Файл: "История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в РФ".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Термин «эволюция теории предпринимательства» на данный момент трактуют по-разному. Это разнообразные исследования, которые заключаются в описании и воссоздании истории отдельных предприятий и промышленных секторов, социальных институтов, а также создание биографий предпринимателей. Зарубежные ученые считают границы истории предпринимательства расплывчатыми. Они частично накладываются на другие отрасли науки: историю социума, технологии, экономики, а также менеджмент, социологию и экономику. Специализация внутри самой теории предпринимательства возникла на основании таких показателей, как классификация отрасли, масштабы предприятия и др.[41]

2.2. Эволюция коммерции и предпринимательства в России

2.2.1. Эволюция коммерческой деятельности в России

Исторически в человеческом обществе из предпринимательства, коммерческой деятельности и торговли первой возникла торговля, которая как процесс обмена излишками продукции, известна с каменного века. Вначале обмен носил натуральный характер, но с возникновением денег установились товарно-денежные отношения,и получила развитие коммерческая деятельность[42].

Развитие коммерции и коммерческих отношений осуществлялось параллельно с предпринимательством, так как коммерческая деятельность является частью предпринимательства. Таким образом, исторически торговля является более древней по отношению к коммерческой деятельности и предпринимательству.

С учетом особенностей исторического развития России можно выделить три периода в развитии коммерции и предпринимательства: первый период до 1917 года; второй период: 1917 год— 1991 год; третий период — 1991 год по настоящее время (рис. 1)[43].Каждый период характеризуется особенностями, связанными с историческим развитием России.

Рис. 1. Периоды и этапы развития коммерческой деятельности в России

В эволюции коммерческой деятельности и предпринимательства можно выделить шесть последовательных этапов[44].


Этап 1. Зарождение. Основой хозяйственной жизни Древнерусского государства, созданного в конце XI века, являлись торговля, ремесла и промыслы (звероловство, бортничество). Оплотом торговли на Руси были города, где сосредотачивались торговцы. Вокруг городов возникали торговые поселения, называемые погостами, где совершались коммерческие сделки и заключались договоры. Погоста были прообразом ярмарочной торговли, которая затем получила развитие в России. Купцы или торговые люди в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. К XI веку на Руси появился первый свод законов, где регламентировались такие вопросы как денежные займы, торговые кредита, порядок взыскания долгов с несостоятельного должника и др.

Этап 2. Становление. На этом этапе зарождается ярмарочная торговля и возникает знаменитая Нижегородская ярмарка. В середине 16 века создаются первые акционерные общества. Значительного развитая внутренняя и внешняя торговля достигла при Петре I. В 1703 году в Санкт-Петербурге была открыта первая биржа.

Этап 3. Бурный рост. Начинается после отмены крепостного права в 1861 году. В этот период развивается промышленность и торговля, поэтому возникает необходимость в новых знаниях в области коммерческой деятельности. Открываются специализированные коммерческие учебные заведения. Купцы отправляют на учёбу своих детей за границу.

Этап 4. Стабильное развитие — от начала XX века до 1917 года. Россия становится мировым лидером во многих отраслях промышленности и этому способствует развитие коммерческой деятельности в работе предприятий. Характерной чертой отечественного предпринимательства в это время было распространение благотворительности среди купцов.

Этап 5. Ликвидация. В России после революции 1917 года ликвидируются рыночные отношения, коммерческое предпринимательство становится вне закона. Некоторое оживление в области торговли и коммерческого предпринимательства наблюдалось в период НЭПа с 1921 по 1926 год, но затем в конце 20-х годов частная торговля полностью ликвидируется.

В период советской власти отмечается резко негативное отношение государства к частной торговле. В СССР частное коммерческое предпринимательство было уголовно наказуемым. На первом месте было государственное управление торговлей, административно- командные методы, жесткая централизация управления и планирования. На уровне отдельных предприятий отсутствовала свобода выбора поставщиков и покупателей товаров, а все решения принимались извне.


Этап 6. Возрождение. Начиная с 90-х годов XX века в Российской Федерации принимаются законы, определяющие правовые, экономические и социальные основы создания частных торговых предприятий, меры государственной поддержки и регулирования коммерческого предпринимательства[45].

При переходе предприятий на полную хозяйственную самостоятельность, с развитием рыночных отношений внедряются принципы коммерческой работы, которые характеризуются следующим: свободой выбора поставщиков при закупке товара; множеством поставщиков; экономическим равноправием партнеров; саморегулированием процессов купли-продажи товаров; свободой ценообразования; конкуренцией предприятий; строгой ответственностью сторон за выполнение принятых обязательств.

Переход России от командно - административной системы к рыночным условиям характеризовался стихийностью, поэтому до сегодняшнего дня остаются актуальными разработка стратегии развития торговли и подготовка специалистов в области коммерции.

2.2.2. Эволюция предпринимательства в России

Предпринимательство возникло в условиях торговли: купцы использовали разницу в ценах на товары, перемещая их на разные рынки. В то время предпринимательство заключалось лишь в умелом использовании разницы в ценах и связывалось с высокой степенью риска, что являлось основной характеристикой предпринимательской деятельности.

Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси в виде промыслов (звероловство, лесное пчеловодство) и торговли. Первыми представителями этой деятельности являлись купцы, которые прославили ее далеко за пределами государства: в Византии, Багдаде и на Кавказе.

