Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Международный валютный фонд в системе международных экономических отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не менее важна необходимость принятия решительных мер для устранения структурных препятствий для устойчивого роста, который может повысить уровень жизни до уровня соседних с Украиной стран, в том числе реформа системы налогового администрирования, прозрачность, улучшение управления государственными финансами и реформы государственных предприятий[31]. Также борьба с коррупцией велась с помощью укрепления законодательства, мер по повышению эффективности судебных органов и действий по ограничению влияния заинтересованных групп в Украине, которые могли привести к искажениям в экономике.

Официальные органы Украины предприняли эффективные действия для решения укоренившихся проблем и разрыва с прошлыми непозволительными мерами в политике. МВФ и международное сообщество поддерживают проведение Украиной программы реформ.

Таким образом, можно утверждать, что к настоящему моменту в условиях нестабильности мировой экономики следует осуществлять сотрудничество с МВФ для увеличения притока финансовых ресурсов в страны с разным уровнем доходов, решения проблем внешней задолженности этих стран, предотвращения возрастания задолженности до недопустимого уровня, а также содействию возвращению вывезенного капитала.

3.2. Тенденции развития Международного валютного фонда

Возрастающая политическая нестабильность, а также дисбалансы в мировой экономике служат предпосылками для ее трансформации и требуют постоянного совершенствования деятельности международных финансовых институтов, создающих институциональный базис международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Среди направлений реформирования главного международного финансового института – МВФ – можно выделить следующие:

1. Реформа надзорной деятельности;

2. Реформа квот и голосов стран-участников Фонда;

3. Реформа кредитной деятельности (базируется на перераспределении квот стран-участников)[32].

Серьезным испытанием для МВФ стали валютные и финансовые кризисы 2014 – начала 2016 гг. В этой связи он подвергся массированной критике. Фонд закономерно упрекали в том, что он не смог своевременно предвидеть развитие кризисных процессов на мировых валютных и финансовых рынках.


Особенно остро вопрос о реформировании МВФ встал в обстановке глобального кризиса второй половины 2000-х годов, наглядно обнажившего уязвимые стороны этой организации. В данной связи в опубликованных в марте 2009 г. «Предложениях Российской Федерации к саммиту «Группы 20» в Лондоне (апрель 2009 г.)» указывалось: «В средне и долгосрочном плане выступаем за пересмотр роли и манда-та МВФ, приведя их в соответствие с новой структурой мировой валютно-финансовой системы, модификация которой будет, очевидно, завершена в результате текущего кризиса»[33].

Реалии современности вызывают необходимость комплексного валютного и финансового регулирования международных отношений. Так, стремительный рост финансовых рынков и их всесторонняя глобализация привели к выработке управленческого подхода МВФ, объединяющего регулирование международных валютных отношений, с одной стороны, и финансовой сферы – с другой. В годы после Второй мировой войны валютное устройство приспосабливалось исключительно к потребностям обслуживания мировой торговли, которая в то время была доминирующим – и практически единственным – видом международных экономических отношений.

По-иному обстоит дело в наши дни, когда в результате формирования мирового финансового рынка огромные масштабы приобрели трансграничные потоки частного капитала.

В сентябре 2015 г. Исполнительный совет МВФ принял решение сделать оценки финансовой стабильности в рамках ФСА П обязательными для государств-членов с «системно значимыми финансовыми секторами» и использовать эти оценки в качестве одного из элементов регулярных консультаций в целях надзора в соответствии со ст. IV Статей соглашения Фонда. Обязательные оценки финансовой стабильности включают следующие три компонента: 1) оценку источников, степени вероятности и потенциального воздействия основных рисков на макроэкономическую стабильность в краткосрочной перспективе; 2) оценку системы мер политики, направленной на обеспечение финансовой стабильности в каждой стране, включающую в себя оценку эффективности надзора за финансовым сектором на основе международных стандартов; и 3) оценку способности финансовых органов предотвращать и преодолевать финансовые кризисы, проводимую на основе анализа системы финансовой защиты, готовности к кризисным ситуациям и системы преодоления кризисов[34].

