Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Международный валютный фонд в системе международных экономических отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цели и задачи создания и функционирования МВФ отражены на рис. 2.

Рис. 2 – Цели и задачи создания и функционирования Международного валютного фонда

Особенность деятельности Международного валютного фонда в сравнении с прочими международными межправительственными организациями связана с тем, что в своей работе данная структура объединяет финансовые, консультационные, а также регулирующие полномочия, с помощью которых происходит достижение целей деятельности, закрепленных в уставе МВФ, а именно:

  • содействовать сбалансированному росту международной торговли;
  • поддерживать устойчивость обменных курсов валют;
  • способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами МВФ и устранению валютных ограничений, препятствующих росту международной торговли;
  • предоставлять государствам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов;
  • служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов (ст. I Устава)[10].

МВФ помогает странам развивать свою экономику и осуществлять отдельные экономические проекты при помощи четырех основных функций (табл. 1).

Таблица 1

Функции Международного валютного фонда

Содержание

Функция

Надзор

Функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора заключается в том,

чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению

Финансовая помощь

Использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей. Кредит МВФ представляет собой покупку иностранной валюты за национальную; возврат кредита – обратный обмен. Кредиты МВФ выдаются долями (траншами)

Техническая помощь

Содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов

Выпуск специальных прав заимствования, СДР

Специальные права заимствования – международные резервные активы, созданные МВФ в 1969 г. и периодически распределяемые между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. В международной экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функции 1) международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой; 2) расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторыми другими международными организациями; 3) валюты фиксации валютного курса в некоторых странах; 4) деноминатора ряда частных финансовых инструментов


Таким образом, МВФ занимается не только проблемами отдельных стран, но и вопросами функционирования международной валютной системы в целом.

Глава 2. Особенности Международного валютного фонда в современных экономических условиях

2.1. Внутренняя структура органов Международного валютного фонда и принципы их формирования

Одним из главных признаков, отличающих международные организации от других правовых форм международного сотрудничества, является наличие у них постоянно функционирующего внутриорганизационного механизма, который присущ международной организации как институту независимо от ее юридической природы.

По мнению Е.А. Шибаевой, внутриорганизационный механизм можно определить как «систему различного рода органов, созданных в соответствии с учредительным и другими актами международной организации, находящихся в постоянном взаимодействии на основе принципов и норм международного права. Его понятие включает следующие элементы: 1) система, принципы и порядок формирования органов; 2) их компетенция (предметная и юрисдикционная); 3) взаимодействие органов; 4) процедура принятия решений в органах организации»[11].

Организационная структура МВФ изложена в ст. XII Устава, которая предусматривает наличие Совета управляющих (Board of Governors), Исполнительного совета (Executive Board), Директора-распорядителя (Managing Director) и штата международных гражданских служащих. С 1974 г. в структуре МВФ существуют Временный комитет и Комитет по развитию.

Высшим органом МВФ является Совет управляющих, который состоит из представителей государств-членов – управляющего (Governor) и заместителя управляющего (Alternate), являющихся обычно министрами финансов или председателями центральных банков государств-участников. Один из управляющих избирается Председателем Совета на пятилетний срок. Совет управляющих собирается раз в год на ежегодные совещания для рассмотрения работы МВФ, но может также проводить совещания или голосования по почте.


Кворум любого заседания Совета управляющих составляет большинство управляющих, представляющих не менее двух третей общего числа голосов всех управляющих, имеющих право голоса.

В остальное время года управляющие доводят мнения своих правительств по поводу повседневной деятельности МВФ через своих представителей, из которых формируется Исполнительный совет, базирующийся в штаб-квартире в Вашингтоне.

В Международный валютно-финансовый комитет (International Monetary and Finance Committee), который является консультативным органом Совета управляющих, входят 24 управляющих. МВФК собирается обычно два раза в год и докладывает Совету управляющих о состоянии международной валютной системы, ее функционировании, а также о предложениях по внесению поправок в Устав МВФ[12].

В одно время с МВФК заседает Комитет по развитию (Joint IMF-World Bank Development Committee), который был также создан в 1974 г.

Советами управляющих МВФ и Всемирного банка и известен как Объединенный комитет министров по передаче реальных ресурсов развивающимся странам (the Joint Ministerial Committee of the Boards of Governors of the Bank and the Fund on the Transfer of Real Resources to Developing Countries). Комитет по развитию состоит из 24 министров финансов или других официальных лиц государств – членов МВФ и МБРР. Комитет по развитию консультирует Совет управляющих о финансовых потребностях развивающихся стран.

Многие свои полномочия Совет управляющих делегировал Исполнительному совету. В настоящее время этот вспомогательный орган Совета управляющих переименован в Международный валютно-финансовый комитет (МВФК).

Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров (Executive Directors), пять из которых назначаются странами с наибольшими квотами в бюджете МВФ (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания), а остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением принципа справедливого географического представительства[13]. Заседания Исполнительного совета проходят обычно три раза в неделю в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне под председательством Директора-распорядителя.

Исполнительный совет занимается широким кругом политических и административных вопросов, включая надзор за политикой государств-членов в отношении обменных курсов, предоставление финансовой помощи МВФ государствам-членам, а также обсуждение проблем мировой финансовой системы.

Исполнительный совет выбирает Директора-распорядителя, который возглавляет последний и выступает в качестве руководителя персонала организации. Директор-распорядитель отвечает за осуществление повседневной работы МВФ, он избирается на пятилетний срок и может быть переизбран на последующие сроки. Директор-распорядитель не имеет права голоса, за исключением тех случаев, когда голоса в Исполнительном совете разделяются поровну. Директор-распорядитель возглавляет штат сотрудников МВФ, который насчитывает примерно 2500 человек из 143 стран мира. Большинство сотрудников работают в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне, хотя помимо этого существуют четыре отделения в Париже, Женеве, Токио и Нью-Йорке[14].


Представительства МВФ функционируют во всех государствах – членах МВФ. В отличие от исполнительных директоров, которые представляют определенные страны, сотрудники МВФ – международные государственные служащие. Они ответственны за проведение политики МВФ в целом и не представляют национальные интересы государств, гражданами которых являются.

В отличие от общих универсальных межгосударственных организаций традиционного типа, в которых действует принцип суверенного равенства государств-членов, выраженный формулой «одно государство – один голос», при принятии решений в МВФ и других международных организациях валютно-финансового характера действуют принципы наибольшего финансового вклада и справедливого географического представительства при формировании управленческих органов ограниченного членства. Принцип наибольшего финансового вклада является порождением международных организаций валютно-финансового характера.

Формирование Исполнительного совета МВФ (исполнительного органа ограниченного членства) происходит именно на основе принципов наибольшего финансового вклада и справедливого географического представительства.

Важное место в системе органов МВФ занимает Директор-распорядитель МВФ. Как уже упоминалось, это должностное лицо назначается Исполнительным советом МВФ и не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. С момента создания МВФ было назначено десять директоров-распорядителей. Директор-распорядитель председательствует в Исполнительном совете и возглавляет административный аппарат МВФ. Согласно п. 4 ст. XXVII Устава МВФ Директор-распорядитель и сотрудники МВФ при выполнении своих функций подчиняются только МВФ и обязаны уважать международный характер своего труда. В функции Директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своих заместителей8, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и т.д. Директор-распорядитель несет ответственность за подготовку материалов и докладов в Исполнительном совете МВФ. Сотрудники МВФ набираются только из числа граждан государств – членов МВФ. Сотрудники МВФ должны выполнять свои обязанности эффективно и с высокой степенью профессионализма. Работники набираются с учетом принципа справедливого географического представительства.

Внутриорганизационный механизм обеспечивает деятельность международной организации, Директор-распорядитель не может быть старше 65 лет и занимать эту должность после 70 лет. В настоящее время Директор-распорядитель имеет трех заместителей (Deputy Managing Directors), которые назначаются им с одобрения Исполнительного совета. которая состоит из обсуждения вопросов, принятия по ним соответствующих решений, контроля за их соблюдением, наконец, применения санкций к государствам-членам, не выполняющим постановлений и соответствующих положений уставов организации[15]. Достижение единства внутриорганизационного механизма без взаимодействия органов невозможно, что, однако, не означает подмены предметной и юрисдикционной компетенции одного органа другим. Так, в МВФ центральным звеном всей организационной структуры является Исполнительный совет, которому подчиняется секретариат МВФ. Исполнительный совет имеет право представлять проекты решений в Совет управляющих и обсуждать повестку заседаний МВФК. МВФК является совещательным органом при Совете управляющих и обязан предоставлять ему необходимые материалы. В свою очередь Директор-распорядитель подготавливает материал для Исполнительного совета и для МВФК.


МВФ в соответствии со ст. IX Устава обладает всеми правами юридического лица. Кроме того, для обеспечения МВФ возможности выполнять порученные ему функции на территории всех государств-членов ему предоставляются особый статус, иммунитеты и привилегии.

Сам МВФ, его собственность и активы пользуются иммунитетом в отношении любых форм судебного производства; собственность и активы МВФ не могут подвергаться обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или любым иным формам изъятия путем исполнительных или законодательных действий; архивы МВФ неприкосновенны; вся собственность и активы МВФ свободны от ограничений, регулирования, контроля и мораториев любого характера; МВФ пользуется привилегиями в отношении связи; должностные лица и служащие МВФ обладают определенным иммунитетом и привилегиями; МВФ, его активы, имущество, доходы, его операции и сделки, обязательства и ценные бумаги, им выпускаемые, а также оклады и вознаграждения исполнительных директоров, их заместителей, должностных лиц и служащих МВФ освобождаются от любого налогообложения и таможенных пошлин. МВФ может быть ликвидирован только решением Совета управляющих (ст. XXVII)[16].

Каждое государство – член МВФ имеет квоту, выраженную в специальных правах заимствования – СДР (Special Drawing Rights) и определяющую его финансовые и организационные отношения с МВФ. От размера квоты зависят размер взноса в МВФ, число голосов, максимальный объем финансирования со стороны МВФ, а также доля государства-члена при распределении СДР.

Величина квоты выражается в СДР и равна взносу, который государство-член должно полностью выплатить МВФ. До 25% взноса подлежат выплате в резервных активах, определяемых МВФ (СДР или свободно конвертируемых валютах), а остальная часть – в собственной валюте государства-члена[17].

Подписка каждого государства-члена равна его квоте, и она полностью выплачивается в МВФ через соответствующего депозитария. В соответствии с требованиями Казначейства ВМФ для ведения дел с МВФ каждое государство-член должно назначить фискальное агентство и банк-депозитарий. В роли фискального агентства может выступать казначейство государства-члена (министерство финансов, центральный банк, государственное валютное учреждение, стабилизационный фонд или иная аналогичная организация).

МВФ может вести дела только с этим фискальным агентством, наделенным соответствующими полномочиями выполнять все операции и сделки от имени государства-члена. Кроме того, каждое государство-член должно назначить свой центральный банк депозитарием всех активов МВФ в валюте данного государства.