Файл: Отчет по производственной практике программы подготовки специалистов среднего звена по специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 323
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ПМ.01. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
МДК 01.01. Право социального обеспечения
1.2. Основания возникновения прав граждан на социальное обеспечение
2.1. Требования к специалистам социальной сферы
2.2. Характеристика программ, применяемых в системе социального обеспечения
2.3. Анализ правонарушений в области социального обеспечения
2.4. Назначение, перерасчет, выплата социального обеспечения
2.5. Консультирование граждан по вопросам социального обеспечения
2.6. Назначение и расчет социального обеспечения
МДК 01.02. Психология социально-правовой деятельности
3.2. Основы медико-социальной экспертизы
ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной
защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
1. Анализ деятельности отдела, отделения ПФР или учреждения СЗН
2. Анализ нормативно- правовой базы оказания помощи отдельным категориям населения
3. Анализ организации работы с обращениями граждан
5. Изучение порядка ввода правовой информации в базу данных
Базовыми, основополагающими принципами следует признать принцип всеобщности социального обеспечения наряду с принципом дифференциации, ведь всеобщность не предполагает обычного уравнивания. При этом очень важен вопрос о том, насколько эти принципы реализуются через действующее законодательство. В нормативных правовых актах о социальном обеспечении встречаются положения, которые заставляют усомниться в возможности их реализации. К примеру, соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховым риском (для целей указанного закона) признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая – старости, инвалидности, потери кормильца.
Обязательным страховым обеспечением выступают трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца. Обратим внимание на слово «обязательным». Между тем, согласно ст.8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в случае наступления инвалидности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, ему может быть назначена только социальная пенсия по инвалидности, которая будет меньшего размера, в первую очередь, из-за отсутствия переменного размера страховой части (рассчитываемого, кстати, на основе пенсионного капитала, заработанного гражданином).
Названное положение весьма часто подвергается критике, и абсолютно обоснованно. В такой ситуации не приходится говорить ни о всеобщности, ни о дифференциации социального обеспечения, а термин «обязательное страховое возмещение» утрачивает свой смысл. Сходным образом решен вопрос предоставления пособия по временной нетрудоспособности при ее наступлении вследствие указанных причин – в соответствии со ст.9 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в назначении пособия вообще будет отказано.
В рассмотренных выше случаях обязательные социальные выплаты перестали быть таковыми из-за вины гражданина в наступлении социального риска. Отметим, что в науке права социального обеспечения высказывались суждения в поддержку подобных норм. Существует мнение, что если социально-рисковая ситуация – результат противоправного поведения человека, то государство должно оказывать ему лишь минимальную поддержку. Однако более корректной представляется точка зрения М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой, которые подобные правила называют абсурдными и безосновательными.
Действительно, за совершение умышленного уголовно наказуемого деяния гражданин понесет ответственность в соответствии с уголовным законодательством, и нет никакого смысла наказывать его лишением заработанных социальных выплат. Поэтому полагаю, что в рамках права социального обеспечения установления взаимосвязи социального риска как основания назначения пенсии, пособия, иной выплаты, и вины гражданина в наступлении социально-рисковой ситуации не должно быть, поскольку это препятствует реализации принципа всеобщности социального обеспечения. Право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, гарантируется ст. 39 Конституции РФ. Отметим – «право каждого», то есть вне зависимости от причин возникновения такой ситуации.
В то же время появление этих норм заставляет задуматься о необходимости введения такого признака социального риска, как его независимость он наличия вины лица, оказавшегося в социальнорисковой ситуации. Что касается реализации принципа дифференциации социального обеспечения, отметим следующее. Иногда в законодательстве недостаточно четко установлены те самые объективные критерии, от которых зависит социальное обеспечение. Так, относительно новым социальным риском признается малообеспеченность. Данный риск не является традиционным, поскольку в период существования СССР каждый был обязан заниматься той или иной общественно полезной деятельностью, обеспечивать свое материальное благополучие, а «трудоспособное лицо, которое уклоняется от общественно полезного труда, …, не может требовать обеспечения от общества, поскольку не участвовало в создании и приумножении национального богатства».
В настоящее время государство, признавшее себя социальным, принимает на себя социальные обязательства в связи с малообеспеченностью. Согласно Федеральному закону «О государственной социальной помощи» ее получателями могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Что понимается под независящими причинами, из содержания названного закона неясно. Между тем в социальной сфере, как нигде, важно соблюдение того, чтобы обстоятельства, выступающие основаниями дифференциации, соответствовали и общеправовому принципу равенства.
Именно поэтому полагаю, что перечень причин, которые, по мысли законодателя, являются «независимыми от человека», должны быть закреплены в нормативном правовом акте федерального уровня. Сказанное свидетельствует о том, что, несмотря на теоретическую проработанность понятия отраслевых принципов права социального обеспечения, их перечня, вопрос их реализации остается достаточно острым. Закрепление условий и норм назначения пенсий, пособий, компенсационных и иных социальных выплат и предоставлений должно осуществляться с более четким соблюдением положений теории права социального обеспечения.
2.1. Требования к специалистам социальной сферы
Требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе на законодательном уровне (законы, стандарты), излагаются в виде профессионально значимых качеств личности и качеств, препятствующих работе в данной сфере.
В «Стандартах классификации практической социальной работы» предъявляются соответствующие требования, без которых невозможна профессиональная деятельность специалиста. Он должен:
уметь слушать других целенаправленно и с пониманием;
собирать информацию, чтобы подготовить социальную историю, оценку и отчет;
формировать и поддерживать профессиональные отношения, направленные на оказание социальной помощи;
наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, используя знания в области теории человека и диагностические методы;
направлять усилия клиентов на разрешение их проблем и завоевывать доверие клиентов;
находить творческое решение проблем клиентов;
проводить исследования и интерпретировать их результаты;
быть посредником и вести переговоры между конфликтующими сторонами;
обеспечивать связь между различными организациями;
сообщить о социальных потребностях государственным органам, финансирующим соответствующую деятельность.
Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «социальная работа», социальный работник должен уметь просто и грамотно говорить и писать, обучать других внимательно и доброжелательно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации. А также служить примером в профессиональных отношениях, объяснять сложные психосоциальные явления, эффективно организовывать свою работу, изыскивая источники, получать средства по оказанию помощи другим и так далее.
Таким образом, стандарты указывают на следующие качества: наблюдательность, коммуникабельность, доброжелательность, организованность и тому подобное.
Например, Е. И. Холостова считает, что личные качества специалиста по социальной работе можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй – психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе – психолого-педагогические качества.
Качества первой группы, которые отражают психические процессы (мышление, восприятие, память, воображение), психические состояния (стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности специалиста. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из специалистов не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут не проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.
Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключать и управлять своими эмоциями.
К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроение людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.
В. И. Курбатов говорит о личных качествах специалиста по социальной работе. Причем он разделяет их на необходимые и неприемлимые.
В личных качествах нужно выделить личностные особенности, навыки общения и отношение к работе. Личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность.
Навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям.
Отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.
Неприемлемыми для социальных работников считаются следующие качества:
Личностные особенности: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость.
Навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость.