Файл: "История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в РФ".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время в России возрастает интерес к вопросам коммерции и предпринимательства. Это вполне объяснимо. Многие годы предпринимательство в стране практически не существовало, а некоторые виды предпринимательской деятельности преследовались в уголовном порядке.

Прогрессивное развитие рыночной экономики невозможно без развития коммерции и предпринимательства. Это обусловлено тем, что в экономике рыночного типа предпринимательство играет важную роль, его состояние является показателем успешности экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды.

Понадобилось время для изучения опыта экономически развитых стран, проведения экономических реформ в России, практического перехода к рыночному способу производства, чтобы понять, что за коммерцией и предпринимательством - будущее современной России. Рыночная экономика – это, прежде всего, экономика свободной коммерческой деятельности и предпринимательства, т.е. широкого распространения бизнеса. Поэтому продвижение России к рыночным формам и методам хозяйствования неизбежно связано с увеличением масштабов вовлечения людей в коммерческую и предпринимательскую деятельность.

Исторически в обществе первоначально возникла торговля как возможный способ бартера (натурального обмена) которая, как процесс обмена избытками продуктов, известна людямеще с каменного века. С появлением денег наступили товарно – денежные отношения. Так появилась известная до настоящего времени коммерческая деятельность, которая осуществляется совместно с предпринимательской, являясь ее частью.

В результате эволюции в большинстве развитых стран установился определенный способ хозяйствования – коммерческая и предпринимательская деятельность. Поэтому в цивилизованном обществе коммерция и предпринимательство с давних времен являются важнейшей экономической составляющей современного общества, став реальным двигателем экономического и социального развития. Безграничные потребности населения не смогут удовлетворяться в полном объеме без существования коммерческой и предпринимательской деятельности.

Таким образом, изучение коммерции и предпринимательства необходимо. Зная эволюцию и особенностиразвития данных категорий, можно составить прогноз, способствующий определению путей развития коммерческой и предпринимательской деятельности и их влияния на качество жизни современного общества.


Объект исследования –коммерческая и предпринимательская деятельность.

Предмет исследования – история развития коммерции и предпринимательства.

Цель работы - рассмотреть историю коммерции и предпринимательства как основного вида деятельности, способного повлиять на развитие общества в целом.

Поставленная цель определила ряд задач, на решение которых направлено проведенное в курсовой работе исследование:

- изучить понятия коммерции и предпринимательства, определить их роль и значение в экономике;

- исследовать историю возникновения и эволюцию теории предпринимательства;

- рассмотреть виды, формы и функции коммерции и предпринимательства, условия их развития;

- изучить эволюцию коммерции и предпринимательства за рубежом;

- исследоватьэволюцию коммерции и предпринимательства в России;

- определить роль государства в эволюции коммерции и предпринимательства.

Методы исследования, применяемые в курсовой работе – сравнительный, исторический, обобщение и систематизация.

При выполнении работы использованы работы российских экономистов, научные статьи.

Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Теоретические основы коммерческой и предпринимательской деятельности

Понятие и исторические предпосылки возникновения коммерции и предпринимательства

В основе рыночной экономической системы лежат потребности людей и их экономические интересы. В результате появляются экономические отношения по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ. Большинство современных научных подходовсходятся в точке зрения о том, что коммерция и предпринимательство – важнейшие элементы хозяйственного механизма, а предприниматель (коммерсант) – одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества.

И коммерция, и предпринимательство по праву считаются сложнейшими и труднообъяснимыми социокультурными явлениями всей истории человечества. В современных условиях коммерция и предпринимательство представляют собой особый образ деятельности и образуют некую социальную общность, и представляют интерес в качестве объекта изучения практически для всех общественных наук.


Взгляд на коммерцию и предпринимательство, как на экономические процессы, связан с возникновением и развитием разных экономических течений и школ[1].

Предпринимательство сложилось историческим путем, но сложилось не окончательно. Развитию предпринимательской деятельности способствовало рыночное хозяйство. Именно торговая деятельность человека стала отправной точкой предпринимательства. В связи с отсутствием влияния производства на рынок, купцы использовали несоответствия между спросом и предложением, получая выгоду от разницы в ценах на перемещаемые с рынка на рынок товары. В тот период предпринимательство основывалось лишь на рыночном дисбалансе, а его характерной чертой был риск.

