Файл: Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей̆.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Причины и предпосылки социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты выявления социально-педагогической запущенности у младших школьников
2.4 Сопоставительный анализ результатов контрольного и констатирующего экспериментов
Цель методики "шкала CMAS": оценить уровень тревожности у ребенка.
Задача методики "шкала CMAS": исследовать показатели тревожности у детей и выявить высокий, средний или низкий уровень тревожности.
Инструкция. Около напечатанных предложений два слова - ВЕРНО И НЕВЕРНО. (Приложение 3) Решать, верно или нет то, о чем говорится в предложении, надо будет решить. В предложениях описаны случаи, обычаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши ВЕРНО ли оно по отношению к тебе. Если да подчеркни слово ВЕРНО, если нет - слово НЕВЕРНО.
Не разрешается давать 2 ответа на одно предложение, т.е. подчеркивать 2 слова сразу.
Обработка результатов проводится согласно ключу (Приложение 3)
Цель теста–опросника родительского отношения (ОРО): выявление родительского отношения у лиц, социально и педагогически запущенных детей.
Задачи теста–опросника родительского отношения (ОРО): выявить отношение родителей к детям по шкале принятие – отвержение ребенка, шкале кооперация, шкале симбиоз, шкале контроль, шкале отношение к неудачам ребенка.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению ребенку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Отвечая на 61 вопрос опросника, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет». (Приложение 4)
Обработка результатов: За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Обработка результатов происходит согласно ключу (Приложение 4)
2.2 Результаты выявления социально-педагогической запущенности у младших школьников
Для выявления биологических факторов влияющих на развитие социально-педагогической запущенности с детьми была проведена индивидуальная беседа, а также были проанализированы медицинские карты детей. Исследование показало, что биологические факторы социально-педагогической запущенности у детей отсутствуют.
Проведение экспресс-диагностики Р.В. Овчаровой с каждым учеником дало возможность сделать общий количественный анализ показателей состояния социально-педагогической запущенности учащихся. Рассматривались следующие показатели запущенности: свойства самосознания, свойства общения, свойства учебной деятельности, общая тревожность, воспитательный микросоциум. Полученные данные позволяют достаточно полно определить степень проявления социально-педагогической запущенности у младших школьников и сделать количественный и качественный анализ, который представлен в таблице 1 и на рис. 1.
Таблица 1.
Анализ результатов изучения количества проявлений показателей социально-педагогической запущенности младших школьников по методике экспресс- диагностики Р.В. Овчаровой
Показатели
запущенности Уровень овладения отношением у учебе и учебной деятельнос-ти Уровень межличностных отношений к окружающим и со взрослыми Уровень отноше-ния к себе Свойства
учебной
деятельности
(СУД) Свойства
общения
(СО) Воспитательный
микро-
социум
(ВМ) Общая
тревожность
(ОТ) Свойства
самосознания
(СС) Количество учащихся 11 9 15 9 8 Процентное выражение 44% 36% 60% 36% 32% Таким образом, мы видим, что 11 учащихся (44%) демонстрируют низкий уровень овладения отношением у учебе и учебной деятельности. У них имеется дисгармонии мотивации учения (12%), нарушения в учебно- познавательной активности ребенка (36%), а также у 12% учащихся имеется несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающихся на психические новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов).
Нарушения межличностных отношений к окружающим и со взрослыми показали 15 учеников. Низкий уровень сформированности свойств субъекта общения у 9 человек (36%). У них наблюдается потребности ребенка в признании, утверждении. Данные показатели говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении, указывают на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими и свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.
Шкала воспитательный микросоциум указывает неблагоприятную семейную и школьную атмосферу, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое качество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально- педагогической ситуации развития у 15 детей (60%).
Шкала общая тревожность выявила нарушения у 9 учащихся (36%) из них семейная тревожность ребенка, проявляется у 8 человек (32%), тревожности 4 детей (16%) в школе, у 3 детей (12%) проявляется тревожность и в школе и дома.
Низкий уровень отношения к себе выявлен у 8 учащихся (32%), что проявляется в неприятии физического «Я», отсутствии идентификации с именем и полом, характеризуют его социальную неприспособленность, и свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний.
Результаты показали, что слабо выраженная степень запущенности проявилась у 6 учащихся, что составляет 24% исследуемого класса и легкая степень - у 10 человек, что составляет 40%. Это свидетельствует о более благополучном социуме детей, об их успешной учебной деятельности, об адекватной самооценке среди сверстников. 9 детей (36% от общего числа обследуемых детей) могут быть отнесены к социально или педагогически запущенным детям. У этих учащихся наиболее ярко выражены признаки социальной, школьной и семейной дезадаптации, которая проявляется в несформированности свойств субъекта деятельности, общения, самосознания. Из них 6 учащихся (24%) имеют выраженную степень запущенности и 3 человека (12%) имеют высокую степень социальной или педагогической запущенности. Графически результаты анализа представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты изучения степени социальной и педагогической запущенности детей младшего школьного возраста по экспресс-диагностике Р.В. Овчаровой
При анализе методики для изучения социализированности личности учащегося мы получили результаты, представленные в таблице 2 и на рис. 2.
Таблица 2.
