Файл: Отчет по производственной практике программы подготовки специалистов среднего звена по специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 305
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ПМ.01. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
МДК 01.01. Право социального обеспечения
1.2. Основания возникновения прав граждан на социальное обеспечение
2.1. Требования к специалистам социальной сферы
2.2. Характеристика программ, применяемых в системе социального обеспечения
2.3. Анализ правонарушений в области социального обеспечения
2.4. Назначение, перерасчет, выплата социального обеспечения
2.5. Консультирование граждан по вопросам социального обеспечения
2.6. Назначение и расчет социального обеспечения
МДК 01.02. Психология социально-правовой деятельности
3.2. Основы медико-социальной экспертизы
ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной
защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
1. Анализ деятельности отдела, отделения ПФР или учреждения СЗН
2. Анализ нормативно- правовой базы оказания помощи отдельным категориям населения
3. Анализ организации работы с обращениями граждан
5. Изучение порядка ввода правовой информации в базу данных
Можно привести многочисленные примеры, когда специалисты различных отраслей права ставят знак равенства между данными понятиями или отдают предпочтение одному из указанных терминов. Так, «в конституционном (государственном) праве термин “источник права в юридическом смысле” является общепризнанным. Под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы. Общепризнанность этого термина объясняется, во-первых, тем, что он давно установился в науке и практике. Во-вторых, употребляя этот термин, авторы, как правило, поясняют, что они имеют в виду под ним не силу, придающую праву обязательное значение, а лишь формы, способы выражения права, и что тем самым принятие ими этого термина имеет чисто условный характер».
В учебнике «Гражданское право» отмечено, что «термин “источник права” пришел в современное правоведение из римского права. В теоретической литературе отмечается его многозначность. В данном случае речь идет о форме выражения правовых норм, имеющей общеобязательный характер. Установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное значение». В новейших учебниках по трудовому праву используется термин «источник права». С учетом сказанного, на наш взгляд, можно сделать вывод, что противостояния между понятиями «источник права» и «форма права» нет, поскольку оба понятия относятся к одному и тому же явлению и наиболее логичным и целесообразным является их использование как синонимов, как идентичных терминов и понятий. Источник права – это и есть форма, внешнее выражение права.
Нормы права воспринимаются в обществе и соблюдаются посредством соответствующим образом оформленных источников права. Если в общей теории права, других отраслях проблема источников права достаточно исследована как в прошлом, так и в настоящем18, то в такой молодой отрасли права, как право социального обеспечения, данная тема не нашла комплексного освещения. Ранее, до выделения права социального обеспечения в самостоятельную отрасль, его источники входили в круг источников трудового, колхозного, административного права. Сейчас самостоятельность данной отрасли общепризнанна. Однако до сегодняшнего дня исследованию источников права социального обеспечения посвящены лишь отдельные главы учебников, учебных пособий, монография советского периода Е.И. Астрахана20, кандидатские диссертации В.С. Сазонова и М.О. Смирновой. Отдельные вопросы затрагивались в ряде монографий, посвященных другим проблемам социального обеспечения, статьях, комментариях законов.
При выявлении понятия «источники права социального обеспечения» мы увидим, что в данной правовой категории в полной мере находят проявления концепции, научные представления, дискуссии как общей теории права, так и трудового права. До выделения права социального обеспечения в самостоятельную отрасль специалисты трудового права включали социально-обеспечительные нормы в источники трудового права. Какому же термину ученые в области трудового права отдавали предпочтение, исследуя источники? В учебниках довоенного периода использовался термин «источники трудового права». После 1945 г. наряду с источниками трудового права употребляются термины «источники норм советского трудового права», «нормативные акты советского трудового права»25. В энциклопедическом словаре «Трудовое право», созданном коллективным трудом большой группы советских ученых в области трудового права, дано следующее определение источников трудового права: «Источники советского трудового права – условный термин, обозначающий акты, которыми устанавливаются и в которых выражаются нормы трудового права».
В энциклопедическом словаре «Трудовое право» помещена статья Н.Г. Александрова, которая так и называется «Источники советского трудового права», где автор пишет: «Источники советского трудового права – термин, обозначающий акты, в которых выражаются нормы трудового права». В своих более ранних работах Н.Г. Александров приходил к выводу, что источники права – это вид деятельности государства, заключающийся в установлении юридических норм или в признании юридических или иных социальных норм.
Представляется, что разногласия в терминологии не касались существа вопроса: понятие источника трудового права связывалось с нормотворческой деятельностью государства и имело место отождествление источника права с нормативным правовым актом, что в полной мере соответствовало правовой доктрине тех лет. Несомненно, материнская отрасль − трудовое право − наложила свой отпечаток на понятие источников права социального обеспечения; данную созвучность можно проследить на тех определениях, которые даны в учебно-методической, специальной литературе, монографиях, диссертациях по праву социального обеспечения. Так, В.С. Андреев полагал, что «источниками советского права социального обеспечения называются формы выражения воли народа в правовых нормах, относящихся к данной отрасли права.
Нормы права социального обеспечения закрепляются в нормативных актах государства…». По мнению М.Л. Захарова, «под источником права понимаются принятые в данном обществе формы выражения нормативной государственной воли правящего класса, а в развитом социалистическом обществе – всего народа. Источники права – это различные акты государственных органов, которыми устанавливаются определенные нормы права». «Источниками советского права социального обеспечения, − отмечала В.А. Тарасова, − являются нормативные акты, издаваемые компетентными органами (органами государственной власти и управления, а в определенной части органами колхозов и профсоюзов), посредством которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права, регулирующие отношения по социальному обеспечению граждан и тесно связанные с ними отношения, составляющие предмет права социального обеспечения».
