Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Законность проведения оперативно-розыскных мероприятий в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Негласный опрос бывает двух видов: в первом случае оперативный работник не скрывает, кем является, но ведет себя так, чтобы опрашиваемый не догадался, чего от него хотят, что конкретно интересует оперативно-розыскные органы (с сокрытием истинных задач проводимого мероприятия); во втором случае, при опросе оперативный работник (оперативник) выдает себя за другое лицо с сокрытием своей должности (прикрытием может являться представление страховым агентом).

Результаты опроса в зависимости от формы, в которой он был проведен, и характера полученных сведений оформляются объяснением (заявлением, протоколом явки с повинной) либо рапортом (справкой) сотрудника, выполнившего это ОРМ.

В зависимости от конфиденциальности проводимого опроса указанные документы приобщаются к уголовному делу или делам оперативного учета.

В процессе опроса могут использоваться аудио и – видеозапись, другие технические средства фиксирования информации, полученной от опрашиваемого (ч.2 ст.6). Как правило, у опрашиваемого испрашивается согласие на применения технических средств. Если они применяются негласно, материалы аудио и – видеозаписи и др. хранятся как секретные и не могут использоваться как носители [11, с. 167].

Наведение справок – ОРМ, заключающееся в сборе информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, в целях решения задач оперативно- розыскной деятельности, осуществляемое путем изучения документов (в том числе архивных) или (и) направления запросов как в государственные, включая правоохранительные, органы, так и в любые предприятия, учреждения и организации независимо от их принадлежности, имеющие информационные системы, располагающие информацией, сохраняемой в других формах.

Изучение документов осуществляется непосредственно сотрудником оперативного аппарата или другим лицом по его поручению. Наведение справок предполагает сбор сведений о лице, его биографии, о родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, о судимостях либо иных имевших место правонарушениях. Кроме того, сбор ведется о налоговых, банковских и других финансовых данных, о медицинских, страховых и иных сведениях.

Наведение справок может осуществляться гласно и негласно. В последнем случае справки получают путем применения замаскированных методов и способов в связи с обстоятельствами конкретного дела, по оперативными соображениями допускается зашифровка цели наведения справок или (и) личности, должностной принадлежности оперативного сотрудника (п. п. 1 и 4 ст. 15 ФЗ РФ «Об ОРД») [2].


Справки о сведениях криминального характера могут быть получены из информационных систем правоохранительных органов (различного рода учеты).

Это сведения о судимостях, административных правонарушениях, наличии оружия, об отпечатках пальцев, о похищенных предметах и ценностях, о нераскрытых преступлениях и др. Кроме того, согласно ст. 10 ФЗ об ОРД, оперативно-розыскные органы для решения возложенных на них задач вправе создавать и использовать свои информационные системы, в большинстве своем – негласного характера.

Запросы направляются в соответствующие органы, предприятия, учреждения за подписью руководителя органа, осуществляющего ОРД.

Сбор образцов для сравнительного исследования – это ОРМ, заключающееся в получении объектов, являющихся носителями информации и в этом своем качестве необходимых для криминалистического и других сравнительных исследований в целях решения задач ОРД [10, с. 763].

Образцы – это предметы, используемые как эталоны для сравнительного исследования (отпечатки пальцев рук, кровь, волосы, слюна, голос, иные физиологические компоненты; почерк, оригиналы подписей, подлинные документы, и др.), а также предметы, являющиеся составной частью целого (часть сырья, продуктов питания, товаров, документации организации, предприятия, учреждения, похищенное имущество и др.), непосредственное сравнительное исследование которых позволяет установить, несут ли они потенциально доказательственную информацию.

Сбор образцов для сравнительного исследования может осуществляться гласно, негласно и с зашифровкой цели мероприятия или (и) личности непосредственного исполнителя (это зависит от ситуации) [23, с. 81].

