Файл: "История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в РФ".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Коллективное предпринимательство – делом, организованным по собственной инициативе, занимается определенный коллектив. Такой род деятельности сложнее по управлению, функциями и организации. Особенность коллективного предпринимательства заключается в том, что партнеры - члены коллектива несут общую ответственность за дела предприятия. Коллективное предпринимательство - это различные формы коллективной собственности: акционерная, муниципальная, смешанная и др. Оно выступает в виде различных предприятий, обществ, фирм, объединений. В российском законодательстве это государственные и муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы.

2. По характеру деятельности:

- Некоммерческое предпринимательство – деятельность по реализации товаров или услуг, результаты которой не связаны с получением финансовой выгоды. Прибыль, получаемая некоммерческими организациями, не подлежит распределению между работниками или учредителями, а должна инвестироваться в целях улучшения выполнения миссии организации. Это благотворительные и культурно – просветительные организации.

- Коммерческая деятельность (бизнес) – дело, приносящее прибыль (доход). В ее состав входят:

а) бизнес в непроизводственной сфере – профессиональный спорт, игорный бизнес, шоу – бизнес и так далее;

б) бизнес в торговле - на предприятиях торговли;

в) бизнес в сфере услуг, например, туристический сервис, юридическая контора;

г) бизнес, связанный с производством - доходная деятельность на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.[8]

Из формулировки сущности предпринимательства вытекают условия его существования и развития. Это:

- право собственности на средства производства и конечный продукт, и возможность получения и передачи прав на экономические блага;

- свобода деятельности в части хозяйствования субъекта (потребительский и профессиональный выбор, договорные отношения);

- существование развитых форм обмена: свободная купля-продажа, товарно-денежные отношения[9].

Таким образом, предпринимательская деятельность возникает в условиях рыночной системы, одновременно являясь ее ключевым звеном.

Современное развитие экономики способствует увеличению масштабов коммерции и предпринимательства любого вида. Расширение и совершенствование коммерческой и предпринимательской деятельности связано с возрастанием значений функций, выполняемых организаторами бизнеса.


В рыночной экономике коммерция и предпринимательство выполняет ресурсную, общеэкономическую, социальную, инновационную (творческо-поисковую), организаторскую функции.

Ресурсную функцию считают важнейшей. Развитие коммерции и предпринимательства связано с эффективным использованием всех видов ресурсов: как ограниченных, так и восполняемых. Причем под ресурсами понимают все нематериальные и материальные факторы производства.

Общеэкономическая функция обусловлена ролью субъектов, осуществляющих деятельности под личную имущественную ответственность индивидуального предпринимателя или юридического лица[10].

Предпринимательская и коммерческая деятельность направлены на производство товаров (работ, услуг) и осуществляется под воздействием системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Развитие коммерции и предпринимательства стимулирует экономический рост государства, приводит к увеличению объемов ВВП и национального дохода. Этот фактор выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных отношений.

Социальная функция проявляется в возможности каждого гражданина проявить себя в коммерции или предпринимательстве: показать свои таланты, стать собственником дела, внести свои новаторские идеи. Эта функция проявляется в формировании предприимчивых и самостоятельных личностей, склонных экономической деятельности, способных не только создать собственное дело, но и развивать его, преодолевая трудности и добиваясь поставленных целей.

Эффективность коммерческой и предпринимательской деятельности влияет на уровень налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. С развитием коммерции и предпринимательства улучшается качество жизни населения: увеличивается число рабочих мест, что естественным образом снижает безработицу и повышает социальное положение наемных работников[11].

Инновационная (творческо-поисковая) функция связана не только с использованием в процессе коммерческой и предпринимательской деятельности креативных идей, но и с выработкой новых средств для достижения поставленных целей. Она неразрывно связана с другими функциями малого бизнеса и вытекает из уровня экономической свободы субъектов коммерческой и предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.


Организаторская функция проявляется в самостоятельности касательно организации собственного дела и его управлением. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель единолично принимают решения о деятельности предприятия, стратегии его развития и т. п.

Таким образом, наиболее полно сущность коммерции и предпринимательства проявляется в виде сочетания всех перечисленных функций, и во многом зависят от самих субъектов коммерческой и предпринимательской деятельности и поддержки государства.

1.3. История возникновения теории предпринимательства в процессе развития экономической науки

Развитие коммерции и коммерческих отношений осуществлялось параллельно с предпринимательством, так как коммерческая деятельность является частью предпринимательства[12].

О предпринимательстве писали еще древнегреческие философы. Аристотель (384 – 322гг. до н.э.) считал мотивы предпринимательской деятельности неприемлемыми, стремящимися к личной выгоде и наживе, предпринимательство - главная причина разрушения общественного уклада жизни.

Взгляды на предпринимательство в дальнейшем развивались по-разному, зачастую формируя противоречивые точки зрения.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) – английский философ, рассматривал человеческий труд и предпринимательство со стороны внимания к ним государства. «Необходимо поощрять всякого рода промыслы, судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности...» [13]. Гоббс утверждал, что предпринимательская деятельность, основываясь на труде, несет в себе социальное благо[14].

Лишь в конце XVII – начале XVIII вв. подход к оценке предпринимательства стал систематизированным. Ричард Кантильон был первым, кто употребил термины «предпринимательство» и «предприниматель» в современном смысле. Его единственную книгу «Эссе о природе торговли вообще» издали уже после его смерти, в 1755 г.

