Файл: "История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в РФ".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Найт характеризует предпринимателя как человека, возлагающего на себя ношу полной неопределенности, избавляющего от нее своих поставщиков. Чтобы реализовать эту функцию, предприниматель должен обладать специфическими личными качествами. А прежде всего – интуицией.

Необходимость принимать решения в условиях неопределенности и риска является частью предпринимательства, но вряд ли относится к главным критериям, описывающим его.

Израэл М. Кирцнер рассматривает предпринимательство как деятельность, ведущую не от равновесия, а к равновесию. Под этим определением понимается состояние человека, который при принятии решения основывается на том, что он знает решения остальных людей. В реальности, конечно, рыночная экономика не находится в равновесии. Более того, информация о ценах на рынке не бывает равномерно распределенной и достаточно полной, поэтому человек, обладающий «чутьем» к возможностям извлечения прибыли может воспользоваться этим – заработать на арбитражных сделках. Именно этого человека, спекулянта в современном понимании этого слова, Кирцнер и считает предпринимателем. Он может приобрести товар по недорогой цене, а затем продать его в другое время и в другом месте за большую стоимость. Данную трактовку предпринимательства можно отнести к понятию коммерция.

При этом к числу предпринимателей Кирцнер относит и производителей, выгадывающих на разнице цен продуктов и ресурсов[21].

Период зарождения американского институционализма можно назвать настоящим «бунтом» против консерватизма неоклассической школы.

Начало институционализма положила статья Торстейна Бунд Веблена «Почему экономика не является эволюционной наукой» (1898 г.).

Выступая в качестве первого системного критика современного ему американского общества, Веблен в своей работе «Теория праздного класса. Экономическое изучение институтов» (1899 г.), пришел к следующему: капитализм спровоцировал возникновение двух основных аспектов – бизнеса и производства.

Второй аспект основывается на материальном производстве, а бизнес имеет своей целью только денежную выгоду. На этой основе возникает различие между машинным производством и капиталистическим предпринимательством. При помощи производства создаются полезные блага для человека, что навевает на мысли о полезности и общественной выгоде, а не личной. Однако стимул получить денежную выгоду формирует сам рынок. Значение имеет лишь стоимость мены, которая имеет субъективную природу. Основу меновой стоимости составляет возможность продажи вещи, а продажа всегда может стимулироваться сознательным ограничением реального предложения товаров. Капитал и оборудование приносят пользу лишь в том размере, в каком их собственники могут присваивать себе материальный излишек от повышения цен[22].


Предприниматели по Веблену менее заинтересованы в экономической эффективности, чем в извлечении прибыли путем торговли. Главный интерес капитана промышленности (так Веблен называл предпринимателей) сосредоточен на купле-продаже. Похожее мнение высказывал и Джон РоджерсКоммонс, который делал важное различие между производственными действующими предприятиями и действующими фирмами, объединяя те и другие понятием действующих коллективных институтов. Сделки, осуществляемые действующими фирмами не формируют новые стоимости, а лишь перераспределяют их. Коммонс видел, что «...самое лучшее производственное предприятие – это такое, где технические факторы используются наиболее пропорционально благодаря усилиям менеджеров. Самая лучшая фирма – та, где правильно соизмеряются покупки и продажи путем рыночных сделок. Самый лучший действующий коллективный институт – тот, где в правильном соотношении находятся техника и бизнес»[23].

Основатели институционализма максимально приблизились к сути предпринимательства, но не смогли дать четкого определения предпринимательства и прибыли. Предпринимателя институционалисты связывают с определенной социальной группой, несмотря на то, что предпринимательское поведение демонстрируют разные слои общества.

Джон К. Гэлбрейт продолжил традиции институционализма. Он не относит предпринимателей к определенному слою общества, однако разделяет функции собственников капитала и представителей «техноструктуры», которые своими действиями обеспечивают извлечение прибыли. По сути, Гэлбрейт отождествляет понятия «менеджмент» и «предпринимательство». Деятельность техноструктуры направлена на монополизацию рынков, чтобы подчинить себе механизм формирования цен. Ведь именно несовершенная конкуренция позволяет манипулировать ценами и получать выгоду.[24].

Самой популярной базовой теорией предпринимательства до сих пор остается концепция Йозефа Шумпетера, сочетающая экономическое обоснование предпринимательской функции с попыткой отображения психологического портрета предпринимателя. Он считал предпринимателя основным двигателем развития капитализма, а предпринимательство характеризовал как процесс «творческого разрушения». В книге «Теория экономического развития» (1911 г.) Й.Шумпетер описывает предпринимателя, как новатора, ключевого игрока системы. Он реализует нововведения, которые играют важную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста. «Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как активные субъекты предприятия»[25].


Й.Шумпетер первым объяснил позитивную роль предпринимательской деятельности и представил развернутую концептуальную схему анализа предпринимательства как самостоятельного феномена. Тем самым он положил начало развитию конструктивных теорий предпринимательства.

По мнению Й.Шумпетера, роль предпринимателей состоит в преодолении инерционности экономической системы. Поскольку инерционность является свойством экономической системы, субъекты рыночных отношений не склонны к инновационной деятельности в силу рациональной ориентации в своих действиях. Но стремление адаптироваться к устойчиво функционирующей внешней среде заставляет их отказываться от внедрения новшеств, и любых иных действий, носящих затратный характер.

Такое поведение предпринимателя является адаптивным.

Изменение внешней среды создает новые обстоятельства, к которым возникает желание приспособиться. Субъекты хозяйствования начинают предпринимать определенные действия для адаптации к измененным условиям. В результате они получают конкурентные преимущества. Формирование устойчивого конкурентного преимущества возможно только при анализе стратегических перспектив и реализации их в специфическом перспективном типе поведения.