Результаты изучения социализированности личности учащегося по методике М.И. Рожкова
Социальная адаптиро-ванности Автоном-ность Социальная активность Приверженность детей гуманистическим нормам жизнедеятельности Высокая степень 6
(24%) 7
(28%) 5
(20%) 9
(36%) Средняя степень 10
(40%) 9
(36%) 10
(40%) 9
(36%) Низкая степень 9
(36%) 9
(36%) 10
(40%) 7
(28%)
Рис. 2. Результаты изучения социализированности личности учащегося по методике М.И. Рожкова
Таким образом, мы видим, что высокая степень социализированности демонстрируют 7 человек (28%), средняя степень развития социальных качеств у 9 человек (36%) и 9 человек (36%) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
С целью оценить уровень тревожности у исследуемой группы учащихся нами была проведена. методика "шкала CMAS" и были получены результаты представленные на рис.3.
Рис. 3. Результаты изучения уровня тревожности у исследуемой группы учащихся по методике «шкала CMAS» Из рис. 3, мы видим, что высокая степень тревожности присутствует у 9 человек, что составляет 36% от всей исследуемой группы учащихся, средний уровень тревожности у 10 учащихся, что составляет 40% респондентов, низкий уровень лишь у 6 человек (24%).
Семья является важным фактором воспитания полноценного ребенка и негативные семейные отношения являются важнейшим фактором развития социальной и педагогической запущенности. Учитывая этот факт, нами было проведено исследование родительско-детских отношений с помощью теста–опросника родительского отношения (ОРО). Выявление родительского отношения было предпринято у родителей 9 детей, которые вошли в группу риска и имеют выраженные и высокие показатели социальной и педагогической запущенности. Все девять семей полные. На прохождение тестирования было приглашено 18 родителей.
В ходе тестирования были получены результаты представленные в таблице 3 и на рис. 4
Таблица 3
Характеристика родительского отношения к ребенку
Баллы Принятие – отвержение ребенка Кооперация Симбиоз Контроль. Отношение к неудачам ребенка Высокие 0 0 0 5 (28%) 12 (66%) Средние 8 (45%) 5 (28%) 5 (28%) 10 (55%) 3 (17%) Низкие 10 (55%) 13 (72%) 13 (72%) 3 (17%) 3 (17%)
Таким образом, мы видим, что большинство родителей 55% достаточно низко оценивают уровень принятия ребенка. Родитель воспитывает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни из-за низких способностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Еще ниже показатели по шкале «кооперация». 72% родителей не заинтересованы в делах и планах ребенка, не стараются во всем помочь ребенку, не поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, не стараются быть с ним на равных. Такую же картину мы наблюдаем и по шкале «симбиоз». На всех трех шкалах полностью отсутствую высокие показатели.
5 (28%) родителей предпочитают авторитарный стиль общения с ребенком. Родитель требует от ребенка безоговорочного поведения и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на точку зрения. За проявления самостоятельности ребенка строго наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными способностями, мыслями, чувствами. Средний баллы по контролю у 10 человек (55%), низкие у 3 человек (17%).
У 12 родителей (66%) в родительском отношении проявляются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несовместимость. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возвратом. Интересы, увлечения, мысли чувства ребенка кажутся родителю детскими. Ребенок представляется не приспособленным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досаду на его неспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудности жизни и строго контролировать его действия.
Рис. 4. Характеристика родительского отношения к ребенку
Таким образом, мы видим, что у социально- и педагогически запущенных детей преобладает неблагоприятная семейная обстановка, высокий контроль со стороны родителей, стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несовместимость, низкая кооперация с ребенком..
На основе подхода Р.В. Овчаровой к характеристике социально-педагогической запущенности, были выявлены три уровня социально-педагогической запущенности: 1) высокий; 2) средний; 3) низкий.
Высокий уровень - слабое овладение основными способами учебных действий, низкая учебно-познавательная активность; негативное психоэмоциональное состояние, проявляемое в неуравновешенности, раздражительности, негативизме, упрямстве; невладение знаниями социально-этического характера; низкий статус в межличностных отношениях; неадекватная самооценка.
Средний уровень - несбалансированность развития познавательных
процессов; неразвитость учебно-познавательной мотивации; нарушение общения со сверстниками; недоразвитие социальной -чувствительности; нарушение духовного равновесия, выраженного в подавленности, угнетённости, тревоге, неуверенности в себе; заниженная самооценка.
Низкий уровень — низкие и средние показатели в учебной деятельности при небольших нарушениях учебно-познавательных процессов -внимания, памяти; сформированность навыков социально-этического поведения; в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми стеснительны, скромны, застенчивы; занижена самооценка.
В соответствии с рассмотренными показателями и критериями, нами были получены данные, свидетельствующие об уровне социально-педагогической запущенности у детей младшего школьного возраста. Эти данные представлены на рис. 5
Рис. 5. Результаты изучения уровня социально-педагогической запущенности
Таким образом, из рис. 5, мы видим, что высокий уровень социально-педагогической запущенности у 3 (33%) учащихся, отнесенных к группе социально-педагогически запущенных; средний уровень характерен для 4 (45%) учеников; низкий уровень характерен для 2 (22%) детей.