В апреле 2015 г. Исполнительный совет обсудил предложения по разработке основы макропруденциальной политики Установлено, что главной задачей такой политики должно быть выявление системного финансового риска, накапливаемого в разных финансовых секторах и странах, и, соответственно, сохранение финансовой стабильности.


Исполнительные директора подчеркнули, что макропруденциальную политику следует рассматривать как дополнение к макроэкономической и микропруденциальной политике.

Модернизация надзорных функций, а так же глобализация экономики, учащение и углубление экономических и финансовых кризисов побуждают МВФ к существенной трансформации одного из наиболее важных аспектов его деятельности – надзора (surveillance) за экономической, финансовой и валютной политикой государств-членов. В рамках этого процесса МВФ выявляет потенциальные риски для внутренней и международной стабильности и рекомендует необходимые изменения в проводимой политике.

В апреле 2015 г. МВФ принял так называемую «Среднесрочную стратегию» – ССС/МТС, которая предусматривала осуществление ряда изменений в структуре и концептуальных установках Фонда. В частности, Конкретные направления содержательных изменений в концептуальных установках надзора были определены в итоговом коммюнике заседания МВФК, которое состоялось в Вашингтоне 20 октября 2007 г. В этом документе предусматривалась выработка макроэкономических ориентиров, соблюдение которых государствами-членами оказывало бы противодействие финансовым кризисам, их переносу из одних стран в другие, не допускало перерастания этих кризисов в системные экономические расстройства. МВФК выделил пять критически важных областей, которые требуют углубленного анализа и осуществления на его основе практических мер. Эти области таковы:

Фонд должен расширить анализ так называемых «внешних вторичных эффектов», начав с составления соответствующих докладов, относящихся к странам с «системно значимой экономикой». В 2011 г. начата работа над «докладами о вторичных эффектах» по пяти странам/регионам (Великобритания, зона евро, Китай, Соединенные Штаты и Япония). Проблемы корректировки международной валютной системы с постоянной заботой МВФ продолжает оставаться международная валютная система. Глобальный финансовый кризис вызвал существенное обострение противоречий в валютной сфере, дал основание говорить об опасности возникновения полномасштабной «валютной войны». В связи с этим в апреле 2011 г. было проведено заседание Исполнительного совета, посвященное оценке состояния работы в области укрепления международной валютной системы. На этом заседании был проанализирован достигнутый к указанному времени прогресс по различным аспектам соответствующей работы и определены основные направления последующей деятельности[35].


Ключевыми проблемами обеспечения эффективного функционирования мирового валютного механизма, с точки зрения МВФ, на современном этапе являются следующие.

Управление трансграничными потоками капитала. В декабре 2015 г. В конце прошлого года (декабрь 2015г) исполнительный совет обсудил роль МВФ в вопросах, касающихся международного перемещения капиталов. Было отмечено, что хотя потоки капитала обеспечивают существенные экономические выгоды, способствуя эффективному распределению ресурсов между странами, неустойчивость этих потоков усилила уязвимость, вызываемую перенесением шоков из одних стран в другие, и тем самым сыграла критически важную роль в развязывании кризиса. Отсюда вывод: роль Фонда в воздействии на международные потоки капитала нуждается в усилении и требует выработки соответствующих мер политики.

Роль специальных прав заимствования МВФ, СДР. Начавшийся в США и распространившийся практически на весь мир финансовый кризис обнажил неустойчивость доллара в качестве резервной валюты. Это привело к интенсивным обсуждениям в мировом научном сообществе и в политических кругах вопроса о замене американской денежной единицы в указанном качестве другой валютой.

В январе 2015 г. МВФ обсудил «потенциальный вклад» СДР в улучшение функционирования международной валютной системы. При этом было заявлено, что наряду с другими необходимыми мерами «повышение роли СДР могло бы способствовать долгосрочной стабильности международной валютной системы при условии создания соответствующих защитных механизмов, а также обеспечения политической приверженности и интереса со стороны частного сектора»[36]. В то же время отмечается: многие исполнительные директора «продолжают сомневаться в том, что СДР может сыграть ключевую роль в этом процессе». В итоге делается мало к чему обязывающий вывод о «готовности без предупреждений подойти к рассмотрению вопросов, касающихся СДР, в целях достижения широкого консенсуса между государствами-членами».

