исследования

2.2 Результаты выявления социально-педагогической запущенности у младших школьников

2.3 Экспериментальная программа, направленная на педагогическую коррекцию социальной-педагогической запущенности

2.4 Сопоставительный анализ результатов контрольного и констатирующего экспериментов

Заключение

Список литературы

На основе полученного материала мы создали экспериментальную группу. В экспериментальную группу вошли 9 учащихся, для которых была разработана показало программа педагогической коррекции социально и педагогически запущенных младших школьников.

2.3 Экспериментальная программа, направленная на педагогическую коррекцию социальной-педагогической запущенности

Программа психологической коррекция была разработана по трем направлениям:

Коррекционная работа с детьми

Работа с семьей

Работа с учителями

Работа проводилась в течение 1 месяца в Щелковской средней школе №12 с 9 учениками 2 класса у которых была выявлена социальная и педагогическая запущенность.

Коррекционная работа с детьми направлена на работу с детьми по

Работа по преодолению тревожности

Работа с нарушениями эмоциональной сферы

Коррекция детской гиперактивности и агрессивности

Работа по развитию психических функций младшего школьника

В ходе коррекционной работы основным методом работы были психологические игры. Психологические игры – один из видов использования психологической информации в коррекционной работе. Эти игры позволяют ребенку сориентироваться в особенностях своего внутреннего мира, пережить и отрефлексировать динамику его изменения при осуществлении психологического задания.

Психологические игры, разработанные Н.В. Изеном, Ю.В. Пахомовым адаптированы для работы с младшими школьниками и апробированы в коррекционной работе В.В. Барцалкиной могут использоваться для снятия утомления, для повышения концентрации внимания, для повышения эмоционального тонуса, для создания эмоционально насыщенной атмосферы в группе и т.п.

Работа по преодолению тревожности.

Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: проблему овладения состояния тревожности, снятие его отрицательных последствий и устранение тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;


расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.д., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;

перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

Приемы коррекционной работы, с учащимися, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием:

«Переинтерпритация» симптомов тревожности. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить детям, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше. При определенной тренировке этот прием может помочь школьнику «выбраться из чертова колеса».

«Настройка на определенное эмоциональное состояние». При сильном волнении мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с каким-либо характерным жестом; от взволнованного к спокойному и уверенному состоянию.

«Приятное воспоминание».

«Использование роли». В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе».

Контроль голоса и жестов.

«Улыбка». Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Снятие нервно-мышечного напряжения.

«Дыхание».

«Мысленная тренировка».

«Репетиция».

«Доведение до абсурда». В процессе беседы с психологом, школьнику предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.

«Переформулировка задачи». Известно, что одним из моментов, мешающих результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на ее выполнении, но и в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Например, при ответе у доски: «Я должен рассказывать о прочитанной книге» вместо «Я должен ответить во чтобы то ни стало». Учиться владеть собой.

При коррекции тревожности выделяет следующий задачи:

Снижение эмоционального напряжения.

Уменьшение тревожности.

Помочь справиться с негативными переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию детей.


Состояние страхов.

Воспитание уверенности в себе.

Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы.

Цель программы: помочь детям младшего школьного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Предмет психокоррекции – эмоциональная сфера детей:

состояние психического дискомфорта;

зависимость от окружающих;

противоречивость личности;

враждебность;

тревожность.

Объект психокоррекции: младшие школьники с эмоциональными проблемами.

Содержание программы.

I. «Снятие состояние психического дискомфорта».

Задачи:

Снижение эмоционального напряжения.

Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе.

Перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку.

Обучение приемам ауторелаксации.

Психомышечная тренировка.

II. «Коррекция зависимости от окружающих».

Привить ребенку новые формы поведения.

Научить самостоятельно принимать верные решения.

Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком.

Использовать выразительные движения в воспитании эмоций и высших чувств.

Приобретение навыков в саморасслаблении.

III. «Гармонизация противоречивости личности».

Задачи:

Снятие эмоционального напряжения.

Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.

Формирование у детей моральных представлений.

Тренировка психомоторных функций.

IV. «Снятие враждебности».

Задачи:

Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Формирование адекватных форм поведения.

Эмоциональное осознание своего поведения.

Нравственное воспитание.

Работа над выразительностью движений.