Гласно это ОРМ проводится в случаях, когда лицо, в собственности или распоряжении которого находятся образцы, добровольно соглашается передать их сотруднику оперативного аппарата. Негласно сбор образцов осуществляется при необходимости скрыть этот факт от проверяемых лиц. Негласность сбора образцов обеспечивается применением специальных методов и средств ОРД в соответствии с процедурами, регламентированными ведомственными нормативными актами. Зашифрованный сбор образцов внешне выглядит как гласное действие, но по существу также оставляет проверяемых лиц в неведении относительно истинного смысла наблюдаемых ими действий.

Исследование предметов и документов – это криминалистическое, научно-техническое или иное исследование предметов, веществ и документов, полученных в процессе оперативно-розыскной деятельности, проведенное в непроцессуальной форме специалистами, обладающими необходимыми для этого познаниями в целях обнаружения информации, необходимой для решения задач ОРД.


Названное ОРМ заключается в получении по результатам научного изучения предметов и документов информации о:

а) содержании документов, лицах, их исполнивших, способах и средствах копирования, их отождествлении (изучается их содержание, почерк, подписи, шрифт, печати, штампы, выявляются признаки подделки указанных объектов);

б) назначении предметов, технологии, месте и времени их изготовления, качественных характеристиках и их идентификации (например, оружие боеприпасы, взрывчатые вещества и т.п.);

в) биологических объектах (кровь, сперма, волосы, голос и т.д.) [3, с. 124-125].

Исследование проводится в рамках оперативной проверки, как правило - до возбуждения уголовного дела по письменному поручению (требованию) руководителя органа, осуществляющего ОРД, экспертно-криминалистическими подразделениями правоохранительных органов, а также научно-исследовательскими учреждениями иной ведомственной принадлежности, располагающими специалистами соответствующего профиля.

Проведение исследования может быть поручено и отдельным лицам, являющимся специалистами в определенной области научного или прикладного знания. В этих случаях с ними заключается контракт на выполнение исследования.

Основанием изучения является направление предметов или документов на исследование, составляемое оперативным работником в произвольной форме, но с обязательным указанием обстоятельств дела, индивидуальных признаков направляемого объекта и с поставленными вопросами (иногда такие направления называют «отношение»). Предметы и документы направляются в соответствующие экспертные учреждения или к иным специалистам, которые компетентны провести соответствующее исследование в соответствии со своими знаниями и профессиональной подготовкой [7, с. 53].

Результаты проведенного исследования представляются в оперативно-розыскной орган в виде справки, в которой указываются данные лица, проводившего исследование, характер мероприятий в процессе исследования и выводы, которые были сделаны по окончании исследования. Если в ходе исследований объект подвергался внешнему воздействию или часть его уничтожена либо повреждена, то об этом также указывается в справке с описанием точных величин уничтожения или повреждения. Данная справка не может служить доказательством по уголовному делу, а используется только как ориентирующая информация в целях дальнейшего проведения или окончания оперативной проверки либо для установления признаков преступления и возбуждения уголовного дела Как и другие оперативные мероприятия, исследование предметов и документов может быть проведено конфиденциально и без оглашения данных о специалистах, его проводивших. В этом случае выводы исследования оформляются рапортом или справкой работника оперативно-розыскного органа и используются в условиях, не допускающих оглашения данных о личности специалиста и сделанных им выводах.


Наблюдение – это ОРМ, заключающееся в контроле за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, путем негласного слежения за ними в местах их нахождения, во время пешего передвижения, использования транспортных средств с целью выявления их контактов, посещаемых объектов, различных действий, в первую очередь - эпизодов совершения преступлений [3, с. 126-127].

Различаются физическое и электронное наблюдение, а также комплексное, при котором физическое наблюдение сочетается с электронным. Физическое наблюдение – это слежение, основанное на визуальном способе контроля. Оно может проводиться непосредственно сотрудниками оперативных аппаратов, осуществляющих оперативную проверку, сотрудниками специализированных оперативных подразделений, и иными лицами по поручению оперативного работника. В процессе наблюдения могут негласно производиться видеозапись, и фотосъемка.

