Файл: "История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в РФ".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бурное развитие торговли в этот период способствовало возникновению капитализма. Роль и значение торговли при капитализме меняются по сравнению с ее ролью в докапиталистических формациях. В рабовладельческом и феодальном обществах купеческий потенциал выступал посредником между производителем и потребителем. В условиях промышленного капитализма выделился торговый капитал как обособившаяся часть промышленного капитала, функционирующая в сфере обращения и выполняющая специфические функции реализации стоимости и прибавочной стоимости — источника торговой прибыли[29].

В процессе капиталистического воспроизводства роль торговли заключается в обеспечении непрерывности воспроизводства общественного капитала, поскольку в результате кругооборота торгового капитала происходит как реализация вновь произведенной стоимости, так и окончательное превращение товарного капитала в денежный. Экономическое значение внутренней торговли, объем ее товарооборота и методы торговли зависят от уровня развития капитализма.

2.1.2. Эволюция предпринимательства за рубежом

Экономическая история и теория предпринимательства имеют общие корни. Предпосылки возникновения теории предпринимательства появились еще в конце XIX в. Все началось в Америке и странах Западной Европы, где публиковали биографии и автобиографии известных успешных предпринимателей. Несмотря на это теория предпринимательства получила статус научной дисциплины несколько позже – во второй половине XX в.

Мировым лидером в процессе становления теории бизнеса как отрасли науки стала Америка. Именно в этой стране появился первый специализированный журнал "BusinessHistoryReview", увидевший свет в 1926 году. На его страницах публиковались статьи об истории династий предпринимателей, освещались многие аспекты их производственной и коммерческой деятельности. Уже в 1927 году в Гарварде была создана первая кафедра истории бизнеса, которую возглавил американский историк Н.С.В.Грас. Эти события сыграли важную роль в становлении предмета и расширении объекта исследований, способствовали дальнейшей институционализации теории бизнеса. В результате возникла Гарвардская школа[30].

Кафедра и журнал стали толчком к созданию Центра по изучению истории предпринимательства при Гарвардском университете, который был основан в 1948 году экономистом Й.А.Шумпетером и историком А.Коулом. Появление Центра стало стимулом для многих специалистов. В 1950 году появляются исследования посвященные истории крупных предприятий, изучению отраслей малого бизнеса и производства. Эти темы до сих пор остаются актуальными[31].


Во второй половине XX в. в Америке теория предпринимательства как отрасль науки получает дальнейшее развитие. С 1954 г. была создана Американская конференция по истории бизнеса, в рамках которой ежегодно проводят форумы, созывая специалистов со всех стран. Помимо этого, Американская конференция выпускает журналы. Например, в 2000 г. вместо периодического издания «Предпринимательская и экономическая история» был выпущен новый международный журнал «Предприятие и общество». На данный момент в Америке помимо конференции работают еще две организации: Центр по истории бизнеса, технологии и общества Музея Хагли и Общество экономической и предпринимательской истории. Организации также ежегодно проводят конференции, посвященные проблемным темам истории предпринимательства в США, Европе и странах Востока. Библиотека и музей Хагли – крупнейший в Америке независимый исследовательский центр. В библиотеке можно найти множество книг по истории бизнеса и экономики, индустриализации и технологии[32].

Плоды деятельности Й.Шумпетера сыграли важную роль в развитии теоретико-методологической базы. Знаменитая "концепция Новатора" в свое время создала прочный фундамент для теории эволюции предпринимательства. Ее суть заключалась в том, что ученый ввел новую производственную функцию в модель экономической системы. По мнению Шумпетера эта функция осуществлялась Новатором, чьи стремления были направлены на получение большей прибыли. На помощь такому предпринимателю приходил банкир, который мог выдать необходимый кредит для обеспечения деятельности Новатора[33].

Представления Й.Шумпетера и Э.Пенроуза стали базой, на которой основывается в том числе и современная эволюционная теория фирмы. Их труды проложили путь от первоначальных представлений о дисциплине к 60 – 70 гг. XX в., когда ученые и экономисты спорили о методологии, предмете и судьбе теории предпринимательства.