Регулирование поведения в коллективе.

Обучения приемам ауторелаксации.

В работе этой программы используются средства коррекции: детская игра, элементы психогимнастики, различные этюды, тренинг, рисование, музыкальные комплексы, беседы, спортивные упражнения, песни, танцы.

Коррекция детской гиперактивности и агрессивности.

Общими задачами коррекции агрессивного и гиперактивного поведения младших школьников можно считать следующие:

во-первых, снятие аффекта «неадекватности», формирование самосознания адекватной самооценки детей;

во-вторых, развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений детей;


в-третьих, снятие чрезмерного напряжения и тревожности этих детей;

в-четвертых, профилактика нежелательных негативных тенденций в поведении детей;

в-пятых, развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного поведения.

Задачи психокоррекционной работы с гиперактивными детьми:

Развитие внимания ребенка (концентрация, переключаемость, распределение внимания).

Тренировка психомоторных функций.

Снижение эмоционального напряжения.

Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам.

Обучение детей выразительным движениям.

Формирование у детей моральных представлений.

Обучение ауторелаксации.

Средства коррекции:

Этюды и игры на развитие психомоторных функций и регулирование поведения в коллективе.

Упражнения и игры, направленные на развитие у ребенка устойчивости, концентрации, переключаемости и распределения внимания.

Упражнения и игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма.

Упражнения и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.

Задачи психокоррекционной работы с агрессивными детьми:

Снижение эмоционального напряжения.

Формирование у детей моральных представлений.

Тренаж психомоторных функций.

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое.

Коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Обучение ауторелаксации.

Средства коррекции:

Этюды и игры на развитие психомоторных функций и регулирование поведения в коллективе.

Этюды и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.

Упражнения и игры на воспроизведение отдельных черт характера и получение модели желаемого поведения.

Работа по развитию психических функций младшего школьника

Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребёнка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Известно, что основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить в последствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников.

Разработанный нами тренинг предполагает использование игровых методов психо-коррекционного характера, что способствует:

Совершенствованию сенсомоторных функций нервной системы через развитие


слухового внимания

зрительной, вербальной, образной памяти

общей и микромоторики

пространственно-временных представлений

фонематического слуха

тактильных ощущений.

Формированию положительной учебной мотивации.

Характер упражнений и заданий подобран в тренинге таким образом, что предусматривает эффективное использование таких приёмов как: ассоциация, психогимнастика, логоритмика, игротерапия.

Предполагаемый положительный результат.

У учащихся прошедших курс занятий по данной программе:

Увеличивается объём кратковременной вербальной памяти

Совершенствуется фонематический слух

Синхронизируется межполушарное взаимодействие

Снимается перенапряжение нервной системы, изживаются невротические проявления, (страхи, застенчивость, неуверенность).

Формируются мысли, образы, развивается фантазия.

Предполагаемый отрицательный результат.

Неудача в работе с определёнными детьми, что связано с негативизмом этих детей к групповой работе и нехватке времени для более полного контакта с ними. С такими учащимися рекомендуется проведение индивидуальной дополнительной работы.

Цель:

Формирование основных навыков учебной деятельности.

Социально-психологическая адаптация.

Формирование положительной учебной мотивации.

Программа включает 8 занятий для детей, имеющих по результатам диагностики, социальную и психологическую запущенность. Занятия проводятся 2 раза в неделю, предусматривается закрепление полученных знаний и навыков во внеурочное время. (Приложение 5)

Для проведения работы с родителями нами был создан родительский клуб: "Педагогическая терапия с семьей", который имел целью ликвидацию причин неэффективного родительского отношения к детям, гуманизацию взаимоотношений родителей с детьми.

Задачи программы:

Повышение родительской сензитивности к ребенку.

Выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях.

Ликвидация психолого–педагогической неграмотности.

Занятие № 1. “Знакомство”

Задачи:

Объединение участников в группу.

Актуализация проблем детско–родительских отношений.

Занятие № 2. “Проблемы ребенка”.

Задачи:

Развитие рефлексии и саморефлексии в общении с ребенком.

Актуализация проблем детско–родительских отношений.

Объединение участников в группу, развитие способностей децентрации.

Занятие № 3. “Конфликты”.

Задачи:

Раскрепощение, объединение участников в группу.