Переход к индустриальному производству меняет сферы предпринимательства. Ими становятся отрасли материального рынка. Теперь предпринимательский успех формирует не наиболее привлекательный рынок, а поиск более рациональных факторов производства. Усложнилась деятельности – усложнились и функции предпринимательства, рассредоточив его. С этого момента предпринимательство уже не является монополией собственника[2].

До сих пор нет четкого и единого определения, описывающего предпринимательскую деятельность. Роберт Хизрич – профессор, американский ученый характеризует предпринимательство как «процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым». Научная и учебная литература американских авторов содержит и другие определения предпринимательства, характеризующих его с разных точек зрения.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия»[3].

В настоящее время все еще не создана экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в ней велика. Научное осмысление предпринимательской деятельности можно условно разделить на три «волны» становления теории предпринимательства.


Первая «волна» берет свое начало еще в Средневековье (XVIII в.), уделяя особое внимание на рискованной деятельности предпринимателя. В период второй «волны» была выделена основная черта предпринимательства – его инновационность. Третья «волна» охарактеризовала личностные качества предпринимателя и определила роль предпринимательства. Современное развитие предпринимательства можно отнести к четвертой «волне», когда управленческий аспект становится центральным среди действий предпринимателя. Что означает анализ проблем предпринимательства на междисциплинарном уровне.

Таким образом, хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется такими понятиями, как предпринимательская деятельность.

В настоящее время под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают самостоятельную деятельность, основанную на собственной инициативе отдельных граждан и их объединений, которая осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение максимальной прибыли.

«Предпринимательство» – это деятельность по производству продукта или предоставлении услуг, свое «дело». Предпринимательскую деятельность часто называют бизнесом.

Важнейший признак предпринимательства – самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Став предпринимателем, человек самостоятельно решает все вопросы деятельности своего бизнеса, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

С самостоятельностью тесно переплетается личная экономическая заинтересованность и ответственность. Предприниматель, преследуя собственные выгоды в целях получения прибыли, в результаты работает на интересы общества.

Предпринимательская деятельность свойственна товарному производству и рынку. Важнейшими условиями существования и развития предпринимательской деятельности являются:

- относительная обособленность и экономическая свобода предпринимателей;

- наличие рыночного пространства;

- развитые товарно-денежные отношения.

Предприниматель самостоятелен, поэтому он в полной мере берет на себя ответственность за результаты своей деятельности. Сочетание заинтересованности и ответственности приводит к необходимости работы в жестком режиме.

Предпринимательство неразрывно связано с новаторством, творческим поиском. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию своего производства[4].


В зависимости от направленности деятельности выделяют такие виды предпринимательства, как производственное, коммерческое, финансовое, посредническое и страховое. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

Коммерческое предпринимательство подразумевает деятельность предпринимателя в перепродаже товаров. Получаемая прибыль формируется как разница между ценой продажи и ценой покупки товара. Его преимущество - быстрый оборот денежных средств и возможность расширения, поэтому рискипредпринимателя при данной форме организации деятельности ниже.

Исходя из сказанного выше, можно определить и сущность термина «коммерческая деятельность», или просто «коммерции», которые употребляются наравне с понятием «предпринимательская деятельность»[5].

Коммерческую деятельность можно рассматривать в широком и в узком смыслах. В широком смысле слова коммерческая деятельность — это одна из форм бизнес-деятельности (наряду с промышленным или банковским бизнесом), связанная со сферой непосредственной реализации продукции, со сферой торговли.В узком смысле слова коммерческая деятельность — это часть любого бизнеса, связанная с заключением торговых сделок.

Таким образом, предпринимательство играет важную роль в экономике, способствуя расширению ассортимента предлагаемых товаров и услуг, и за счет возрастания конкурентной борьбы улучшается качество продукции и условия ее реализации. Понятие «коммерция» подразумеваетспецифическийспособ организации экономическойдеятельности, приносящий доход.

1.2. Виды, формы и функции коммерции и предпринимательства, условия развития

Классифицировать предпринимательство можно по двум основным критериям: характеристика деятельности и ее масштаб[6].

1. По масштабу:

- Индивидуальное предпринимательство – любая творческая деятельность одного человека или его семьи, создающая доход. Индивидуальным предпринимателем является физическое лицо (гражданин), которое лично ведет дело от своего имени, на свой риск, самостоятельно принимает хозяйственные решения. Тем самым он берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Основой индивидуального предпринимательства обычно является частная собственность. Чаще всего такая деятельность носит характер малого бизнеса[7].