Я.М. Фогель писал, что «термин “источник права” обычно имеет два значения. Первое раскрывает причину создания права. Правообразующей силой в основном выступает государство, закрепляющее в праве волю и интересы народа или только господствующего класса, исходя из соответствующих социально-экономических и политических условий жизни общества. Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно отражает результаты правотворческой деятельности. Ими служат разнообразные нормативно-правовые акты, принимаемые уполномоченными на то органами государства в соответствии с предоставленными им правами».
В учебном пособии «Советское право социального обеспечения» утверждалось, что «под источником права в юридическом смысле понимается результат правотворческой деятельности, т.е. нормативные акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие те или иные отношения». Е.Е. Мачульская пишет: «Под источниками права понимают внешние формы организации его содержания, которое существует в определенных нормативных документах. Такие нормативные документы могут содержать только нормы права социального обеспечения…».
К.Н. Гусов дает следующее определение: «Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права»34. В диссертационном исследовании М.О. Смирновой указывается, что «источниками права социального обеспечения следует считать нормативные акты, являющиеся результатом правотворческой деятельности компетентных органов, выражающих волю государства, и направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с алиментированием граждан из специализированных фондов социального обеспечения и процедурной деятельностью компетентных органов по осуществлению социального обеспечения».
М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова в первом российском учебнике по праву социального обеспечения, раскрывая понятие источников права социального обеспечения, пишут: «В правовой науке укоренились в основном два понятия источника права. Первое понятие источника права в материальном смысле, как реальной силы, создающей правовые предписания и обеспечивающей их исполнение, в том числе, естественно, принудительное. Второе понятие источника права в формальном смысле, как внешней формы выражения правовых предписаний, как “резервуара, в котором пребывают правовые нормы”, как “оболочки бытия правовой нормы”. В этом смысле источники права можно определить как принятые в обществе способы выражения воли соответствующих властных структур, направленной на правовое регулирование общественных отношений независимо от их содержания.
В российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения».
Анализируя приведенные понятия источников права социального обеспечения, без дискуссии по отдельным нюансам, общепринятым можно считать тот факт, что во всех определениях речь идет исключительно о позитивном праве, источниками которого признаются нормативные правовые акты компетентных органов, содержащие нормы права социального обеспечения и являющиеся внешней формой выражения воли государства в процессе правотворческой деятельности. Поскольку понятие источников права социального обеспечения − это научная дефиниция, охватывающая общие признаки, характерные для данного явления, а не частности, то возможно следующее определение.
Источники права социального обеспечения – это внешняя форма правотворческой деятельности государства в сфере социально-обеспечительных отношений, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнения. Результатом правотворческой деятельности государства являются нормативные правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения. Объективированные только в определенной форме, такие нормы становятся общеобязательными, правовыми, реализация которых обеспечивается средствами государственного воздействия.
Таким образом, источники права социального обеспечения воплощают в себе решения правотворческих органов о создании, изменении, отмене норм права социального обеспечения. Создание источника права – неотъемлемая часть правотворчества, без которой нормы права социального обеспечения не могут возникнуть, а решение компетентного органа не может получить значение государственной воли, нормы права. Источники права социального обеспечения являются той формой, в которой
нормы права выступают в реальной жизни, из которой черпаются знания о действующем праве и к которой обращаются при решении конкретных правовых ситуаций. Основными признаками источника права являются: нормативный характер предписаний; обязательность для исполнения; сила государственного принуждения.
Нормативный правовой акт как источник права социального обеспечения характеризуется следующими основными чертами: он издается в пределах компетенции соответствующего государственного органа; должен соответствовать актам вышестоящих органов; приобретает обязательную силу после его обнародования или иного предусмотренного нормами права доведения до сведения исполнителей. Нормативные правовые акты являются наиболее изученными в отечественном правоведении источниками права. Исследовались их природа, признаки, свойства. Так, И.Е. Фарбер полагал, что источники права должны обладать по меньшей мере тремя свойствами (качествами): они должны быть, во-первых, определенными, четко и ясно формулировать права и обязанности возможных участников правоотношений; во-вторых, общеобязательными, охраняемыми возможностью государственного принуждения для тех, кто станет уклоняться от выполнения их предписаний; в-третьих, общеизвестными адресатам юридических норм.
Следовательно, должен быть особый порядок публикации нормативных актов и введения их в действие. Наряду с общими признаками, источники права социального обеспечения обладают особенностями, которые обусловлены предметом и методом отрасли права социального обеспечения. Носящая в своей основе объективный характер отрасль права во многом определяет систему законодательства, служит для законодателя ориентиром в его правотворческой деятельности. За многие десятилетия ученые выявили и исследовали большое количество признаков нормативного правового акта. Так, С.В. Бошно наиболее актуальными считает следующие: волевое содержание; официальный характер; входит в единую систему; нормативность; принимается по специальной процедуре; издается компетентными органами и лицами; регулирует общественные отношения; издается управомоченными органами и лицами; гарантируется принудительной силой государства; имеет форму и структуру, установленные законом.
В работах других авторах есть схожесть позиций по данному вопросу с некоторыми дополнениями. Так, Г.А. Рогалева, исследуя признаки нормативно-правовых актов, указывает на их временные, пространственные и субъектные пределы действия.