Развитие ремесел, обработка металла и дерева, лесные промыслы – все это совместно с торговлей было зоной предпринимательства. Уже к XI в. на Руси появляется первый документ, устанавливающий отношения между обществом и предпринимателями и регулирующий саму их деятельность. Документ назывался «Русская правда» - кодекс, составленный Ярославом Мудрым, который затем дополнялся его преемниками[46].

Документ закреплял за предпринимателями право неприкосновенности собственности, предусматривал возможность банкротства, устанавливал пути разрешения имущественных отношений при банкротстве. Например, если купец не вернул долг по своей вине, его могли продать в рабство.


Становление предпринимательства на Руси замедлило татаро-монгольское иго, задержав развитие на несколько столетий.

К XV в. постепенно сформировалось сообщество предпринимателей, которое составляли купцы, ремесленники, ростовщики и им подобные. В это время и появляется термин «предпринимательство», означающий лиц, которые занимаются делами по развитию торговли и производства с целью получения дохода.

В XV — XVI вв. предпринимательство было представлено в основном сельскими промыслами: звероловство, рыболовство, лесное пчеловодство, солеварение, смолокурение, изготовление мочал и металлических изделий. Через некоторое время расцветает торговля изделиями из кожи, металлов и продуктами промыслов (мед, воск, смола, мех, кожа, лен, конопля, полотно).

После появления на Руси Нижегородской ярмарки (XVI в.), торгово-промышленное предпринимательство начинает стремительно развиваться. В частности, происходит подъем купечества. Зарождаются поколения предпринимателей, первым из которых стал род Строгановых – успешных купцов и промышленников в период с XVI по XX вв.[47].

Период правления Петра I позитивно отразился на развитии предпринимательства в царской России. Достаточно упомянуть о том, что количество мануфактур при нем увеличилось с 10 до 230. Величайшие русские предприниматели — «птенцы гнезда Петрова» — навеки вписали в историю свои имена. Например, дом Демидовых, история которого начиналась от тульского кузнеца, чьи дети и внуки затем основали более 40 заводов. На них изготавливали чугун, количество которого составляло 40% от производства сплава по всей России.

Историки считают императора первым предпринимателем всей России, ведь он в полной мере обладал основными качествами предпринимателя. Петр I, частично переняв европейский подход к предпринимательству, заложил основы торгово-промышленного бизнеса в Российской империи.

Дальнейшему развитию предпринимательства способствовали некоторые реформы: отмена крепостного права, земская реформа. После чего начинает свое развитие капиталистическое предпринимательство, тесно связанное с купечеством[48].

Позднее, во второй половине XIX в. возникает необходимость определения различий между предпринимателем и собственником капитала (капиталистом). Возникли новые способы корпоративного финансирования, в результате которого появлялись предпринимательские союзы. В них предприниматели не всегда являлись капиталистами, а капиталисты не всегда брали на себя функции предпринимателя. Разница между владельцем капитала и предпринимателем незаметна лишь в том случае, если капиталист выбрал предпринимательский стиль управления.


Между XIX – ХХ вв. формируются группы предпринимателей, среди которых наибольшее число торговцев, ремесленников и состоятельных крестьян. В это время в Российской империи насчитывается более 5 млн. предпринимателей и около 1500 акционерных компаний. Преуспевал и частный бизнес, семейный капитал. В частности, семьи Мамонтовых, Прохоровых, Морозовых оставили свой след в истории предпринимательства России[49].

В начале XX в. в России было развито биржевое и банковское дело. Первое способствовало развитию торгового бизнеса, а второе – финансового. В этот период были распространены такие формы предпринимательства, как товарищества, артели, кооперативы.

Столыпинская реформа создала предпосылки для формирования крестьянского предпринимательства. Однако незавершенность реформ не позволило ему развиться до фермерства.

Сдерживали развитие предпринимательства и такие широко распространенные явления в России, как помещичий уклад, дворянство, царизм, чиновничий произвол и консервативная бюрократическая система.

Тяжелейшим ударом по предпринимательству стала Октябрьская революция 1917 года, в результате которой была отменена частная собственность, ликвидированы индивидуальные крестьянские хозяйства и сами их собственники, что вместе с гражданской войной привело к упадку производства и снижению уровня жизни людей. Потерянное восстанавливалось долгие годы героическим трудом всего народа. В Советской России предпринимательство даже возродилось на некоторое время – в период НЭПа (1921 – 1926 гг.), после чего бизнес был окончательно уничтожен системой социализма. Возрождение его началось лишь в 1965 г. после советской экономической реформы, раскрепостившей товарно-денежные отношения[50].

С наступлением периода «гласности» и «перестройки» открываются новые перспективы для развития предпринимательства. Официальные черты деятельность приобрела лишь после распада СССР и образования независимых государств.

Сформировано неверное мнение о том, что предпринимательство создано лишь для отдельных частных лиц и мелких фирм. Это суждение характерно для экономики прошлых периодов.

В прошлом предприниматель действовал в условиях простых технологий изготовления и простоты потребительских изделий, выпускал товар в небольших объемах, не подвергаясь большому риску и имея небольшой капитал. Сейчас же все в корне изменилось.

Кроме государственной формы собственности появилась частная и коллективная. Быт и производство людей практически полностью изменились, а потребность в поиске эффективного применения труда и капитала осталась прежней. Общество все еще нуждается в предпринимательстве. Со временем изменились лишь его формы, увеличились масштабы.