Несмотря на все сказанное выше, приходится признать, что рекомендации относительно внесения целенаправленных изменений в механизмы международной валютной системы имеют пока что весьма расплывчатый, разрозненный и, скорее, косметический характер. Однако объективные процессы в мировой экономике, связанные с финансовой глобализацией и существенными сдвигами в соотношении сил между странами и группами стран, будут так или иначе подталкивать мировое сообщество к более радикальной модернизации этой системы. Большое внимание проблеме укрепления надзора МВФ уделено в Декларации саммита «Группы 20» в Каннах. По этому поводу в ней говорится: «Мы согласны в том, что действенный и усиленный надзор МВФ будет иметь решающее значение для эффективности и стабильности международной валютно-финансовой системы… Мы призываем МВФ продолжить движение в направлении образования более комплексного, беспристрастного и эффективного надзора, включающего, в частности, политику в отношении финансового сектора, налогово-бюджетную, денежно-кредитную, курсовую политику, и углубленный анализ их воздействия на внешнеэкономическую стабильность… Мы согласились с необходимостью усилить степень ответственности и вовлеченности государств-членов в процесс осуществления надзора МВФ, которые являются ключевыми компонентами его эффективности». Что касается методологии, инструментария надзора МВФ, то лидеры «Группы 20» указывают на важность совершенствования многостороннего надзора и осуществления более тесной и глубокой его интеграции с надзором на двусторонней основе. Акцентируется потребность в налаживании расширенного мониторинга взаимосвязей между секторами экономики, а также между странами и регионами[37]. «Двадцатка» вновь напоминает о необходимости повышения прозрачности надзора МВФ, для чего необходимо участие всех государств-членов в усилиях, направленных на расширение доступности соответствующих данных.


Лидеры «Группы 20» в принятой в Канне декларации заявили о намерении обеспечивать, чтобы министры экономики и управляющие центральными банками осуществляли «более широкое стратегическое руководство». Отсюда следует, что «двадцатка» держит курс на использование МВФК в качестве связующего звена для транслирования ее пожеланий, а точнее говоря, поручений – в конкретные целевые установки осуществляемого Международным валютным фондом надзора.

Заключение

Международный валютный фонд (МВФ) – организация, включающая в себя 189 стран, оказывающая содействие в глобальном валютном сотрудничестве, всемерно способствующая упрочнению финансовой стабильности[38], содействию международной торговли, повышению занятости населения, устойчивому экономическому росту и сокращению масштабов нищеты во всем мире. Цель МВФ — помочь правительствам-членам воспользоваться возможностями, связанными с глобализацией и экономическим развитием в целом. МВФ отслеживает глобальные экономические тенденции и показатели, предупреждает стран-участниц, о потенциальных проблемах, служит форумом для политического диалога, консультирует правительства по вопросам решения экономических трудностей. МВФ также работает с развивающимися странами с тем, чтобы помочь им в достижении макроэкономической стабильности и сокращения бедности. Характеризуясь массовым перемещением капитала, глобализация влияет на выбор политического выбора стран-участниц во многих областях, в том числе в области трудовой, торговой и налоговой.

Своей важной задачей Международный Валютный фонд считает помощь странам в извлечении преимуществ из процессов глобализации с одновременным исключением ее возможных рисков и опасностей. Глобальный экономический кризис четко обозначил, насколько взаимосвязаны страны в современной мировой экономике.

МВФ поддерживает государств-участников путем предоставления:

• консультаций по вопросам политики для правительств и центральных банков на основе анализа экономических тенденций и мирового опыта;

•научных и аналитических исследований, статистических данных, прогнозов на основе отслеживания глобальных, региональных и национальных рынков;

• кредитования для преодоления экономических трудностей;

• льготного кредитования развивающихся стран для борьбы с бедностью;