Электронное наблюдение ведется сотрудниками специализированных оперативно-технических подразделений правоохранительных органов с применением технических средств, позволяющих контролировать действия наблюдаемого лица в помещениях, в транспортных средствах, осуществлять слуховой контроль и аудиозапись разговоров наблюдаемых лиц [5, с. 28].

На проведение электронного наблюдения, связанного с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, требуется судебное решение (ч.2 ст.8 ФЗ РФ «Об ОРД). При проведении наблюдения запрещается собирать информацию о частной жизни проверяемых лиц, если это не связано с необходимостью решения задач ОРД. На это обстоятельство специально обращает внимание Конституционный Суд РФ (см.п.4 определения от 14 июля 1998 г).

Организация, тактика и оформление результатов наблюдения, осуществляемого специализированными оперативными подразделениями правоохранительных органов, регламентируется ведомственными нормативными актами.

Отождествление личности – это ОРМ, заключающееся в установлении лиц, причастных к подготовке или совершению преступлений либо находящихся в розыске методом идентификации по характеризующим их признакам, осуществляемое в непроцессуальной форме (оперативная идентификация) [5, с. 29].

Отождествление личности осуществляется в тайне от идентифицируемого лица путем:

1. негласного опознания по признакам внешности, голосу и другим, в т.ч. особым примета, одежде, предметам, имеющим отношение к устанавливаемому лицу;

2. исследования предметов, документов, биологических объектов.


Отождествление личности может происходить в форме непосредственного визуального опознания. Такая форма негласного опознания возможна в естественно сложившихся условиях, когда лицо, ранее встречавшееся с разыскиваемым, опознает его по приметам (например, потерпевший, очевидец участвуя в составе поисковой оперативной группы в розыске преступника в местах его возможного появления) и в условиях, создаваемых искусственно (любые варианты, обеспечивающие опознающему лицу возможность непосредственно увидеть опознаваемого в числе других лиц) [11, с. 64-65].

Опосредованное визуальное опознание осуществляется путем предъявления опознающему фотографий, и видео материалов, описаний по методу словесного портрета или художественных изображений (например, портрета) лица, тождество которого устанавливается.

При предъявлении фотографий необходимо максимально приблизить процедуру к условиям процессуального опознания по фотографиям. Отождествление личности в оперативно-розыскной деятельности может также проводиться в форме идентификации по запаху собакой (оперативная выборка), патрулированием в местах скопления людей оперативным работником совместно с потерпевшим или очевидцем преступления и т.д.

2.2 Оперативно-розыскные мероприятия ведомственного санкционирования

К данной группе относятся ОРМ, которые согласно закона должны проводиться на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.

В их число входят четыре оперативно-розыскных мероприятия:

1. проверочная закупка;

3. контролируемая поставка;

4. оперативный эксперимент [8, с. 49].

Проверочная закупка – это ОРМ, заключающееся в приобретении предметов, веществ, изделий, услуг у лица, подозреваемого в преступной деятельности, с целью фиксирования его действий в момент совершения (обмане потребителей, торговле товарами, свободная реализация которых запрещена), выявления и пресечения преступлений, задержания с поличным, а также для решения других задач ОРД.

Проверочная закупка может быть направлена как на приобретение предметов, товаров, услуг, находящихся в свободной гражданском обороте, так и тех, свободный оборот которых ограничен или вообще запрещен.

Проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 5 ст. 8 ФЗ РФ «Об ОРД»). Проверочная закупка проводится непосредственно сотрудником органа, осуществляющего ОРД, или по его поручению другим лицом. Для участия в проверочной закупке могут быть привлечены отдельные граждане и специалисты. В дальнейшем они могут стать свидетелями по уголовному делу.