Логика Й. Шумпетера состоит в том, что для предпринимательской деятельности необходимы сознательные внешние возмущения в рыночной среде. Смысл их в том, чтобы обрести конкурентные преимущества и, как следствие, получить доход. Шумпетер относит предпринимателей к особому типу людей со склонностями к инновационной деятельности, которых, как правило, меньшинство. Заниматься предпринимательством их побуждает один из нескольких мотивов:

- желание состояться как личность, доказать свою состоятельность и исключительные качества (ум, стойкость, целеустремленность и т.п.);

- желание стать полновластным хозяином своего предприятия;

- работать в любимой сфере и достигать в ней определенных результатов при помощи собственных качеств, получая творческую радость от самостоятельной деловой активности.

Следует принять во внимание и согласиться с этим тезисом для дальнейшего конструктивного рассмотрения сущности предпринимательства. Й.Шумпетер внес в понимание предпринимательства такую важнейшую функциональную характеристику как разработка и обоснование процесса реализации нововведений. Он считал, что именно эта функция является центральным звеном механизма экономического развития. Деятельность предпринимателя воспринималась им как процесс «осуществления новых комбинаций». Причем новых комбинаций из тех или иных факторов, которыми располагает предприниматель. Й.Шумпетер, по существу, определяет инновационную деятельность как фактор, влияющий на характер и скорость развития экономической системы[26].


Инновационный компонент – смысловое ядро предпринимательства. Многие российские ученые придерживаются такого мнения, отмечая, что без полной ответственности за результаты своей деятельности и свободы действий существование предпринимательства невозможно.

Таким образом, в разное время сложилось несколько направлений развития теории предпринимательства в процессе развития экономической науки. В жизни понятия коммерция и предпринимательство считаются тождественными. Однако,эти определения не следует рассматривать как синонимы, так как не каждый предприниматель является коммерсантом. Вознаграждением за коммерческую и предпринимательскую деятельность является доход - плата, которую получает предприниматель за свои организаторские способности по объединению и использованию факторов производства, за риск.

Обобщение результатов исследуемых подходов позволяет определить особенности предпринимательства и выделить главную задачу коммерческой и предпринимательской деятельности -рациональное и эффективное использование ресурсов, организацию хозяйственного процесса на инновационнойоснове и предпринимательском риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

2. Эволюция коммерции и предпринимательства в мировой практике

2.1. Эволюция коммерции и предпринимательства за рубежом

2.1.1. Эволюция коммерции за рубежом

Коммерческая деятельность является одной из наиболее ранних появившихся видов деятельности, которая возникла с появлением общественного разделения труда и товарно-денежных отношений.

В рабовладельческом и феодальном обществахгосподствовало натуральное хозяйство и преобладала внешняя торговля, охватывающая незначительную часть продуктов производства и обслуживающая преимущественно личное потребление господствующего класса. В период разложения феодализма внешняя торговля и зарождение мирового рынка способствовали росту товарного производства как основного источника удовлетворения возрастающих потребностей, для чего потребовался обмен продуктами производства.


По мере развития цивилизации растут потребности в соответствии с экономическим законом увеличения потребностей. По образному высказыванию американского ученого А. Холла, «люди обладают колоссальной способностью к приобретению потребностей». В свою очередь, по выражению классика экономической теории, создателя трудовой теории стоимости А. Смита, «потребление является единственной конечной целью производства», при этом К. Маркс сказал, что «без потребления нет производства»[27].

В Европе торговля особенно быстрыми темпами росла в эпоху развития феодализма (XI-XV вв.). Решающую роль в международной торговле играли купцы крупных торговых городов, объединявшиеся в гильдии (отнем. Gilde — «объединение, ассоциация»; в период раннего Средневековья — объединение купцов; в Англии гильдиями назывались также и объединения ремесленников — цехи). В Западной Европе ранние гильдии (генетически связанные еще с обычаями доклассового родового строя) впервые упоминаются в источниках VII-VIII вв. Возникновение гильдий как купеческих объединений относится здесь к концу XI — началу XII в. (в Англии, Германии, Фландрии, Франции). Появление гильдий было вызвано прежде всего потребностями развивавшейся межгородской и международной торговли.

Участники гильдии, объединявшей купцов определенного города, сообща охраняли перевозимые товары, добивались выгодного сбыта товаров путем создания подворий в ярмарочных и других торговых центрах (например, в портах) и получения правовых и особенно таможенных льгот. В гильдии часто объединялись купцы, торговавшие одним определенным видом товаров (например, суконщики, виноторговцы и т. п.). Участников гильдии связывала совместная вооруженная оборона и взаимопомощь (например, при кораблекрушениях, нападениях грабителей, выкупе попавшего в плен «собрата»), В родном городе гильдии гарантировали выгодную для себя реализацию импортных товаров, закрепляя за собой монополию на их розничный (наиболее доходный) сбыт[28].

Монопольные права гильдии наносили ущерб потребительским интересам города. Гильдии обычно возглавлялись старейшиной, несколькими помощниками и выборным советом. Со временем возможность вступления в гильдию стала ограничиваться. В позднее Средневековье гильдии как характерные для Средневековья корпоративные объединения в основном уступили место другим формам купеческих объединений — торговым компаниям.

В XVI-XVII вв. в Европе на основе товарного производства и процесса образования внутреннего рынка повсеместное развитие получила внутренняя торговля, сосредоточенная главным образом в руках купечества (вся оптовая и часть розничной торговли). Большая часть розничной торговли в период зарождения капитализма осуществлялась непосредственными товаропроизводителями — крестьянами и ремесленниками. Часть купечества вела одновременно и внешнюю и внутреннюю торговли.