Главные черты американской схемы формирования теории эволюции предпринимательства как отрасль науки спустя несколько десятилетий повторили ведущие промышленные страны Западной Европы.

В Великобритании по настоянию профессора Ф.Е.Хайда, преподававшего в Ливерпульском университете, в 1958 г. начал выпускаться журнал «BusinessHistory». Годом позже был учрежден фонд при поддержке Торговой палаты Глазго, позволивший профессору П.Л.Пэйну проводить лекции по истории предпринимательства в ведущем университете Шотландии. В 1960 г. был образован Шотландский совет по предпринимательским архивам, который занимался не только преподаванием дисциплины, но и взял на себя академические исследования, что положительно отразилось на процессе институализации.


Следующим этапом формирования теории предпринимательства стало образование научно-исследовательских центров в Рединге и при университете Глазго, которые тесно сотрудничают друг с другом и на сегодняшний день. История предпринимательства выделена в отдельную структурную единицу и в Лондонской школе экономики.

К числу первооткрывателей из стран Европы относятся и специалисты из Бельгии и Германи. В 1971 г. появилась одна из первых организаций на континенте по истории предпринимательства, образованная при университете Антверпена (CentrumvoorBedijfgeshiedenis). Там изучалась история предпринимательства и предпринимателей Антверпена, охватывая период с XVII в. по современный период. Здесь создавались и создаются описи и библиографии, а также хранятся коллекции делопроизводственной документации[34].

Сейчас в Бельгии функционирует несколько центров, которые проводят фундаментальные исследования по различным направлениям. В Свободном университете Брюсселя в 1986 г. была создана Группа по изучению истории бельгийских служащих (Grouped'HistoireduPatronat). Ее основателями стали преподаватели истории и журналистики. Группа начала свою деятельность с масштабного проекта – написания биографий крупнейших предпринимателей и старших менеджеров Бельгии. Проект охватывал период с 1830 г. Под руководством Группы специалисты разных университетов создали словарь бельгийских служащих. Одновременно создавалась база данных за период 1830 – 1980 гг. Позже – в 1993 г. – формируется Фламандская ассоциация для содействия истории предпринимательства, на которую были возложены координационные функции. Ассоциация выступала в роли посредника между общественными институтами (предприятиями, университетами, архивами) и специалистами. И, наконец, в 1994 г. в Брюсселе была основана Ассоциация содействия архивам частных компаний.

В ФРГ в 1976 г. было создано Общество по истории предпринимательства, которое стало издавать периодический журнал-ежегодник. В настоящее время в рамках Общества работает 4 рабочие группы: по истории страхового дела, транспорта, бизнеса и банковской истории[35].

Процесс формирования теории предпринимательства в Италии начинается в 1983 г. с создания Ассоциации истории и исследований предприятий (ASSI). Позднее, в 1992 г. Ассоциацию преобразовали в фонд, получивший поддержку таких крупных концернов, как "Фиат", "Монтедисон" и "ФрателлиДиогварди". В качестве спонсора фонда выступила также Миланская торговая палата. ASSI определила для себя 4 главных направления деятельности:


1) Организация научно-практических конференций и семинаров. Начиная с 1985 г. Ассоциация ежегодно проводит встречи под названием «Международная неделя по истории предпринимательства», на которых рассматриваются различные проблемы бизнеса.

2) Издательская деятельность. ASSI выпускает 2 периодических издания: «Архивы и предприятия» и «Ежегодник по истории предприятий», а также спонсирует журнал «IndustrialandCorporateChange» по истории экономики и предпринимательства. Ассоциация издает научные монографии. Книга А.Чандлера стала одной из последних работ ASSI.

3) Ассоциация координирует важнейшие исследовательские проекты, проводимые национальным исследовательским советом (CNR).

4) ASSI поддерживает образовательные программы по истории предпринимательства в рамках средней и высшей школы[36].