Р. Кантильонопределяет предпринимателя как человека, покупающего по известной цене, а продающего по неизвестной и, следовательно, несущего риск. В категорию предпринимателей Р. Кантильон отнес ремесленников, купцов, нищих, разбойников, фермеров и прочих лиц с неопределенным заработком. Кантильон отмечал, что в обязательства предпринимателя не входит производство продукции. По мнению экономиста, предприниматель не обязан вести свою деятельности на свои средства, и выделял предпринимательскую функцию, связывая ее с несением бремени риска[15]. По сути, это больше подходит к понятию коммерция в современном понимании.


Адам Смит рассматривал предпринимателя как олицетворение капитала, организатора и собственника экономического процесса, ключевуюфигуру в свободной конкуренции, соперничество между ними обеспечивает сокращение издержек, снижение цен, внедрение передовых технологий.

Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» ссылался на свойства человека, которые можно раскрыть лишь в условиях предпринимательской деятельности и конкуренции. Автор определяет предпринимателей как агентов прогресса социально-экономической системы.

Д. Рикардо видел в предпринимателе лишь капиталиста-инвестора, рассматривая его как представителя общественного класса капиталистов.

Французский экономистЖан-БатистеСэйе (1767 – 1832 гг.)способствовал развитию теории предпринимательства. Он некоторое время занимаясь предпринимательством (владея ткацкой фабрикой), описал развитую теорию производства и распределения, отводя при этом важную роль предпринимателю, что нашло свое отражение в трудах «Трактат политической экономии» (1803г.) и «Полный курс политической экономии» (1828г.). Ж.Б. Сэй определил главную функцию предпринимателя как координатора производственных факторов: капитала, земли и человеческого фактора. Выполнение этой функции явно связано с риском, однако Сэй не выделяет его значение[16].

Идея Р.Кантильона о сути предпринимательства, заключающейся в риске, связана с еще одним экономистом - Йозеф фон Тюнен. Это представитель классической немецкой школы, который в своем труде «Изолированное государство» (1850 г.) определяет прибыль предпринимателя. По Тюнену это остаточный доход, складывающийся из валовой выручки за вычетом процентов на инвестированный капитал, страховых взносови платы за управление. Автор связал доход предпринимателя не просто с риском, а с риском природы, который невозможно исчислить и от которого невозможно застраховаться. По мнению Тюнена такого риска в деятельности предпринимателя много, ведь он является «изобретателем и исследователем в своей области».

Основываясь на теории Смита, Карл Маркс характеризовал предпринимателя как капиталиста, который направляет свой капитал на создание прибавочной стоимости и эксплуатирует рабочий класс. Марксистская теория не определяла предпринимателя к отдельному классу, так как не признавала социально-психологический характер производства достаточным критерием для выделения в отдельную социальную группу. Маркс приравнивал понятия «предприниматель» и «капиталист». Но, в отличие от своих предшественников, Карл Маркс определил сущность прибыли как превращенную форму прибавочной стоимости, представляющую собой неоплаченный труд наемных рабочих[17].


После закрепления победы маржиналистской революции (конец 90-х гг. XIX в.) в мировой экономической мысли господствующее положение занимает неоклассическая теория, берущая за основу модель рационального человека в равновесном мире. Но в этот период так и не сформировалась единая теория, которая бы объединила суть прибыли и предпринимательства[18].

Неоклассический подход приравнивал величину чистой предпринимательской прибыли к нулю. Но теоретическое «исчезновение» прибыли противоречит самой реальности рыночной экономики. Экономисты пытались объяснить феномен прибыли, в связи с чем сформировалось два основных подхода к проблеме: интерпретация прибыли как остаточный доход или как предельный продукт специфического производственного фактора.

Последние включали «организацию производства» (Альфред Маршалл) или «предпринимательские способности» в состав производственных факторов и считали «нормальную прибыль» предельным ее продуктом. Такая трактовка сразу же вызвала критику со стороны других ученых.

Обобщить теорию предпринимательства, основанную на неисчислимом риске, попытался американский экономист Фрэнк ХайнеманНайт (1885 – 1972 гг.). В своей книге «Риск, неопределенность и прибыль» (1921 г.) Найт развивает восходящее к Й.Тюнену различие между исчисляемым и неисчисляемым риском. Исчисляемый риск он называет риском, а неисчисляемый – неопределенностью. Риск состоит из известного набора исходов с известным распределением объективных вероятностей, т.е. такой риск вполне возможно застраховать, включив страховые платежи в «постоянные издержки отрасли», которые перекладываются на потребителей, подобно другим издержкам производства. Другое дело – ситуация «подлинной неопределенности». Найт считал, что неопределенность для капиталистического предприятия существует в двух сферах: в сфере потребностей будущих покупателей и производственной сфере[19].

По Найту, если объем реальной выручки превысит объем выплат, предприниматель получит прибыль, если окажется меньше – потерпит убыток. Предприниматель получает сумму себестоимости («контрактный доход»), но прибылью считается только остаточная часть его совокупного дохода.

Так Найт смог объяснить феномен прибыли, не вступая в противоречия со статической маржиналистской теорией. Теория производительности все еще действует на уровне ожиданий. Остаточная прибыль возникает лишь на стадии реализации этих ожиданий[20].