Фонд внес неоценимый вклад в процесс институализации теории предпринимательства в Италии.

В последние десятилетия XX в. новая дисциплина активно развивалась в Голландии. Первым общественным институтом, организовавшим специализированный центр посвященный истории предпринимательства (CentrumvoorDedrijfsgeschiedenis), стал Университет Эразма в Роттердаме. Событие произошло в 1984 году. За ним последовал университет Утрехта. На данный момент в Голландии функционирует несколько организаций, среди которых: Национальная ассоциация и Фонд содействия истории предпринимательства.

В других странах Западной Европы (Франция, Финляндия, Португалия, Греция, Венгрия) история предпринимательства также переживает период бурного развития, однако там процесс институализации зашел не так далеко, как в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и Голландии. Во Франции, например, еще не создано ни одно специализированное общество, но с 1992 г. издается журнал «EnterpriseetHistoire». Некоторые заинтересованные коммерческие структуры оказывают поддержку французским бизнес-историкам. Особенно активно здесь получает развитие банковская проблематика. В 1995 г. в Венгрии (г. Будапешт) создается Центр исследований по истории бизнеса при Отделении экономической истории, нацеленный на активное международное сотрудничество. В остальных странах в последние десятилетия заметно возросло общее количество трудов и публикаций по теме.

На развитие теории предпринимательства позитивно воздействовали родственные с ней отрасли науки. В этом можно убедиться на примере школы эволюционной экономики, которая окончательно оформилась между 70-ми и 80-ми годами XX в. Яркими представителями школы являются экономисты Р.Нельсон и С.Уинтер. Опираясь на широкую базу эмпирических исследований, эволюционная экономика рассматривает инновационные и технологические изменения в обществе с точки зрения экономической перспективы. Школа эволюционной экономики, по мнению зарубежных специалистов, внесла свой вклад в развитие теории предпринимательства[37]. В рамках школы были выделены следующие утверждения:


  • технология является специфической областью знания, которую составляет не только информация, но и ноу-хау, институты, регулирующие инновационную активность. Все это объединяется в так называемую концепцию «технологической парадигмы»;
  • фирма – объект анализа, а также место технологических и инновационных изменений. Разные компании работают в разных «технологических режимах». Сюда входит, в частности, уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и масштабы рынка. Примечательно, что эволюция промышленной и технологической структуры происходит одновременно;
  • технология не может рассматриваться как определяющая переменная внешнего происхождения. Каждая отдельная технология совершенствуется по своей траектории, направление которой определяется в зависимости от экономических и технических границ выбранной парадигмы, а также стратегией и поведением индивидов, социальных групп и институтов[38].

Школа эволюционной экономики попыталась построить теорию экономических изменений и международной торговли, основываясь на различиях технологических возможностей национально-государственных образований[39].

Концепция технологических изменений оказала сильное воздействие на ортодоксальную экономику. Позже, в конце 1980-х гг. сформировались можели внутреннего роста, которые восстановили роль человеческого капитала и технологий. Возвращаясь к школе Р.Нельсона и С.Уинтера, следует отметить еще один немаловажный факт: авторы утверждали, что фирма способна создавать и консервировать определенный режим работы и сложившихся привычек, которые в конечном итоге и определяют ее общую продуктивность[40].

Эволюционная экономика и неоинституциализм сформировали прочную теоретическую базу для современной мировой теории эволюции предпринимательства. Многие новые направления этой отрасли науки продолжили и развили идеи и взгляды Й.Шумпетера и Э.Пенроуза. В настоящее время специалисты сходятся во мнении о том, что способность фирмы защищать и развивать компетенции индивидов, образующих организацию, является одним из основных критериев, объясняющих существование, границы, природу и развитие капиталистического предприятия. Нельзя забывать и о том, что экономические и рыночные процессы тесно связаны от их культурного, исторического и географического контекста. К тому же, как считают современные специалисты, те переменные, которые выходят за рамки рынка, образуют характерные черты системы народного хозяйства как таковой и являются существенной частью общей эволюции экономики.